МНЕНИЕ — одно из важнейших проявлений общественного и индивидуального сознания, совокупность связанных между собой суждений, заключающих в себе скрытое или явное отношение, оценку к.-л. явлений, процессов, событий и фактов действительности. Выполняет контрольно-консультативную функцию (определяет позицию, выносит решение по тем или иным проблемам), регулирует поведение индивидов, социальных групп и ин-тов общества. В узком смысле М. — мысль, соображение, предлагаемое бездостаточного основания, не проверенное, не подтвержденное необходимой аргументацией. М. нередко противопоставляется знанию: «Там, где заканчивается знание, начинается мнение». Традиция сопоставления М. и знания в истории философии утверждается у элеатов и в платонизме. Так, Парменид указывает три возможных способа и процесса постижения бытия: 1) путь мышления, обращенного на вечные истины и неизменное бытие, 2) путь чувственного восприятия, направленного на изменчивый мир становления, 3) путь достойных похвалы М., обнаруживающих в меняющемся мире порядок, закономерности и оказывающихся началом восхождения к высшим истинам. Платон связывает познание истины с припоминанием идей-сущностей, с умозрением, а М. отождествляет с верованиями, чувственным наблюдением, с житейским, повседневным опытом. М. амбивалентно и парадоксально, поскольку рождается в повседневности, обыденности, где пересекаются, взаимодействуют и сосуществуют истина и заблуждение, типическое и уникальное, социальное и индивидуальное, временное и вечное. М. считается темным, неясным знанием, которое следует пересмотреть, отбросив видимости и заблуждения. Общепринятые М. предстают как сфера предрассудков, которая удерживает разум в плену, ставит ему пределы. Именно поэтому во многих диалогах Платона Сократ призывает, отказавшись от расхожих М., познать себя. Критическое отношение, ирония заставляют человека отдать себе отчет в мере достоверности повседневного, опытного, непосредственного знания, пересмотреть с т.зр. разума и высокой нравственности устоявшиеся М., подтолкнуть душу к рождению истины. Согласно Аристотелю, знание может быть дискурсивным или непосредственно интуитивным. Точное знание (эпистеме) исходит из необходимых посылок, а М. (докса) носит вероятностный характер. Вместе с тем даже точное знание опирается на общепринятые М., признаваемые большинством мудрецов, поэтому в школе Аристотеля складывается традиция тщательно подбирать и систематизировать М. предшественников по различным предметам (напр., «Физические мнения» Теофаста). Возникая в условиях неопределенности познавательной ситуации, М. предполагает выбор и оценку, поскольку оно тесно связано с верой, с определенной мировоззренческой позицией и психологической установкой. М. может быть адекватным действительности или иллюзорным. Принято выделять индивидуальное (частное) и общественное, коллективное М. Индивидуальное М. исходит из интересов и потребностей личности, выражает ее неповторимое своеобразие, хотя может совпадать с общественным М. и иметь важное всеобщее значение. Общественное М. действует во всех сферах жизни общества, утверждая нормы общественных отношений, отражает определенную коллективную позицию, является важнейшим механизмом социального взаимодействия, поэтому может быть как единодушным, однородным, так и плюралистическим, содержащим различные, не совпадающие друг с другом т.зр. Такое М. формируется не столько стихийно, сколько под целенаправленным воздействием различных социальных ин-тов, с помощью средств массовой информации. Активность и значение общественного М. определяется социальными условиями, уровнем развития культуры, демократических ин-тов и свобод.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МНЕНИЕ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»