ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Історичні типи класичної філософії

Образы философии в европейской культуре
Как показывает приведенная выше краткая теоретико-содержательная реконструкция основных этапов развития классической философской традиции, в европейской культуре сложилось несколько проекций образа философии, которые с различных позиций раскрывают ее сущностные характеристики, стилистические особенности, ценностные регулятивы, статус и роль в духовной жизни общества.
Становление классического стиля философского мышления начинается уже в недрах античной культуры. В Элладе философия понималась как особая божественная наука, самая свободная из всех наук, потому что целью ее является истина, а не польза. Как самая достойная из наук, философия полагает своим предметом сущее как таковое, первые начала (архе), на основе которых познается все остальное. Она является наилучшей, поскольку стремиться постигнуть цель, то, ради чего надлежит действовать и ради чего существует космос (высшее благо). Философия рассматривалась античными мыслителями в качестве эталона теоретического знания, представляя собой высший род умозрения.
Эпоха Нового времени в истории европейской цивилизации породила научно-технический прогресс, благодаря которому неизмеримо возросла ценность науки и философии в духовной культуре европейских государств. Философия в этот период понимается как царица наук, вершина человеческой мудрости. Она мыслится как универсальная, высшая наука, распространяющаяся на все доступные человеческому познанию области универсума. Отмечая, что философия одна только отличает нас от дикарей и варваров, Р. Декарт писал: «…Слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». В своей работе «Начала философии» отец европейского рационализма определяет философии высший статус в иерархии наук, поскольку открываемые ею истины выступают в качестве ясных и очевидных начал всякого познания. Доставляя разуму знание первых причин, философия делает возможным существование частных наук, изучающих все прочие вещи.
Необходимость и значение философии для жизни человека и государства в новоевропейской культуре определялось тем, что она способна совершенствовать нравы и жизненный уклад народа, формировать его национальное самосознание и дух гражданственности. От развития философии, согласно Р. Декарту, зависит духовное состояние общества и уровень образованности населения. Философия есть истинная пища ума, высшее благо, к которому надлежит стремиться людям, коль скоро они отличают себя от животных.
В европейской культуре Нового времени окончательно оформилась традиция академического философствования, восходящая своими истоками к платоновской Академии и аристотелианскому Ликею. Постепенно в ней сложились определенные нормы рациональности, ставшие своеобразными критериями аутентичного философского поиска. Доминирование методологической проблематики в философской мысли этого периода привело к тому, что большинство новоевропейских философов посвятили немало работ сущности философии, определению ее предмета, статуса в системе наук, а также разработке методических норм и правил философского мышления.
Достаточно высоко оценивая роль философии в культуре, эти мыслители полагали, что научное и философское познание имеют общую цель – достижение всестороннего, прочного, достоверного знания о действительности, поэтому оба этих вида познавательной деятельности должны руководствоваться едиными методологическими стандартами и правилами рассуждения. Характеризуя особенности философского мышления, представители новоевропейской философии, крупнейшие ученые своего времени, по сути, разрабатывали нормы научной рациональности, легшие в основание классической европейской науки. Овладение этими нормами и методами было невозможно без профессиональной подготовки, без наличия не только философского образования, но и глубоких знаний в области естественных наук. Занятия философией предполагали также высокий уровень развития интеллектуальной культуры личности.
Большинство философов Нового времени сами занимались естественнонаучными или математическими изысканиями, являлись членами научных обществ и академий. Так, в европейских центрах развития науки сложилась профессиональная культура философствования, воспроизводимая на протяжении ряда столетий. Многие присущие ей стандарты философского дискурса по сей день рассматриваются как стилистические особенности академической философии.
Каковы же эти классические стандарты философского мышления? Прежде всего, целью философии объявляется достижение истинного знания, на основе которого станут возможными безостановочное развитие науки, совершенствование нравов, рост образования, неуклонный общественный прогресс и создание цивилизованного жизненного уклада. Поэтому первым требованием, предъявляемым к философскому познанию, стало требование достоверности и обоснованности получаемых результатов. Философское знание, как неоднократно подчеркивает в своих сочинениях Р. Декарт, не строиться на предположениях, непроверенных фактах или мнениях других людей. Оно является результатом самостоятельного, опирающегося на логику и «естественный свет» человеческого ума рассуждение, надежно дедуцирующее выводы из ясных и очевидных посылок.
Практически все представители классической философии отмечали необходимость давать точные дефиниции понятиям. Поскольку философ стремится к истинному знанию, он должен уметь правильно употреблять слова и точно определять понятия. В этом плане эталоном для философского рассуждения может служить геометрия, в которой все начинается с установления дефиниций. Философ не может руководствоваться общими сентенциями, вычитанными у писателей, общественным мнением или традицией, поскольку они подвержены многочисленным исключениям. Занятия философией предполагают опору на собственную природную способность суждения. Научное знание тогда является достоверным, когда оно получено путем исследования сути явлений, глубинных причин и закономерностей происходящего. В этом случае результаты познания гарантированы от случайностей.
Философское рассуждение должно быть последовательным, логически упорядоченным и непротиворечивым. Оно всегда подчинено определенной цели, вытекающей из характера изучаемых проблем, и воспроизводит логику их исследования. Отсутствие порядка и связи в мыслях, их «беспорядочная скачка» (Т. Гоббс) указывают либо на неразвитость интеллектуальных способностей субъекта, либо на отсутствие у него определенной цели размышления. В результате, его мысли блуждают как во сне и противоречат друг другу. Следствием подобной ситуации является набор бессмысленных, абсурдных утверждений.
Требования целостности, согласованности и логической выводимости знания также рассматривались в Новое время как непременный атрибут подлинно философского исследования. Представители классической философии полагали, что все доступное человеческому познанию вытекает одно из другого. Поэтому, философствуя, следует соблюдать должный порядок в выводах, и тогда не останется ничего, что нельзя было бы познать или открыть.
Вершиной классического понимания сущности философии по праву считается гегелевское понятие философии. Гегель определял философию как «мыслящее рассмотрение предметов», как «такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и при этом познанием в понятиях». В отличие от обыденного сознания, предметы которого «непосредственно признаны представлением» и первоначально выступают «не в форме мысли, а в форме чувства, созерцания, представления», философия возвышает мыслящий дух «к мыслящему познанию и постижению посредством понятий», поэтому она «содержит в себе требование показать необходимость своего содержания и доказать как самое бытие, так и определение своих предметов».
Для верного понимания философии необходимо, согласно Гегелю, освободиться от противоположности сознания и его предмета, поскольку определения мысли обладают также и объективной ценностью и существованием, в предметном мире есть смысл, разум. Дух и природа имеют всеобщие законы, в согласии с которыми совершаются их изменения. В этом, по существу, Гегель усматривал специфику и задачу философского познания.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образы философии в европейской культуре» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Загальна характеристика мережних стандартів
Інвестиційний клімат держави
Умови кредитної угоди
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ
КАПІТАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ


Категорія: Історичні типи класичної філософії | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 1075 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП