Мы видим бурное возрождение мисти- цизма. Вдруг началось повальное увлечение
363 астрологией. В моду вошли дзен-буддизм, йога, спиритические сеансы и колдовство. Создаются культы вокруг поисков диони- сийских радостей, способов внеязыковой и даже внепространственной коммуникации. О. Тоффлер («Столкновение с будущим», 1972 г.) Выше, на стр.305 я говорил о воинствующем ирра- ционализме как черте антикультуры. Всё одно к одному: и страсть к анормальному, и некрофилия, и наркотиче- ская антикультура и это заигрывание с мистицизмом и даже его восхваление... Могут спросить: что плохого в мистике? Резонный вопрос. Артисты, музыканты, художники, писатели и представители некоторых других профессий употребляют порой слова "мистика", "мистический" в положительном смысле (как слова "наваждение", "экстаз", "вдохнове- ние"...). Их можно понять. Онииграют, в том числе сло- вами. Эта игра не вполне серьезна и часто напоминает детскую забаву или хулиганские выходки подростков. К настоящей жизни она имеет лишь косвенное отношение, расположена как бы по касательной. (Все прекрасно по- нимают, что в искусстве всё понарошку, в отличие от жизни, где всё взаправду. Искусство есть искусство, а жизнь есть жизнь.) Однако то, что для художника имеет лишь значение игры, для мистически настроенного имеет вполне реаль- ный смысл (грозный, чудесный, роковой, фатальный и т. п.). Мистика какмистическое умонастроение, какмис- тицизм — это уже серьезно, это род умственной болезни. В таком виде она не забава и не предмет игры, а нечто противоречащее разуму и разумному. Спрашивается, откуда возникает мистическое умона- строение? Всякая болезнь есть результат отклонения от нормы, некоторого нарушения меры. Мистическое умо- настроение возникает как результат нарушения баланса между логикой и интуицией в сторону переоценки (пре- увеличения роли, абсолютизации) интуиции, интуитив- ного мышления (см. об этом выше, стр. 286:«Интуиция
364 — великая вещь» и далее). Мистика (от греч. mystikos — таинственный) — стремление к таинственному или боязнь таинственного, страх перед таинственным. Таинственное, таинствен- ность, таинство — все эти слова происходят от слова “тайна”. Они так или иначе абсолютизируют тайну. По- следняя — то, что мы не знаем, но предполагаем, что оно может оказывать влияние на нас. Сама по себе тайна не содержит в себе ничего мисти- ческого. Очень много тайн люди хранят друг от друга. Известны такие виды тайн как военная, государственная, коммерческая, тайна вкладов, тайна исповеди, любовная тайна. В принципе, у каждого человека есть свои тайны, которые он хранит от других. Вот как поэтически писал о тайнах Е. Евтушенко: …Были тайнами — Тони, Тани, даже с цыпками на ногах. Были тайнами звезды, звери, под осинами стайки опят, и скрипели таинственно двери — только в детстве так двери скрипят… Мы таинственно что-то шептали на таинственном льду катка, и пугливо, как тайна к тайне, прикасалась к руке рука… Но пришла неожиданно взрослость… Нетаинственно мы грустим. Нетаинственны нам другие, да и мы нетаинственны им. Ну, а если рука случайно прикасается, гладя слегка, это только рука, а не тайна, понимаете — только рука!.. Тайна существует только в отношениях между людь- ми. Для нее нужны как минимум два субъекта. Один хра- нит тайну, а другой хотел бы раскрыть ее. Для тайны нужно, чтобы кто-то ее хранил и не просто хранил, но и охранял от кого-то. У природы нет тайн, так как она не субъект; она ничего не прячет и не охраняет. Приписыва- ние тайны неодушевленным предметам или чему-то не- человеческому — это уже мистика, мистическое умона- строение. Это приписывание является как раз результа- том абсолютизации тайны, преувеличения ее роли в жиз-
365 ни человека. Преувеличенная тайна превращается в нечто таинственное, т. е. в такое, что нельзя раскрыть обычным, нормальным путем. В основе мистического умонастроения — страх перед неизвестным или, напротив, желание чуда или надежда на него. Своеобразную патографию мистического мышления дают авторы книги “Экспедиция в гениальность”. Вот что они пишут: “Известно, что особенность мистического мышления заключается в недостатке внимания. Между тем именно внимание вносит порядок в хаос явлений и группирует их так, что они уясняют нам мысль, преобла- дающую в уме наблюдателя. когда внимание отсутствует, мировая картина представляется наблюдателю однооб- разным сцеплением загадочных явлений, то возникаю- щих, то исчезающих, ничего не говоря ни уму, ни созна- нию. Необходимо постоянно иметь в виду этот основной факт душевной жизни. Возбуждаемость, достигающая патологического уровня, заставляет мистически ориенти- рованного субъекта также делать выбор между явления- ми, но руководствуется он при этом не сознательным вниманием, а влечениями бессознательной возбуждаемо- сти. Он воспринимает только то, что согласуется с его настроением; наоборот, то, что не согласуется с его на- строением, для него вовсе не существует. (С. 265) ...мистическое мышление, мышление легко возбуж- даемых натур, лишенных способности быть вниматель- ными, позволяет им иногда схватить очень ясно тот или другой образ, находящийся в связи с их возбуждением, но не позволяет им уяснить себе разумную связь между отдельными образами именно потому, что необходимое для этого внимание у них отсутствует. (С. 296)” (Г.П. Ко- лупаев и др. Экспедиция в гениальность. М., 1999). —————— Мистика и политика. Передо мной листовка барка- шовской организации "Русское национальное единство (РНЕ)", попавшая ко мне через почтовый ящик в подъез- де дома. Эта листовка имеет заголовок "ИНН — ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА". Речь идет о вводимом сейчас в России идентификационном номере налогоплательщика (ИНН). По мнению авторов листовки любой штрих-код ИНН со-
366 держит число 666. "...суть дела — "число зверя— антихриста. О нем говорит Иоанн Богослов в Апокалип- сисе: "Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число это шестьсот шестьдесят шесть" (Откровение Святого Иоанна Бого- слова, 13)." В сущности, в политических целях использу- ется так называемая мистика чисел, да притом с ссылкой на Священное писание — Новый Завет. Во-первых, с большой натяжкой штрих-коду ИНН можно приписать число 666. Это надо иметь хорошее воображение и очень- очень избирательные память-внимание. Ведь между тре- мя двойными полосами, интерпретируемыми как три шестерки, всегда имеются другие цифры, в том числе шестерки. Реально показаны только цифры между тремя двойными полосками, которые в данном случае выпол- няют роль разделителей. Как можно полоски-разделители интерпретировать как число 666?! Во-вторых, допустим даже, что в штрих-коде просматривается число 666. И что из того? Как можно одно из миллионов-миллиардов раз- ных чисел наделять каким-то качественным- содержательным смыслом?! Нет никакого разумного ос- нования это делать. Да, действительно, некоторые числа, привязанные к каким-то качественным отношениям, мо- гут иметь индивидуальную характеристику. Например, числоp (пи — 3,14...) соответственно отношению окруж- ности к диаметру круга. Или число, обозначающее атом- ный заряд химического элемента. Например, числу 66 со- ответствует атомный заряд химического элемента дис- прозия. В этих и им подобных случаях числа получают путем научных изысканий: через измерения, эксперимен- ты, наблюдения, теоретические расчеты, основывающие- ся на открытых или вновь открываемых законах природы. Приписывание числу 666 свойств зверя-антихриста не основано ни на каких научных наблюдениях, экспери- ментах и теоретических расчетах. Это означает, что мы должны принимать на веру сказанное об этом числе древним автором Апокалипсиса (почти две тысячи лет тому назад!). Кроме суеверного страха перед указанным числом такая слепая вера ничего не может породить. ——————
