Возникновение и развитие философской мысли в древнем Китае, так же, как и в древнеиндийской цивилизации, было вызвано радикальными изменениями в культуре и общественной жизни. Начало формирования раннеклассового общества в Китае относится ко II тысячелетию до н.э. Оно осуществлялось на фоне достаточно быстрого развития и распространения земледелия, строительства ирригационных сооружений, прогресса ремесел (отливка бронзы, производство керамики и др.). В VI в. до н.э. в Китае повсеместно стало применяться железо, что позволило приступить к строительству крупных ирригационных сооружений, значительно расширить площадь обрабатываемых земель, усовершенствовать агротехнику. Результатом стал расцвет ремесла и торговли, а, следовательно, начинается рост и укрепление городов – административных, торгово-ремесленных и культурных центров древнекитайской цивилизации. В VII–VI вв. до н.э. в Китае возникают крупные государственные образования. Самыми мощными царствами того времени были: Ци, Цзинь, Цинь, Чу и Сун. Социальная структура древнекитайского общества была представлена двумя важнейшими классами – наследственными землевладельцами (ванами) и крестьянами общинниками. Рабство носило второстепенный, патриархальный характер, рабы выполняли функции домашних слуг. В то же время постепенно формировались новые социальные силы – разбогатевшие слои купцов и ростовщиков, которые претендовали на свою долю государственной власти и вели активную политическую и идеологическую борьбу с родовой земельной аристократией. Государство в Древнем Китае имело патримониальный характер, оно представляло собой политическую форму организации разросшегося семейного клана. Власть передавалась по наследству от патриарха к старшему сыну. Правитель олицетворял мощь и единство государства. Юридическим собственником земли также являлось государство, в силу чего крестьяне-общинники вынуждены были уплачивать в казну натуральный налог (часть урожая со всей обрабатываемой земли). Середина I тысячелетия до н.э. в жизни древнекитайского общества отмечена рядом народных волнений и постоянными войнами между царствами за земельные ресурсы и политическое влияние в регионе. К этому времени появляется рынок земли, вводится право частной собственности на землю, налог с урожая заменяется фиксированным налогом на количество земли. Все эти процессы способствовали социальной дифференциации общества, росту производительности крестьянского труда и концентрации земельной собственности в руках небольшой горстки феодалов. К IV в. до н.э. из всех сравнительно крупных и независимых государств Древнего Китая выделилось царство Цинь. Реформы Шан Яна (358–348 гг. до н.э.) способствовали усилению централизованной государственной власти. Это имело решающее значение для успеха войн, которые вела династия Цинь с соседними царствами. В конце III в. до н.э. они закончились объединением древнего Китая под властью деспотической циньской империи (221 – 207 гг. до н. э.). Необходимость содержать колоссальную военную машину и насильственная мобилизация сотен тысяч крестьян на строительство Великой китайской стены подорвали экономику империи, привели к деградации сельскохозяйственного производства. В результате крестьянских волнений династия Цинь была свергнута и установлена империя династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). В эпоху правления династии Хань окончательно оформились ценностно-мировоззренческие основания традиционной китайской культуры, был осуществлен синтез философии и политики, идеологически зафиксированы и реализованы на практике принципы и правила социальной организации, способствующие стабилизации цивилизационного развития, укреплению традиции во всех областях общественной жизни. Философская традиция Китая от момента своего зарождения до расцвета и формирования развитых философских систем прошла ряд исторических периодов. Время господства мифологического мировоззрения в Китае связано с историей племенных союзов Шан-Инь (XVIII – XII вв. до н.э.). В это время предки древних китайцев поклонялись зооантропоморфным божествам и духам, в первую очередь, своему тотему Шан-ди. Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. Этот период часто именуют предфилософским, поскольку он подготовил идейно-мировоззренческую почву для формирования собственно философских концепций. В эпоху Западного Чжоу сложился знаменитый китайский культ предков и поклонение Небу, которое понималось как внеличностный Абсолют, судьба, принцип порядка в природе и Поднебесной. Первые философские учения возникали в эпоху Восточного Чжоу (VIII – VI вв. до н.э.). Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен, и складывается учение об инь и ян. Последовательность перемен, их ритмичность и направленность объяснялась взаимопревращениями природных стихий, борьбой противоположных начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао и Великом Пределе – Тайцзи. Период, когда формировались основные философские школы в Древнем Китае, называют золотым веком китайской философии. Он имел место в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI – III вв. до н.э.). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют шесть важнейших направлений развития философии Китая: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософская школа «инь – ян» и школа имен. Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи Цинь (221 – 207 гг. до н.э.), во время которой была установлена жесткая цензура, а духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие представители конфуцианской философской мысли, сожжены их рукописи и трактаты. Роль официальной идеологии в это время выполнял легизм. Возрождение древнекитайской философской традиции приходится на период правления династии Хань. В эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) был осуществлен идейно-теоретический синтез важнейших учений и разработаны философские основания неоконфуцианской идеологии, которая во многом предопределила традиционный характер духовного развития Китая на протяжении двух тысячелетий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление философской традиции в древнем Китае» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»