До сих пор предметом рассмотрения была диалектика идеи и ее роль в развитии-становлении мышления. Те- перь рассмотрим,какпреломляется эта диалектика в творческом процессе. По нашему мнению,идея является такой мыслью, которая дает ключ к пониманию творческого процесса. Благодаря идее творческий процесс совершается не как стихийный, неуправляемый, аморфный процесс, в кото- ром к результату приходят путем проб и ошибок, а как управляемый, осмысленный, разумно организованный процесс. Значение идеи для творческого процесса состоит в том, что она осуществляет переход от постановки творческой задачи к ее решению.Как нельзя обойти мо- мент перехода от поисков к решению, так нельзя пере- шагнуть через идею, пройти мимо нее. Именно идея со- держит в себезаряд нового — то, ради чего совершается творческий процесс. Ее возникновение и последующая реализация — непреложный закон творчества. Все колли- зии творческих поисков и находок сходятся в идее, как в фокусе. Она — “душа” творческого процесса, его само- движущий принцип. Идея “делит” творческий процесс на три этапа. Первый этап— этап постановки задачи и поисков ее решения — выполняет, главным образом, отрицательную работу: человек последовательно все больше убеждается в том, что прежние знания и умения, старые способы ре- шения не годятся для решения данной задачи. На втором этапесовершается переход от постановки задачи к ее решению, возникает идея. Этот этап является ключевым для творческого процесса, так как от него за-
440 висит, будет ли творческий процесс подобен процессу искания методом проб и ошибок или же он почти с само- го начала будет разумно ориентированным процессом. Чем ответственнее подходит человек к выдвижению и формулированию идеи решения, тем вероятнее правиль- ность идеи и тем менее вероятен бесплодный путь про- верки-реализации ошибочной идеи. Переход от поисков к решению не является одномо- ментным процессом. Неправы те, кто представляет идею внезапно возникшей мыслью, которая будто бы вышла готовой из недр подсознания и озарила ум. В этом пред- ставлении идея изображается как порождение чистой ин- туиции, подсознательной, неконтролируемой работы мысли. На самом деле идея возникает не сразу, не вдруг. Между зарождением идеи как интуитивной мысли и ее оформлением существует определенная дистанция — этап сознательной работы мысли. Эта дистанция может быть едва заметной, малоосознаваемой и тем не менее она обязательно существует1. Ранее уже говорилось о том, что интуитивная мысль прежде, чем стать идеей, подвергается проверке, испыта- нию, апробируется с помощью наличных мыслительных средств (знаний, логики, убеждений). Эти процедуры осуществляются или должны осуществляться по опреде- ленным параметрам, критериям. Отсутствие последних может привести к двум нежелательным крайностям в оценке идеи: когда обыкновенную рядовую мысль при- нимают за идею. В этом случае имеет место переоценка 1“Решение относительно адекватности любой идеи, даже ус- ловное решение, — отмечает М. Бунге, — требует предвари- тельной аналитической разработки, а эта процедура — исклю- чительно рациональная” (с. 149). “Вообразите-ка себе, — ост- роумно замечает он, — как бы реагировал руководитель кол- лектива физиков-экспериментаторов на просьбу проверить сон, привидевшийся вам минувшей ночью” (с. 116). — М.Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. А вот что писал Гете в письме к Шиллеру о вынашивании идеи: “Плодотворность или бесплодность неожиданно родив- шейся мысли открывается с течением времени. Вы ее вынаши- ваете, рассматриваете и испытываете со всех сторон, вообра- жение и критика оформляют ее и ваяют до тех пор, пока внут- ренняя готовность не начнет подталкивать к работе”. — И.Гете. Собр.соч.. Т. ХIII. С. 89.
441 мысли, некритический подход, который нередко приво- дит к излишней трате сил и времени по реализации такой “идеи”. Подобную ошибку чаще всего совершают сами авторы этих псевдоидей. И, наоборот, когда недооцени- вают идею, принимают ее за рядовую мысль, вследствие чего не предпринимаются шаги по ее реализации. Такая ошибка допускается обычно при передаче идей от одних людей к другим: мысль автора идеи не осмысливается другими как идея. Поэтому, чтобы не было переоценки или недооценки значимости той или иной мысли, необ- ходимо следовать правилам, критериям, по которым можно было бы определить идею. Критерии нужны не только для минимизации, устра- нения произвола в оценке идеи. Они важны сами по себе, как условия выдвижения, состоятельности идеи1. Осо- бенно они нужны, если идее предшествует не одна ин- туитивная мысль, а несколько, некоторое множество кон- курирующих мыслей. В этом случае возникает задача от- бора, а критерии определения идеи приобретают характер критериев отбора. Вообще скорее исключением, чем пра- вилом, является формирование идеи из одной интуитив- ной мысли. Идеи часто можно уподобить граммам радия, добываемым из тонн руды или крупицам золота в золо- тоносном песке. Итак, каковы критерии определения идеи? Любая ин- туитивная мысль становится познавательной или практи- ческой идеей, если она испытана, апробирована с помо- щью двух основных критериев: критерия возможной ис- 1 О таких условиях-критериях говорят обычно по отношению к научной гипотезе. Вот что пишет, например, В.А. Штофф: “Прежде чем перейти к практической проверке гипотезы, ее обычно подвергают обсуждению или предварительному рас- смотрению и тщательному анализу, чтобы выяснить, допусти- ма ли она вообще в качестве научного утверждения. В методо- логии научного познания, опираясь на научную практику и гносеологические принципы теории отражения, можно сфор- мулировать ряд условий, которым должно удовлетворять лю- бое предложение, чтобы получить статуснаучной гипотезы. Выполнение этих условий позволяет отсечь множество пред- положений уже до их проверки и сосредоточить усилия на раз- работке и проверке действительно ценных, перспективных на- учных предположений”. — В.А.Штофф. Введение в методоло- гию научного познания. Л., 1972. С. 153).
442 тинности и критерия возможной полезности1. Критерий возможной истинности определяет: про- тиворечит или не противоречит вновь возникшая мысль имеющимся знаниям о предмете мысли. Этот критерий устанавливаетлогическую совместимость новой идеи с прежними знаниями (имеются в виду проверенные в опыте, на практике знания). Он позволяетмысленным пу- тем установить вероятную (возможную) истинность (= правдоподобность) новой мысли или же ее явную лож- ность, ошибочность. В этом критерии отмечен момент возможности, так как нельзя вполне утверждать, что отобранные с его помощью мысли являютсядействи- тельно правильными, истинными. (Последнее слово здесь принадлежит опыту, практике). Среди отобранных мыслей могут оказаться и ложные, которые не обнаруже- ны вследствие недостаточности наличных знаний автора идей. Критерий возможной истинности тем точнее и опре- деленнее, чем полнее знания человека о предмете мысли. Его точность и эффективность зависит также от того, на- сколько человек сумел в своем сознании отделить зерна от плевел, знания от субъективных мнений, верований, предрассудков. Если граница между знанием и тем, что заменяет знание, расплывчата, неопределенна и человек не знает по-настоящему, что является действительным знанием, а что недоказанным мнением, то критерий воз- можной истинности будет тогда выдавать ложные мысли за истинные или, наоборот, отсеивать вместе с ложными такие мысли, которые на поверку могут оказаться истин- ными. В первом случае авторы ложных идей напрасно тратят силы и время на их реализацию. Во втором случае отвергаются ценные в познавательном отношении идеи, что тормозит прогресс. Зависимость критерия возможной истинности от ин- дивидуального сознания говорит о его субъективности. У разных людей имеется разный уровень знаний и культу- ры; поэтому они по-разному будут оценивать свои мыс- 1 Названия этих критериев предложены автором. В настоящей работе впервые ставится вопрос о необходимости исследова- ния критериев определения (оформления) идеи.
