ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

Алфред Хичкок и другие
Одним из наиболее известных деятелей антикультуры
был англо-американский кинорежиссер Алфред Хичкок
(1901-1980).
Вот что рассказывает о нем телеведущий Иннокентий
Иванов в программе «Сферы» на канале «Культура» (4 и
5 мая 2003 г.):
«...Его любимцем был Энтони Перкинс, звезда хичкоков-
ской классики, психоза и типичный психопат, который в конце
концов покончил с собой. Общаясь с такими людьми Хичкок
вполне мог бы стать неуравновешенным типом, но его спасла
буржуазная натура добродушного толстяка. По фильмам и не
скажешь... 167 килограмм жира, уродства и комплексов. Такое
жуткое зрелище являл собой Алфред Хичкок в конце славной
1 Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 248.

357
жизни. Когда в Америке праздновали 80-летие страшного ре-
жиссера, его коллеги видели глыбу, пораженную артритом,
пропитанную алкоголем и облаченную в неизменный темный
костюм. Таких одинаковых костюмов у Хичкока за всю карье-
ру было 12 штук. Все они были сшиты сразу и одним портным,
который каждый костюм-близнец делал на размер больше,
предугадывая постепенное и неминуемое увеличение веса кли-
ента. Мастер страха всегда был толстым и неуклюжим. Даже в
детстве, когда воспитатели-иезуиты наказывали малыша за
провинности резиновой палкой. В лондонском колледже Свя-
того Игнатия, куда в 1906-м попал 7-летний Хичкок, царила
демократическая традиция: тот, кого ожидала порка, имел пра-
во отложить наказание, но не больше, чем на одну неделю.
Ученики, конечно, пользовались отсрочкой, а потом семь дней
по ночам тряслись от безумного страха. Хичкок тоже трясся:
его пугала не сама порка, а ожидание ее. Это нагнетание стра-
ха, получившее потом название саспинг, и стало режиссерским
методом Хичкока. Мастер понимал, что сам момент убийства,
хоть страшен и непонятен, но из-за очевидности не может до-
вести до умопомешательства. Ожидание и предвкушение
убийства, показанные художественно, могут. Главное: рассчи-
тать их время и силу.
Комментарий Кирилла Разлогова, киноведа:
«...Ужас вызывает вид двери, ручка которой медленно по-
ворачивается, потому что не знаешь, что за дверью и что тебе
угрожает. А режиссерское мастерство — это найти точную
скорость поворота ручки, потому что если она будет повора-
чиваться слишком быстро, страх не дойдет до апогея, а если
она будет поворачиваться слишком медленно, зритель заску-
чает.»
Если какие комплексы человека нужно искать в детстве,
Хичкок не исключение: его всегда считали толстым уродом. В
детстве с ним не играли, в отрочестве с ним не дружили, в
юности его не мечтали затащить в постель. Хичкок комплек-
совал и хорошо учился сперва в иезуитском колледже, потом в
инженерно-навигационной школе и университете Лондона.
Образованный и умный юноша был изгоем для сверстников и
женщин, но не для боссов: им нужен был не секс-символ, а
специалист. С работой Хичкок никогда не знал проблем. Сна-
чала его взяли в телеграфную кампанию электриком, а затем
он узнал о вакансии на киностудии. Толстяк проявил и первым
оказался на собеседовании. Сначала ему доверили рисовать
титры, а в 1925-м приказали снять фильм. Киностудии нужны
были новые ленты, а режиссеров не хватало. Хичкоку, влюб-
ленному в кино, выпал шанс, но он его испугался. Уверенность
в него вселила сценаристка и ассистент режиссера рыжая и
энергичная Альма Ревиль. Сначала она лишила 25-летнего
Хичкока девственности, а потом женила на себе. Альма по-
могла снять будущему метру первый фильм и до своей смерти
была тенью режиссера на съемочной площадке. Хичкок всегда

