Мифология как исторически первый тип мировоззрения
Мифология как исторически первый тип мировоззрения есть особый способ архаического мировосприятия, для которого характерна вера во множество сверхъестественных существ (богов, демонов и духов), которые управляют жизнью природного и социального миров, олицетворяя различные явления и состояния природно-космического универсума. В мифах действительность отражена в фантастической, чувственно-образной и эмоционально насыщенной форме. Мифологическое сознание синкретично, оно смешивает друг с другом, не различая, субъективное и объективное, небесное и земное, природное и социальное. Среди важнейших особенностей мифологического мировоззрения следует назвать: анимизм – одушевление всех явлений действительности, включая неорганическую природу; гилозоизм – оживотворение космоса, представление о жизни как исходном, фундаментальном начале всего, иррациональной космической силе, пронизывающей весь универсум и определяющей его бытие и целостность; политеизм – вера во множество сверхъестественных существ, населяющих мироздание и управляющих природными стихиями, персонификация и олицетворение природных явлений, в силу чего познание окружающей действительности в системе мифологической культуры сводится преимущественно к именованию ее предметов и явлений; антропо-, социо- и техноморфизм как символически-образное, метафорическое сопоставление природных, культурных и социальных объектов, очеловечивание окружающей среды. Поскольку мифологическое мировоззрение синкретично, то в нем отсутствует дифференциация сфер бытия. Между мирами природным и социальным, божественным и человеческим, естественным и сверхъестественным не проводятся четкие границы, что позволяет мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе. Они одновременно принадлежат двум мирам: профанному и сакральному, обладают как утилитарным, так и символическим значением. В структуре мифологического мировоззрения выделяют миф и ритуал как генетически и структурно связанные между собой компоненты. Миф как символическая форма культуры, особым, фантастическим образом моделирующая природный и социальный миры, представляет собой архаическое повествование (предание) о происхождении космоса, земли, людей, о деяниях и подвигах богов и героев. Важнейшей особенностью мифа является его тесная связь с ритуалом, слепком которого он является, а также с определенными обрядами и обычаями. Это обеспечивает веру носителей мифологического мировоззрения в подлинность сказаний, передаваемых мифами. Ритуал – торжественная церемония, форма символического действия, в которой объективируется смысловое содержание мифа, и которая направлена на переход из одного состояния реальности в другое, обеспечивая преодоление предельных для архаического, первобытного сознания противоположностей между жизнью и смертью, естественным и сверхъестественным, земным и небесным, природным и социальным. Специфическими чертами мифологического мировоззрения являются традиционализм и отсутствие критической рефлексии по отношению к преданию. Оно основано на вере в подлинность мифических сказаний, незыблемость ритуала и основанных на нем табу, регламентирующих все стороны жизни. Миф не предполагает критической дистанции сознания по отношению к своему смысловому и ценностному содержанию, он не требует обоснования. В результате носитель мифологического мировоззрения ориентируется на мифическое прошлое как эталонный образец мироустройства, а возможность и ценность целенаправленного преобразования действительности вообще не осознаются архаическим человеком. В мифологическом мировоззрении человек воспринимается как органичная часть природного целого, он не мыслит себя особым существом, качественно отличным от других обитателей или предметов природного царства. Вместе с тем, мифологическая культура не знает ценности личностного, индивидуального начала. Индивид растворен в социальной тотальности, имеет значение только как член определенного племени, рода, семьи. Поэтому основной формой социальной регуляции и механизмом аккумуляции знаний о мире в архаическом обществе является родоплеменная традиция.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мифология как исторически первый тип мировоззрения» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»