367 Об использовании понятия "энергия" вне физиче- ской науки и ее практических приложений в технике. Основное значение слова "энергия" определяется его функционированием в физических формулах и законах. Его популярность обусловлена именно этим — достиже- ниями физики и ее практических приложений в технике. Недобросовестные и/или наивные люди используют столь уважаемое физическое понятие энергии в разных других сферах: в медицине, в психологии, вообще во всем, что касается жизни человека. Они вольно или не- вольно эксплуатируют авторитет науки (в данном случае физики) для достижения своих целей. Они не понимают или не хотят понять, что использование слова или поня- тия "энергия" вне физики и ее практических приложений в технике автоматически меняет смысл этого слова- понятия, просто обесценивает его. Из точного научного термина "энергия" превращается в метафору, в слово, употребляемое в переносном значении. А употребляемое в метафорическом или переносном значении, оно стано- вится расплывчатым, неопределенным. Им можно кру- тить-вертеть как угодно, наделять какими угодно допол- нительными значениями... И сохранять при этом его ле- генду как научного понятия, как фундаментальной физи- ческой величины. Основной порок всех употреблений слова "энергия" вне физики и техники (точнее, вне процедур измерения физической величины энергии) состоит вредукционизме, в сведении высшего к низшему, сложного к простому, а именно в том, что вольно или невольно все сложные, высшие явления жизни, психики, духовной сферы пыта- ются напрямую, непосредственно объяснить через поня- тие-явление неорганической природы, т. е. через нечто относительно простое, свойственное всей неорганической природе. Человек, жизнь, дух низводятся до явлений фи- зического мира. Ведь с точки зрения физического поня- тия энергии человек не отличается от камня, луны, моле- кулы, атома, элементарной частицы... Конечно, и живое в определенном смысле не чурается энергетических понятий. Есть биомеханика (механика движений и усилий живого), есть приход и расход кало- рий в обмене веществ, есть весьма сложная биотехноло-
368 гия выработки-утилизации химической, тепловой и меха- нической энергии. Это всё так. Однако во всех этих слу- чаях энергия вполне физична, измеряема, вычисляема. А что же нам предлагают, когда говорят об энергети- ке, энергетическом вампиризме, психической энергии, биоэнергии... и при этом забывают об измерениях- вычислениях? Ведь без последних понятие энергии теря- ет всякий научный смысл, превращается в игрушку, в объект манипуляций для всяких шарлатанов и проходим- цев. Сейчас очень модно говорить об энергетическом вампиризме.Журналы и газеты пестрят сообщениями- рассказами об этом. На самом деле нет никакого энерге- тического вампиризма. Есть люди нормальные, порядоч- ные, добрые — их подавляющее большинство. И есть люди злые, подлые, с отклонениями и разной патологией — их незначительное меньшинство. Сейчас нередко этих людей называют энергетическими вампирами. Обычную подлость и злобу мистифицируют. Наделяют некоторых злых или просто неприятных людей какими-то сверхъес- тественными качествами. Будто бы эти люди не по своей воле и сознанию действуют, а потому что они энергети- ческие вампиры. Получается, с них снимают всякую от- ветственность за недобрые поступки. Они-де не вольны в своих воздействиях на окружающий мир. Отсюда, кстати, и необычные способы борьбы с таки- ми людьми: снятие порчи, сглаза и т. д. и т. п. —————— Суеверия. Своеобразным бытовым мистицизмом яв- ляются различного рода суеверия. Суеверие — суетная, пустяковая, маленькая вера, верчушка, ближайшими причинами которой являются страх, надежда, невежество, глупость. Страх и невежество вкупе с глупостью порождают суеверия, связанные с ожиданием дурного, худшего (дурные предчувствия, приметы, сны, предзнаменова- ния). Надежда, невежество и глупость, наоборот, порожда- ют суеверия, связанные с ожиданием хорошего, лучшего (счастливые приметы, хорошие сны, гадания).
