ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Філософія: Енциклопедичний словник

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ — самоочевидное, не требующее логического подтверждения знание, полученное путем прямого восприятия истины, созерцания и переживания общего посредством конкретно-единичного. Н.з. противопоставляется опосредованному, дискурсивному знанию.
Своими корнями понятие Н.з. уходит в глубь антич. философии, где интерпретируется как результат чувственного созерцания (Левкипп, Демокрит, Эпикур и др.), как итог индивидуального, экстатического акта припоминания первообразов (Платон), как интеллектуальная интуиция (Аристотель), раскрывающая непосредственные и общие начала знания, творческое умозрение, которому предшествует длительная подготовительная работа. Позднее возможность и необходимость непосредственного постижения религиозных истин утверждается в трудах византийских богословов и средневековых схоластов.
Понятие Н.з. активно разрабатывается в эмпиризме и рационализме Нового времени. В эмпирических концепциях под Н.з. понимается совокупность чувственных ощущений, впечатлений, данных сознанию и зафиксированных в языке. При этом Н.з. рассматривается как начало и основа всей системы знания. В рационализме исходным актом познания признается непосредственная рефлексия, постижение глубинной сущности сознания. Аксиома Р. Декарта «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую») провозглашается самоочевидной, достоверной истиной, логической основой всякого знания, и Н.з. как прямое усмотрение истины ставится выше опосредованного.
Проблема взаимодействия непосредственного и опосредованного знания получает развитие в нем. классической философии, а затем в марксизме, утверждающем опосредованность любого акта восприятия культурно-историческими традициями и предметно-практической познавательной деятельностью субъекта.
Особое значение проблема Н.з. приобретает на рубеже 19—20 вв. в процессе методологической критики классического рационализма. Разрабатываются целостные концепции интуитивного Н.з. (А. Бергсон, Б. Кроче, И.О. Лосский, С.Л. Франк и др.). Э. Гуссерль создает учение об идеации, о сущностном видении феноменального в его собственных пределах, благодаря чему Н.з. как интуиция входит в основоположения филос. антропологии и экзистенциализма, становится особым способом самореализации человека.
Специфической формой проявления Н.з. является т.н. неявное знание, воплощенное в схемах восприятия, телесных навыках и практическом мастерстве, всесторонне исследованное М. Полани.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Склад кредитного портфеля
СВІТОВА ТА МІЖНАРОДНА ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ
Визначення потреби в інвестиціях та вартості капіталу
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Коперник и Птолемей


Категорія: Філософія: Енциклопедичний словник | Додав: koljan (09.12.2011)
Переглядів: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП