мысли, навеянные чтением его «Учения Дона Хуана» и других сочинений) гея, 1994): «Все люди делятся на две категории: на Человеко- Богов, Божественных Субъектов, Сверхлюдей (элита, духовная аристократия, высшие люди, «Зонненменшен», сыны света и т. д.) и на бессубъектных человеко-животных (плебс, низшие люди, недочеловеки, «Тиерменшен», «Сыны Тьмы»). Отсюда кастовая, расовая или интеллектуальная дифференциация…» (с. 89). Этот Дугин откровенно называет своим предшествен- ником «германский национал-социализм в ХХ веке». Им опубликована недавно в газете «Лимонка» (№ 56, янв. 97) ста- тья под характерным названием «С томиком Ницше на фронт культуры». В настоящее время Дугин — председатель движе- ния «Евразия».
382 В последние 10 лет у нас в стране в моду вошел фило- соф Карлос Кастанеда. Показателем этой моды являет- ся то, что его книги издаются большими тиражами... Жуткая мода. Она тоже подливает масло в огонь нар- котического безумия и вообще антикультуры. Наши философы-преподаватели как-то беззубо- бесстрастно рассказывают о Кастанеде и даже похва- ливают его. Вот пример. В учебном пособии Л.З.Немировской «Философия» читаем: «Книги Кастанеды посвящены урокам магии, которые он яко- бы берет у индейца дона Хуана, хранителя эзотерического знания из племени яки. Кастанеда уподобляет образ дона Хуа- на образу Иисуса Христа (только живущего в Мексике). Суще- ственным отличием дона Хуана было то, что тот пользовался в обучении особым методом: обучающийся должен находиться в состоянии, вызываемом приемом психотропных растений (со- стояние «отдельной реальности). К.Кастанеда исследует новый способ познания, мало кем до сих пор изученный, — с помощью интуиции, интуитивный. При этом он представляет этот путь познания как специфиче- ский путь знакомства с миром древнего мексиканского племе- ни яки. А по существу, речь идет об одном из способов приоб- ретения эзотерического (тайного, скрытого от обычного чело- века) миропонимания. Этот способ — употребление некото- рых растений, обладающих наркотическим эффектом, вызы- вающих галлюцинации. (С. 175)…» Рассказ о Кастанеде завершается словами: «Таковы произведения современного мыслителя-мистика, привле- кающие нас духом искания, авантюризма и бесстрашия. В то же время мы видим в книгах современных мистиков проявление преемственности человеческой мысли, в них оживает мудрость веков…» (С. 178). Вот так, ни боль- ше, ни меньше. Это учебное пособие издано тиражом 10 тысяч экземпляров! Философия Кастанеды — результат использования психотропных средств, точнее психоделиков. Это, по су- ществу, психоделическая философия, философия изме- ненного сознания, искусственно вызываемой психопато- логии. Кастанеда продолжает традицию мистических, т. е. крайне иррационалистических учений. Он практически отрицает весь мир культуры и восстанавливает, по суще-
383 ству, мироощущение первобытного человека. Ее, пожа- луй, можно назвать философией первобытного человека, голого человека, который ничего не имеет кроме своего тела, ничего не знает кроме своих непосредственных ощущений-восприятий, ничего не хочет и не умеет де- лать кроме элементарных поведенческих действий (хо- дить, есть, пить, одеваться, умываться и т. п.), да изготов- ления и приема психоделических средств. Современный человек — это восприемник всей ду- ховной и материальной культуры человечества, ее много- тысячелетней истории. Для Кастанеды же ничего не зна- чат ни Бетховен, ни Рахманинов, ни Аристотель, ни Ге- гель, ни Рафаэль, ни Рембрандт, ни Шекспир, ни Толстой, ни Эйнштейн, ни Дарвин, ни Петр I, ни Франклин Руз- вельт, ни Эдисон, ни Форд или Королев. Кастанеде не нужна наука, не нужно знание, полученное учеными, не нужны открытые ими законы природы, не нужны изобре- тения человеческого гения, улучшающие и совершенст- вующие человеческую жизнь, не нужны ни серьезная, ни легкая, ни классическая, ни современная музыка, не нуж- на восточная культура единоборств-тела, не нужна ин- дийская йога, не нужно освоение космоса, не нужны компьютеры, не нужно книгопечатание, не нужны радио, телевидение, не нужны автомобили, самолеты и т. п. Мир кастанедовского человека — весьма упрощен- ный, примитивизированный, бедный — сосредоточен на чисто природных взаимоотношениях человека и среды. Пожалуй, он даже проще мира первобытного человека. Ведь последний по-своему много знал и умел: как добы- вать и поддерживать огонь, охотиться за животными, ло- вить рыбу, изготавливать орудия труда, рожать и воспи- тывать детей. Кастанедовский человек и в подметки не годится охотнику Дерсу Узала (см. повесть известного путешественника Арсеньева "Дерзу Узала"). Кастанеда на новом витке исторической спирали по- вторяет древнегреческих киников с их стремлением к оп- рощению, назад к природе, к животному состоянию. Философию Кастанеды можно еще охарактеризовать как психоделический мистицизм. Мир для Кастанеды — тайна, а всё, что делает человек — «бесконечная глу- пость» (стр. 395: «воин относится к миру как к бесконеч-
384 ной тайне, а к тому, что делают люди, — как к бесконеч- ной глупости»). Кастанеда на новом витке исторической спирали по- вторяет древнегреческих киников с их стремлением к оп- рощению, назад к природе, к животному состоянию. Фак- тически его философия несет в себе дух нового варвар- ства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»