369 Суевериям больше подвержены женщины. Почему? Потому что они в целом более боязливы или, напротив, более восторженны по сравнению с мужчинами. Суеверных людей много среди моряков, летчиков и артистов. Почему это так? Потому что представители этих профессий работают в условиях, связанных с боль- шим риском. Чтобы как-то смягчить, нейтрализовать тре- вожные чувства они ищут опору в магических действиях (перекреститься, поплевать через левое плечо, постучать по твердому предмету и т. п.), предметах (талисманах и амулетах). —————— О вере в судьбу. Слово "судьба" имеет два основных значения. Первое значение: жизнь в целом, прожитая жизнь, состоявшаяся жизнь, непростая (сложная, труд- ная) жизнь (см. кинофильм "Судьба человека"). Когда "верят в судьбу", то под словом "судьба" имеют в виду нечто иное, употребляют его в другом — втором — зна- чении. Второе значение: мифологический, полумифологиче- ский или просто суеверный образ будущего, возможно- сти, в котором слиты наивные представления об объек- тивном характере случайности и необходимости. В одних случаях люди подчеркивают аспект необходимости, не- избежности, говоря: "От судьбы не уйдешь", "чему быть — того не миновать", "что на роду написано, так тому и быть". В других случаях они выделяют аспект случайно- сти, причем в двух вариантах: благоприятном (подарок судьбы) и неблагоприятном (удары судьбы). "Человек надеется и заботится потому, — пишетВ.Н. Шердаков, — что его жизнь, с одной стороны, зависит от него само- го, от его усилий, а с другой стороны, складывается в за- висимости от обстоятельств, помимо его воли. Слово "судьба" и обозначало зависимость, предопределенность жизни от неподвластных человеку факторов — эпохи, природных, наследственных данных, воспитания, случая и т. д. Это понятие чаще всего имело мистический смысл, однако не следует забывать и о его реальном основании. Не случайно слово "судьба", уже лишенное религиозного
370 смысла, удерживается в обиходной речи"1. —————— Сейчас в большой модеастрология. На страницах га- зет и журналов, в теле- и радиопередачах мы видим бес- численные гороскопы и выступающих астрологов. По сравнению с религией астрология, так сказать, менее серьезна. Часто ее воспринимают как игру. И соответст- венно относятся к ее оценкам, советам, предсказаниям. Тем не менее и астрология делает свое черное дело, запу- тывает человека, пугает-запугивает его или тешит на- прасными ожиданиями. (Со мной еще в советское время произошел трагико- мический случай, связанный с астрологией. Одна жен- щина хотела познакомиться. Я позвонил ей и мы почти договорились о встрече. Но когда она поинтересовалась — под каким знаком зодиака я родился, — то тут же от- казалась от встречи, мотивируя отказ нашей несовмести- мостью по гороскопу. Я думаю, сейчас в условиях по- вального увлечения астрологией и ее пропаганды в СМИ подобные случаи далеко не редкость.) Астрология —наукообразная форма мистицизма. Сами астрологи заявляют, что астрология — наука. Эти претензии на науку, научность ни на чем не основаны. Нет научного инструментария, нет научной методологии, нет открытых астрологами, строго установленных зако- нов или явлений. В чем же тогда дело? А дело в том, что некоторые мистически настроенные люди и шарлатаны пытаются использовать авторитет науки. В современном обществе этот авторитет достаточно сильный и многие люди, настроенные на волну веры-мистицизма, не очень доверяя традиционным формам религии или даже отно- сясь к ним скептически как к архаике, тяготеют к науко- образным или осовремененным формам веры- мистицизма, таким как астрология, сайентология, уфоло- гия и т. п. Астрологи утверждают, что звезды и их взаимное рас- положение на небе влияют на жизнь и судьбу человека. На основе этих утверждений составляются гороскопы. Им возражают астрономы. Валентин Есипов, зав. отде- 1 Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211.
371 лом радиоастрономии Астрономического института им. Штернберга, привел такой наглядный пример. Если пред- ставить Солнце в виде шара диаметром десять сантимет- ров, то ближайшая к нему звезда будет находиться где-то в районе Парижа. О каком тут влиянии можно говорить! * * * Антикультура разрушает здоровый дух, в т. ч. здоро- вое отношение человека к жизни, к людям, к человечест- ву, способствует тому, что растет число людей с не- счастным и преступным сознанием.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БУМ МИСТИЦИЗМА» з дисципліни «Практична філософія або софологія»