443 ли. Если, например, для одного человека очевидна лож- ность идеи, то другой, располагая меньшим объемом зна- ний, может не заметить ее. Тем не менее указанный критерий имеет объективные основания. В современном обществе образование челове- ка в значительной степени стандартизировано. Если че- ловеку доверяют работу, требующую определенной ква- лификации, то, вероятно, учитывают при этом, что он должен обладать известным минимумом знаний, который позволял бы ему выполнять эту работу. Общезначимость и, соответственно, объективность критерия возможной истинности определяются в целом высоким уровнем об- разования современного человека. Теперь окритерии возможной полезности.Если для определения познавательной идеи основным является рассмотренный выше критерий возможной истинности, то для определения практической идеи таковым является критерий возможной полезности. Этот критерий требует соответствия идеи (ее мыслимого содержания и связан- ной с ней работы по реализации) интересам людей. С точки зрения критерия возможной полезности идея должна выражать интересы, потребности, вообще субъ- ективные устремления людей. Без этого она лишена практической силы и значения. Мысленное связывание идеи с теми или иными интересами необходимо для того, чтобы еще до реального практического действия была определена, осознана возможная практическая значи- мость предвосхищаемого в идее продукта-результата. Критерий возможной полезности требует четкого осознания потребностей, интересов, установления их ие- рархии, соподчиненности. Только при условии выполне- ния этого требования он может быть с успехом использо- ван для оценки практической значимости идей. Будучи основным для определения практических идей данный критерий важен также для определения познава- тельных идей. Ведь с осуществлением последних связаны порой практически непреодолимые трудности или это осуществление требует слишком больших затрат/жертв. Критерий возможной полезности имеет для определе- нияпознавательных идей то значение, что с его помо- щью выдвигаются на первый план идеи, осуществление
444 которых отвечает насущным интересам людей. Этот кри- терий играет, однако, подчиненную, вспомогательную роль в определении познавательных идей. Он может за- тормозить или ускорить выдвижение и реализацию ука- занных идей, но он бессилен выявить или уничтожить, зачеркнуть их познавательную ценность. Последняя оп- ределяется исключительно критерием возможной истин- ности. Примерно то же самое можно сказать о роли критерия возможной истинности в определениипрактических идей. Он, безусловно, необходим для определения прак- тической идеи. В самом деле, только та практическая идея может быть осуществлена, материализована, кото- рая выверена познанием, основана на познании объек- тивных закономерностей. Печальный пример практиче- ской идеи, не выверенной познанием, — идея вечного двигателя. Сколько напрасных усилий было затрачено на ее реализацию! Даже после открытия закона сохранения энергии находились горе-изобретатели, пытавшиеся соз- дать вечный двигатель. Особый статус имеютхудожественные идеи. Они не сводимы ни к познавательным, ни к практическим идеям. Соответственно и критерий их определения особый. Этот критерий оценивает художественную, эстетическую цен- ность вновь возникшей мысли. Его можно было бы на- зватькритериемвозможной художественности (эсте- тичности).Данный критерий предельно вариативен и всецело зависит от художественного вкуса и эстетиче- ских предпочтений автора идеи. Кроме указанных критериев большое значение имеет такжеобщийметодологическийкритерий. Он определяет соответствие идеи исходным методологическим, фило- софским принципам-установкам. Критерий позволяет от- бирать методологически состоятельные идеи. Третий этап творческого процесса — этап решения проблемы-задачи,реализации1идеи.На этом этапе воз- 1 Слово “реализация” употребляется по отношению к идее не в смысле материализации (превращения идеального в матери- альное), а в смысле превращения возможного в действитель- ное. Слово “материализация” применимо только к процессам реализации практических идей (например, технических).
