Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями, создает «чистый» образ (Я. Кант). В этом плане В. является основой познавательной деятельности, ибо наука, философия, искусство имеют дело только с чистыми образами, предметами, законами, которых нет в природе — скорость, масса, человек вообще, идеальный герой. Любое новое знание есть продукт творческого В., поскольку новое не есть механическая сумма старых знаний, а синтез эмпирических данных, переплавленный В. мыслителя или художника. В. не только достояние искусства, хотя здесь его значимость выступает наиболее явственно, любая свободная человеческая деятельность опирается на В. Оно имеет место в любом акте восприятия, когда человек домысливает, воображает невидимые стороны воспринимаемого объекта. В каждом опыте действует В. (опыт «как если бы», мир «как если бы») — оно открывает в любой вещи или событии набор возможностей, оттенков, перспектив «иначе-видения», поэтому человеческое сознание не отражает мир, а творит его, воссоздает в идеальной целостности. В. отводится важнейшая роль в феноменологической теории интеллектуального созерцания, в теории Ж.П. Сартра о ирреализующем принципе работы сознания, в психоаналитических концепциях, исследующих связь В. с механизмами бессознательного.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВООБРАЖЕНИЕ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»