ИЛЛАРИОН КИЕВСКИЙ (кон. 9 — сер. 11 в.) — др.-рус. мыслитель, проповедник, первый киевский рус. митрополит (с 1051). Сведения о его жизни скудны; в летописи сообщается, что он был «муж благ, книжен и постник». Расцвет творчества приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054). Перу И.К. принадлежат «Слово о Законе и Благодати», «Молитва», «Исповедание веры», а также ряд сочинений религиозно-нравственного характера. При его участии составлялся «Устав князя Ярослава о церковных судах». Оказал влияние на летописание, церковное красноречие, учительную литературу. Наиболее значительно по объему и содержанию «Слово», состоящее из трех частей: сопоставления Закона и Благодати, описания крещения Руси, похвалы великому князю Владимиру и его сыну Ярославу. Известно более 50 списков «Слова», относящихся к 15—17 вв., что говорит о его влиянии и авторитетности. Под Законом понимается ветхозаветное учение как начальная стадия духовного просвещения и самоорганизации др.-евр. народа, оказавшая влияние на все человечество. Под Благодатью понимается евангельское новозаветное учение, с одной стороны, развившее ветхозаветную традицию, с другой — преодолевшее ее рамки и ставшее мировой религией, распространившейся на многие народы и страны, в т.ч. на Русь. Христианский универсализм сочетается в «Слове» с глубоким патриотизмом. Историософская значимость памятника состоит в обосновании идеи равенства Руси среди цивилизованных народов, включенности ее в мировую историю, в сравнении князя Владимира с равноапостольным императором Константином, что предвосхитило возникшую позднее доктрину «Москва — Третий Рим», где Руси отводилась роль наследницы Рима и Византии. Слово о Законе и Благодати. М., 1994. Идейно-философское наследие Иллариона Киевского. М., 1986. Ч. 1—2; Ужанков А.Н. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона Киевского. М., 1999.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИЛЛАРИОН КИЕВСКИЙ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»