Категории функционируют, работают, действуют в нашем мышлении, хотим мы этого или нет, более того, они формируют, организуют, упорядочивают мышление. В самой природе мышления заключен определенный ка-
449 тегориальный строй, порядок. Люди мыслят в той степе- ни, в какой они пользуются категориями. Впервые об этом со всей определенностью сказалИ. Кант: "Мы не можеммыслить ни одного предмета иначе, как с помо- щью категорий"1. Это открытие Канта базируется на со- лидной философской традиции, начало которой положил Платони которую в новое время поддержали великие рационалистыДекарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Каждая категория — не только момент системы, но и сама является системой более частных категорий и понятий. Она — вершина гигантской пирамиды понятий. И в целом система категорий — это вершина пирамиды всех человеческих понятий. Как с помощью трех десят- ков букв в алфавите выражается все богатство челове- ческого языка, так с помощью нескольких десятков ка- тегорий выражается все многообразие человеческих по- нятий и, соответственно, объективного мира. Кликс указывает на жизненно важное значение кате- гориальной организации мышления: "... классификационные системы не просто облегчают ори- ентировку в необозримо многообразном мире, но собственно и делают ее возможной. Названия же способствуют сохранению в памяти именно тех данных, которые значимы для достиже- ния целей в определенной ситуации. Становится возможным гигантский шаг вперед: из необозримого богатства восприни- маемого мира отбирается самое существенное и благодаря классификации сохраняется в памяти. Происходит когнитив- ное освоение некоторых форм проявления объективной реаль- ности. Именно в этом глубокий рациональный смысл архаиче- ского классифицирования, а также причина происходящего с тех пор постепенного преобразования классификационных систем"2. Категориальный строй мышления выражает его упо- рядоченность, соответствующую упорядоченности ре- ального мира. В свое время французский ученыйЛ. Леви- Брюль выдвинул теорию обалогическом илидологиче- ском характере мышления первобытного человека. Кри- тикуя эту теорию, отечественный ученыйВ. П. Алексеев в книге "Становление человечества" показал, что человек с самого начала руководствовался в своей деятельности 1 И. Кант. Соч. в 6-и т.т., т. 3, М., 1964. С. 214. 2 Там же. С. 161.
450 "рационально-логическими правилами", которые являют- ся, по его словам, отражением "важнейших природных отношений"1. Выдающийся русский филолог-славистА. А. Потебня более ста лет назад писал о происхождении категорий: "... труды обособившихся наук и таких-то по имени ученых являются здесь (в истории языка — Л.Б.) лишь продолжением деятельности племен и народов. Масса безымянных для нас лиц, масса, которую можно рассматривать как одного великого философа, уже тысячелетия совершенствует способы распре- деления по общим разрядам и ускорения мысли и слагает в языке на пользу грядущим плоды своих усилий"2. Итак, суть дела в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в опреде- ленной категориальной структуре или, по-другому, в ес- тественной системе категориальных определений мира. Наше мышление отражает категориальную структуру мира в виде стихийно сложившейся системы категорий мышления, категориального строя. Философы осмысля- ют, исследуют обе эти системы категориальных опреде- лений, вырабатывают философские понятия, категории, которые более или менее адекватно отражают и естест- венную систему категориальных определений мира и ка- тегориальный строй мышления. Первичными категориальными определениями явля- ются определения самого мира, его самоопределения, т. е. естественная система категориальных определений, которая (как и мир в целом) существует независимо от человека и человечества. Вторичными категориальными определениями являются категории мышления, точнее стихийно сложившаяся система категорий мышления (ка- тегориальный строй мышления). Третичными категори- альными определениями являются философские катего- рии и понятия. Аристотель, Гегель и другие философы пытались, в сущности,открыть естественные системы категорий мышления и категориальных определений ми- ра. Эти попытки шаг за шагом приближали человечество 1 В. П. Алексеев. Становление человечества. М., 1984. С. 242- 244.2 А. А. Потебня. Из записок по русской грамматике. Т. 3. М., 1968. С. 641-642.
451 к разгадке указанных систем. Учитывая, что категориальная логика является в ко- нечном счете отражением естественной системы катего- риальных определений мира, ее с полным правом можно назватькатегориальной картиной мира. -------------- Итак, в самой природе мышления заключен опреде- ленный категориальный строй, порядок. Если мы бессознательно пользуемся стихийно сло- жившейся категориальной логикой мышления, то спра- шивается, зачем нужно еще открывать ее, строить адек- ватную систему философских категорий? Дело в том, что настоящая "отдача" категорий мышления как идеальных орудий деятельности возможна лишь при условии осоз- нания их в системе. Стихийное, полуосознанное исполь- зование категорий чревато постоянными "кренами", аб- солютизацией одних категорий в ущерб другим. Осознание категориальной логики в ходе историче- ского развития человеческой мысли протекало неравно- мерно. Отсюда, в частности, разноголосица философских учений и взглядов. Категориальная культура мышления может быть основана только на достаточно полном и уравновешенном представлении о системе категорий мышления, а через нее — об объективной системе форм бытия, категориальных определений мира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ЛОГИКА МЫШЛЕНИЯ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»