РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ И РАЗНОКОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ ЗДРАВОМЫСЛИЯ
Далее, как здоровье разное у разных людей, индиви- дуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о раз- ном качестве и количестве здравомыслия. Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека онологи- чески ориентировано (хороший “логик”), у другого — интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего — одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здо- ровье крестьянина и здоровье горожанина. Далее, разнокачественность здравомыслия выражает- ся в различном соотношенииконструктивной (позитив- ной, утвердительной) икритической (скептической) со- ставляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) со- ставляющая мышления, а у других — критическая, скеп- тическая составляющая мышления. Конечно, при нару- шении баланса конструктивного и критического мышле- ния мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном слу-
474 чае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом — всераз- рушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность. (Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фа- натик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом). Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой — в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоро- вье. Далее, один и тот же человек может быть здравомыс- лящим в решении относительно простых задач, касаю- щихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении слож- ных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нор- мально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте со- циального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т. п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ И РАЗНОКОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ ЗДРАВОМЫСЛИЯ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»