358
боялся съемок: он не умел ничего организовать, с трудом об-
щался с актерами, стеснялся давать указания. Но Хичкок точно
знал, чего он хочет добиться от кино: ему нравилось создавать
напряжение, пускать с экрана страшные импульсы. В душе
режиссер навеки остался ребенком, которого страх гипнотизи-
рует и влечет.
Комментарий Андрея Бильжо, психиатра и художника:
«Любой из телезрителей помнит, когда он был маленький,
как привлекали страхи. Все сказки довольно страшные: волки
съедают или там или сами волки погибают или их уничтожают
добрые Красные шапочки, охотники и прочие. Кровь льется
просто рекой. Я уж не говорю о том, что дети друг друга пу-
гают, когда они собираются в маленькие компании: они рас-
сказывают страшные вещи про кладбища, про мертвецов, про
черную, черную комнату, в которой черный, черный человек и
так далее. Значит, это чем-то привлекает, значит этот инстинкт
сидит в каждом из нас. Мы боимся, но он нас тянет в этот
страшный мир.»
Напряжение и страх Хичкока чисто английские, воспитан-
ные на романах Конан Дойля и Агаты Кристи, хотя все свои
шедевры он снял в Голливуде. Американцы вовремя переку-
пили будущего гения. Хичкок везде экранизирует свои ком-
плексы. Невнимание слабого пола режиссер запомнил навсе-
гда. За это женщин он ненавидел и мстил им в кино. Любую
блондинку Хичкок был готов убить, но при этом занимался
мазохизмом. Он снимал лишь дам с копной светлых волос,
алым ртом и пышным бюстом. Хичкок изображал их в соот-
ветствии со своими тайными желаниями. Он заковывал их в
наручники и тащил в полицию и склевывал их хищными клю-
вами птиц, убивал и калечил. Для режиссера это было художе-
ственной и внутренней потребностью. При этом он привечал
своих звезд-блондинок, но делал это странно. Его любимицей
считали Типпи Хедрен, мать актрисы Мэлони Гриффит. Когда
Мэлони было всего 5 лет, режиссер вручил ей подарок: куклу с
лицом Хедрен, лежащей в гробу. Дети вызывали у Хичкока
страх и ненависть. Они никогда не дружили с пузатым Альф-
редом. Не питал он любви и к дочери Патрисии. Однажды он
заставил ее залезть на самый верх колеса обозрения. Ребенок
до смерти боялся высоты, а Хичкоку нужно было увидеть ре-
альную, а не выдуманную реакцию страха.
Комментарий Кирилла Разлогова:
«Если мы посмотрим на фильмы Хичкока, то все эти
фильмы с рациональным сюжетом: они вызывают страх, они
вызывают трепет, они вызывают напряжение, но всегда раз-
гадка носит вполне рациональный характер. Преступник обла-
дает всеми признаками обычного, нормального человека, не
оборотня, не женщин-змей, не опять-таки вот того самого чу-
жого, на котором были /построены/, наверное, блестящие кар-
тины про пришельцев из космоса.»

359
Собственно фильмов ужаса в классическом понимании
Хичкок снял только два: «Психоз» и «Птицы». Всё остальное
— детективы и шпионские ленты, ставшие предтечей небылиц
о похождениях Джеймса Бонда. Самого Хичкока считали куда
ужаснее его персонажей. Так, голова режиссера была забита
ненужной информацией: он запоминал абсолютно всё, что по-
падало ему на глаза. От Хичкока уставали, он заставлял гово-
рить обо всем, выжимая визави как лимон. Отделаться от ре-
жиссера было невозможно. Существовал лишь один способ:
Хичкока нужно было напоить. Тогда режиссер на время терял
контроль над собой, а потом начинал храпеть. Но первые ми-
нуты пьяного бешенства Альфреда были ужасны. Однажды в
полубреду он озвучил одно из своих неосуществленных сексу-
альных желаний: он уверял, что его хотела соблазнить Ингрид
Бергман, суперзвезда Голливуда. Это была выдумка, но фанта-
зия Хичкока разыгралась не на шутку. Он даже описал, как ак-
триса бросалась к нему на кровать и умоляла о плотской люб-
ви. Воображению и убедительности трезвого режиссера мно-
гие завидовали. Хичкок воссоздавал точные портреты внут-
ренних человеческих состояний. Его коньком был реализм
страхов, тайн и душевных демонов.
Комментарий Андрея Бильжо:
«Хичкок никого ничего не заставлял делать. Он не застав-
лял бояться, не заставлял совершать суициды. Художник во-
обще никого ничего не заставляет делать. Он просто делает то,
что считает нужным, то, что ему нравится, решает какие-то
свои задачи художника: будь-то кино, живопись, театр и т. д.»
Ужасы Хичкока были столь реальны, что благочестивые
граждане обвиняли режиссера в тлетворном влиянии. В ответ
британец зло шутил: на звонок возмущенного отца, сказавше-
го, что его дочь после сцены убийства — сильный психоз: бо-
ится лезть в ванну, — режиссер посоветовал сдать девочку в
химчистку, а про себя порадовался, что снятая им сцена так
удалась. Хичкоку нравилось: оно /убийство/ как и весь фильм
было снято быстро и малобюджетно Роль крови исполнила
даже не традиционная кинознаменитость, а шоколадный соус
из соседнего супермаркета. Даже в «Психозе» есть место сме-
ху. Хичкок знал, что пугать надо дозированно: так страшнее.
Комментарий Кирилла Разлогова:
«В его фильмах очень много комических эпизодов: очка-
стые секретарши с несложившейся личной жизнью, комиче-
ские интермедии и после этих комических интермедий следует
что-то уж совсем страшное. Без комических интермедий мно-
гие зрителей, даже любящие жанр фильмов ужасов, (...) в этот
момент наступает перенасыщение и это перенасыщение спо-
собствует тому, что зритель перестает воспринимать, переста-
ет перенапрягаться.»
Хичкок, несмотря на славу, чувствовал себя обиженным.
Пять раз его фильмы выдвигали на Оскара и не дали ни одно-
го. Тщеславному толстяку казалось, что его притесняют как в