445 можность решения превращается в действительность. Необходимым условием такого превращения является функционированиеидеи, что предполагает наличие у нее определенныхфункций. Эти функции являются своего рода каналами или формами реализации идеи и, соответ- ственно, формами разрешения присущих ей противоре- чий. Благодаря функциям идея выходит как бы за преде- лы самой себя. К основным функциям идеи относятся: синтетическая, регулятивная и эвристическая. Синтетическая функция. Вновь родившаяся идея не сразу ведет к конечному продукту. До своего практиче- ского воплощения или проверки она должна развернуться всистемумыслей.В научном познании на основе идеи разрабатываетсягипотеза — развернутое теоретическое построение; в практической деятельности —проект; в искусстве —художественный замысел. Идея не годится для реализации в том виде, в каком она первоначально существует. Без системы подчиненных ей мыслей- следствий она как бы “висит в воздухе”, слабо связана с “земной основой” (со всем умственным опытом человека, за которым стоит чувственный и практический опыт). Это отчетливо можно видеть на примере гипотетической идеи. Сама по себе, как первоначальное предположение, она принципиально непроверяема. Для того, чтобы осу- ществить проверку идеи, на ее основе нужно построить гипотезу, а из гипотезы вывести следствия, непосредст- венно проверяемые на опыте. Если только что возникшая идея как бы приоткрывает дверь в мир неизведанного, несозданного, и человек лишь “заглядывает” в эту дверь, то развернутая в систему мыс- лей она “заставляет его войти” в открытую дверь и пока- зывает перед ним неисчислимые богатства нового. В процессе развертывания идеи в систему мыслей как раз и реализуется одна из ее основных функций — синте- тическая. Эта функция идеи, осуществляя переход к сис- теме мыслей, “решает” двуединую задачу:расчленение идеи на множество разных мыслей и сохранение ее как целостного образования. С одной стороны, в полном со- ответствии с законами дедукции, возникает логический “куст” мыслей, а, с другой, идея, не переходя полностью
446 в этот “куст” (не растворяясь в нем), становится главной, основной, центральной мыслью возникающей системы. (Вот откуда, кстати, определение идеи как основной мысли произведения, открытия или изобретения). Здесь происходит синтез логики и интуиции: идея (и присущий ей интуитивный момент)снимаетсялогической операци- ей расчленения, деления и одновременносохраняется как основная мысль. Регулятивная функция.Уже проблема-задача направ- ляет мысль, но лишь идея нацеливает ее на конкретный результат. Являясь поворотным пунктом от поисков к решению она служит средством ориентации в задаче, иг- рает роль руководящего принципа для поисков оконча- тельного решения задачи. Регулятивная функция, с одной стороны,дисциплинируетмышление человека, удержи- вает его в определенном направлении, не позволяет “рас- текаться мыслям по древу”, а, с другой,активизирует, мобилизует мышление,“подталкивает” его в нужном на- правлении. Имея в виду эту вторую сторону, можно ска- зать, чтов идее, как ни в каком другом мыслительном об- разовании, выражен активный характер человеческого мышления. Будучи первым проблеском решения она все- ляет уверенность в успехе, в перспективность его усилий, эмоционально заряжает, вдохновляет его. (Регулирующий характер идеи выступает как бы в чистом виде в случае патологического нарушения мысли- тельного процесса, когда субъективная установка боль- ного, вступая в конфликт с объективными фактами, оформляется в навязчивую, сверхценную или бредовую идею.) Регулятивная функция является формой разрешения присущего идее проблемного противоречия. Она осуще- ствляет самопереход идеи от предварительного решения проблемы-задачи (являющегося по своему характеру проблематическим-незавершенным) к окончательному решению. Будучи процессуальной она неуклонно ведет идею через все трудности задачи к самоосуществлению. Если бы идея не обладала регулятивной функцией, то за- ложенное в ней содержание, не использованное для пре- одоления трудностей задачи, осталось бы на уровне до- гадки-предположения.
447 Эвристическая функция.Идея не только синтезирует, не только регулирует, но обновляет и даже революциони- зирует мышление человека. Она — скачок в мир несоз- данного, неоткрытого. Эвристическая значимость идеи обусловлена тем, что она содержит в себевозможность нового —нового зна- ния, нового предмета, нового произведения искусства. Она так или иначеведет к новому освоению действи- тельности: теоретическому — познанию ее, или практи- ческому — преобразованию ее. Идеи как первопроходцы или геологи-разведчики открывают новые пути познания и преобразования действительности. Даже очень старые, но еще не реализованные идеи заставляют людей вести поиски. Такой, например, была идея атомизма. Прошло более двух тысяч лет, прежде чем она воплотилась в на- учную теорию атомного строения вещества. Пока идея не реализована и не опровергнута, она эвристически значи- ма. По идеям можно судить о дерзновенности человече- ского разума. Известное требование Н. Бора “безумных” идей является как раз констатацией того факта, что чем новее, оригинальнее, “безумнее” идея, тем больше шан- сов на успех она имеет, так как для создания фундамен- тальной физической теории нужны поистине революци- онные идеи. Достижение нового в творческой деятельности не яв- ляется самоцелью. Оно направлено на разрешение проти- воречия между субъектом деятельности — человеком и объектом деятельности — окружающей действительно- стью. Поэтому эвристическая функция идеи, будучи средством достижения нового, является в то же время формой разрешения присущего идее субъект-объектного противоречия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕСТО ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»