360
детстве. Коллегам Хичкок мстил злыми розыгрышами: гостей
он обязательно сажал на подушки, которые издавали недву-
смысленный звук больного желудка. Одной актрисе, которая
ненавидела запах рыбы, он прислал в подарок четыреста коп-
ченых селедок. Коллегам из маленьких квартир он дарил ог-
ромные шкафы, которые нельзя было даже внести в дом. Тем
же, кто жил в особняках с центральным отоплением, Хичкок
регулярно преподносил две тонны ненужного угля. Вся его
карьера и успех были местью за прошлые притеснения и по-
пыткой избавиться от маний, которых у Хичкока было предос-
таточно. Он боялся грязи и трат: после каждого умывания мас-
тер протирал смеситель тремя полотенцами, а в магазинах
миллионер спорил за каждый цент. Режиссер сильно /любил
Альму/. Его жена — ангел-хранитель и помощник. Между ни-
ми не было сильной страсти, но был союз личностей, которым
всегда было интересно вместе. После смерти верной Альмы
Хичкок испугался не на шутку: он понял, что снимать фильмы
ему больше не суждено. Он начал пить и толстеть уже не по
годам, а по месяцам. Смерть для него была меньшим кошма-
ром, чем жизнь, а потому перед кончиной в конце апреля 1980-
го режиссер сказал, что скоро сможет выспаться и отдохнуть.
80 лет жизни для Хичкока были тяжелым испытанием. Все эти
годы он преодолевал страх. Это вечное преодоление и сделало
его фильмы шедеврами, страшными и реальными, как и сама
жизнь Альфреда Хичкока.»
Как-то А. Хичкок произнес в своем стиле страшную
фразу: «Одна из главных заслуг телевидения в том, что
оно вернуло убийство в дом». В этой фразе весь он —
подлый, гадкий, омерзительный. Других слов не подберу.
Из того, что человек был популярен, известен, не сле-
дует, что он талант-гений. Герострата тоже многие знают.
И Гитлера, и В. В. Жириновского знают. Это всё к тому:
совместимы ли гений и злодейство. Хичкок спекулировал
на теме страха, на отрицательных эмоциях, на теме наси-
лия и убийства. Если Ф. Ницше — Гитлер философии, то
А. Хичкок — Гитлер кинематографа. Сколько душ он
растлил и загубил своими зловредными и зловонными
фильмами! В телепередаче «Сферы» Хичкок изображает-
ся как мастер, который знал меру в показе ужасного. Да,
действительно, чувство художественной меры является
одним из несомненных признаков художественного даро-
вания. Можно ли, однако, Хичкока считать настоящим
художником? Я отвечаю однозначно: нет, нет и нет! Че-
ловек может быть в частных вопросах искусным, ловким,
умелым, набившим руку и т. д., но в целом бесталанным,

361
глупым и ничтожным. Возьмем того же Гитлера. Как он
сумел завоевать голоса избирателей на выборах 33-го го-
да! Как он затем всю Германию заставил плясать под
свою дудку! Сколько у него было последователей, по-
клонников, настоящих фанатов! И что же? Лопнул как
мыльный пузырь. Человек со знаком минус, античеловек,
которого проклинают практически все на Земле. Так и
Хичкок. На каком-то этапе он заворожил кинематографи-
ческую общественность. А в конечном счете он — анти-
художник, сослужил дурную службу человечеству. Да
может ли человек, который способен издеваться над род-
ной дочерью, который способен на мелкую месть-
пакость, быть хоть в какой-то мере талантом-
художником, а тем более гением?! Его «кино» направле-
но не на сохранение, поддержание, развитие и совершен-
ствование жизни, а на ее разрушение. Поэтому он самый
настоящий деятель антикультуры, антигений.
Как мелки и ничтожны Кирилл Разлогов и Андрей
Бильжо в своей попытке оправдать Хичкока и даже пред-
ставить его метром-мастером! Отвратителен А.Бильжо в
своей клевете на детские сказки, будто все они «довольно
страшные», будто в них «кровь льется просто рекой». Да
он либо по настоящему не знает детские сказки, либо
преувеличивает страшное в них как психиатр, т. е. как
человек, который много имел дела с психопатами и всё
видит в искаженном свете патологии.
————————
Хичкок породил целое поколение кинематографистов,
которое изощряется в показе всего ужасного, уродливого,
смерти, насилия. «Челюсти», «Кошмар на улице вязов»,
«Молчание ягнят», «Криминальное чтиво», «Имитатор» и
т. д. и т. п. Десятки, сотни фильмов.
Последний пример: фильм Квентина Тарантино
«Убить Билла» (октябрь 2003 г.). Кровавый фильм, пере-
полнен сценами жестокости и насилия. Режиссер даже
похваляется этой кровавостью своего фильма. В одном
интервью он заявил: требовать от него меньше показы-
вать кровь, жестокость, насилие — это все равно, что
требовать от группы «Металлик» уменьшить громкость
звука. (3 октября 2003 г. в новостной программе НТВ был
показан сюжет в связи с лондонской премьерой этого

362
фильма. Фактически реклама фильма, гнусная и подлая.
До каких пор это будет продолжаться?! До каких пор на-
ши телевизионщики будут пропагандировать, рекламиро-
вать жестокость, кровь насилие, убийство?!).
И еще. Был такой весьма известный кинорежиссер
Ингмар Бергман. В 1957 г. он поставил фильм «Седьмая
печать». По телеканалу «Культура» 26 октября 2003 г. я
смотрел передачу о нем и об этом фильме (вел ее Дмит-
рий Менделеев). Что меня насторожило? Фильм не отно-
сится к разряду фильмов ужасов, боевиков, триллеров.
Но какова идеология фильма?! Какими сюжетами, мыс-
лями, идеями он напичкан?! Главный герой играет со
Смертью в шахматы. Он ищет смысл жизни. И на этом
фоне разворачиваются события. Вот церковь. Художник
расписывает стены. На них — изображение смерти.
Главный герой спрашивает: зачем он это делает? Худож-
ник оправдывается и, в частности, произносит знамена-
тельную фразу «череп он интереснее, чем голая девка». И
такие сцены, в которых смерть так или иначе присутству-
ет, заполняют весь фильм. Наконец, главный герой нашел
смысл жизни. Оказывается, он, этот смысл жизни, нахо-
дится…за пределами жизни. Тут тебе и парадокс, и лю-
бимая тема многих интеллектуалов ХХ века — жизни пе-
ред лицом смерти. Фильм заканчивается сценой: Смерть,
танцуя, уводит своих странников.
Стали появляться и у нас в России свои Хичкоки и
Тарантины. Некий Сергей Епифанцев приобрел извест-
ность как театральный режиссер и актер тем, что с ма-
ниакальным упорством пытается внедрить на нашей поч-
ве все эти вывихи названных режиссеров и подобных им
деятелей. Для Епифанцева чем больше на сцене насилия,
жестокости, страхов-ужасов, всякого абсурда, уродства,
тем лучше. По НТВ в новостной программе «Сегодня»
(16.01.2004 г.) показали о нем сюжет, в котором он все
время демонстрировал себя в майке с черепом и скре-
щенными костями. И смешно и грустно.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Алфред Хичкок и другие» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналіз рентабельності роботи позичальника
Аналогові стільникові мережі
Поточний стан об'єкту «Укриття» на ЧАЕС
Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...
Послідовність аудиту нематеріальних активів


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 629 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП