ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

ФИЛОСОФИЯ УБИЙСТВА
Апология смерти в философии и культуре воспитыва-
ет некоторых людей с преступными наклонностями в ду-
хе философии убийства.
Первый пример.В феврале-марте 2003 г. по ТВС
был показан двухсерийный документальный фильм о пе-
тербургской банде убийц, в основном студентов, которые
убивали по двум мотивам: ницшеанским и чтобы иметь
деньги. Руководителем этой банды был студент Сергей
Репников. Этот студент начитался Ницше и был пропи-
тан духом ницшеанства (он чувствовал себя сверхчелове-
ком, что он может, сильный, а другие, большинство —
недочеловеки, мусор). Всё началось с просмотра им,
Алексеем Дядькиным и Ксенией Ковалевой по видеомаг-
нитофону фильма кинорежиссера Альфреда Хичкока
«Веревка», в котором рассказывалось о том, как два друга
задушили веревкой третьего, спрятали его в сундуке, но
были разоблачены из-за того, что не догадались спрятать
шляпу убитого. Во время просмотра развернулась дис-
куссия. Репников и Дядькин не обсуждали моральную
сторону убийства, а обвинили этих двух друзей в глупо-
сти, в том, что они попались на ерунде. Репников вспом-
нил при этом Раскольникова из «Преступления и наказа-
ния» Достоевского, которого он тоже обвинил в слабости.
У Репникова и Дядькина возникла мысль переплюнуть
этих героев, сделать поступок, т. е. убить кого-нибудь и
так, чтобы не попасться. Случай представился. Эта ком-
пания пришла на квартиру к знакомому Репникова сту-
денту Плоткину. Репников обрушился с кулаками на
Плоткина, когда тот напомнил ему о долге в 200 долла-

351
ров. Дядькин ударил жертву специально изготовленной
металлической дубинкой. Друзья заставили и Ковалеву
поучаствовать в убийстве: она воткнула спицу в ухо не-
счастного. Чтобы замести свои следы, «компаньоны» ог-
рабили квартиру Плоткина. Репников забрал большую
сумму денег. На следующее убийство эти «друзья» по-
шли уже вполне осознанно, опьяненные своей безнака-
занностью и желая еще поживиться. Присоединившийся
к ним четвертый участник банды Семенов сказал, что у
студента Пацкевича есть деньги и что этот студент —
никчемный человек. В убийстве участвовали те же и Се-
менов. У Репникова и К˚ разгорелся «аппетит». Понадо-
бились еще деньги. Примкнувший к ним пятый член бан-
ды Некривда сказал, что его приятель, курсант военного
училища Степан Пасько копит деньги на машину и хра-
нит в квартире 1000-у долларов. Курсант был убит анало-
гичным образом. Таким же образом по наводке Некривды
был убит его одноклассник, бизнесмен Искандеров. У не-
го бандиты нашли 10 тысяч долларов. И, наконец, они
убили бизнесмена Алексея Скороделова, бывшего воз-
любленного Ковалевой, по тем же мотивам. Ковалева не
хотела этого убийства и вынуждена была скрываться от
своих «компаньонов». Узнав об убийстве Скороделова,
она явилась с повинной в милицию, так как опасалась за
свою жизнь. Репников после второго убийства расхвали-
вал Ковалеву за то, что она своя, знает Заратустру, «Волю
к власти» и вообще всё знает. После ареста Репникова на
его письменном столе обнаружили книгу Ницше с под-
черкнутыми словами «Нет ничего истинного; всё позво-
лено». Знаменательно, что во всех случаях убийства бан-
диты оставляли на месте преступления знак фашистской
свастики. Ницше был кровью скрещен с Гитлером.
Второй пример.Недавно в Рязани судили двух се-
рийных убийц — Чурасова и Шурманова. Эти убийцы
жестоко расправлялись со своими жертвами, убивали их
топором, молотком, удавкой, затем расчленяли трупы и
сжигали в печи. Головы некоторых жертв путем обработ-
ки становились предметами домашнего обихода. Из че-
репа девушки Ани Половинкиной Чурасов сделал вазу и
постоянно любовался ею, испытывал наслаждение от ее
созерцания. Он же развил целую философию убийства.

352
Для него "жизнь и смерть стояли на одной грани" (со
слов следователя по его делу), т. е. были равнозначными
категориями. Ему было интересно "познать" эту грань,
лишая жизни кого-либо, созерцая и переживая этот пере-
ход от жизни к смерти. Благодаря убийствам Игорь Вик-
торович Чурасов ощущал себя сверхчеловеком, который
вершит суд над людьми, в частности, очищает общество
от мусора, от ненужных людей. Иными словами, убийст-
ва давали ему ощущение власти над людьми. В этой чу-
расовской "философии убийства" легко увидетьницше-
анские мотивы1. И кончил Чурасов также, как Ф. Ницше
— в психиатрической больнице.
Можно привести много подобных примеров. Когда в
смерти видят смысл, когда признают ее равнозначной
жизни или даже оценивают выше жизни2, то переход к
философии убийства (или самоубийства) совершается
легко и просто, а от философии убийства (самоубийства)
один шаг к реальным убийству-самоубийству.
——————
В случаесамоубийства поучительны два примера.
1. В древней Греции жил философ Гегесий (ок. 320-
280). Он получил прозвище Пейситанатос, что означает
«проповедник самоубийства» или «учитель смерти». Ге-
гель писал:
«Гегезий последовательно держался принципа киренской
школы. Это всеобщее выражено в афоризме, который он до-
вольно часто повторял: “Нет полного счастья. Тело мучимо
многообразными страданиями, и душа страдает вместе с ним;
поэтому безразлично, выберем ли мы жизнь или смерть. Само
по себе ничто ни приятно, ни неприятно”, т. е. всеобщность
удалена из критерия приятного и неприятного; поэтому сам
этот критерий сделался совершенно неопределенным; а раз он
в самом себе не имеет никакой объективной определенности,
то он превратился в пустое слово. Пред лицом всеобщего,
фиксируемого таким образом, исчезает, как несущественное,
сумма всех неопределенностей, единичность сознания, как та-
ковая, и следовательно, исчезает вообще даже сама жизнь.
“Редкость, новизна или пресыщение удовольствием вызывает
у одних удовольствие, а у других неудовольствие. Бедность и
богатство не имеют никакого значения в отношении приятно-
го, ибо мы видим, что богачи имеют не больше радостей, чем
1 См. о философии Ф. Ницше ниже,стр. 361.
2 Тот же Ницше утверждал, что смерть является более значи-
тельным моментом, чем жизнь.

353
бедные. Точно так же рабство и свобода, аристократическое и
неаристократическое происхождение, известность и отсутст-
вие известности безразличны в отношении приятного. Лишь
для глупцов может поэтому иметь значение жизнь; мудрецу же
безразлично жить или не жить”, и он, следовательно, незави-
сим. (…) [Diog. Laërt.,II, 93 — 95.]. Всеобщность, вытекавшую
для Гегезия из принципа свободы индивидуального сознания,
он формулировал как отличающее мудреца состояниеполного
безразличия;это безразличие ко всему, представляющее собою
отказ от всякой действительности, полнейший уход жизни в
себя, является конечным выводом всех философских систем
подобного рода. Легенда рассказывает, что царствовавший то-
гда Птолемей запретил Гегезию, жившему в Александрии,
чтение лекций, потому что он вызывал во многих своих слу-
шателях такое равнодушие к жизни, такое пресыщение ею, что
они кончали самоубийством [Сiс., Tusc. Quaest., I, 34;Val.
Max.,VIII, 9.].»1
«По мнению Гегеция, — резюмирует Ю.В.Согомонов,
— жить стоит лишь тогда, когда заранее известно, что
сумма ожидаемых от жизни наслаждений будет превы-
шать сумму приносимых ею страданий. Но стоит только
заняться моральной арифметикой, как непредубежден-
ный, по Гегецию, человек, немедленно придет к неуте-
шительному выводу: фактически жизнь дает больше
страданий, чем наслаждений. Простой расчет убеждает,
как только баланс составлен, что жить не имеет смысла и
необходимо, пока еще не поздно, уйти из жизни. Соглас-
но преданию, рассказанному Цицероном, лекции Гегеция
в Александрии были запрещены, так как способствовали
частым самоубийствам.»2.
Диоген Лаэртский отмечал, что гегесианцы фактиче-
ски стирали грань между жизнью и смертью. Для них,
писал он, «предпочтительны как жизнь, так и смерть»,
«сама жизнь для человека неразумного угодна, а для ра-
зумного безразлична»3.
2. Пример с сыном К. Э. Циолковского Игнатием. Он
был очень способным юношей, но начитался Шопенгау-
эра, Ницше, наслушался разговоров на модную тему о
тепловой смерти Вселенной и не выдержал давления этой
умственной некрофилии — покончил с собой. Вот как
1 Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая.
2 Согомонов Ю.В. Добро и зло. М., 1965. С. 7
3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знамени-
тых философов. М., 1986. С. 121 (Кн. II, 94, 95).

354
передает эту трагедию жизни К. Э. Циолковского К. Ал-
тайский:
«Старшая сестра Люба записывает в дневнике:
«Игнатий все мрачнее и задумчивей. Спросишь — не слы-
шит».
Игнатий с отцом в калужском загородном парке. (…) Он
уже не только понимающий собеседник отца, но и его оппо-
нент.
«Родной мой! Какое это счастье спорить с тобой!» — ду-
мает Циолковский, но тут же пугается. Сознание сына леденит
стужа пессимизма. Он все чаще и чаще с непонятным упорст-
вом цитирует Ницше и Шопенгауэра. Отец напоминает ему,
что есть такие светлые умы, как Белинский, Чернышевский.
— Я согласен с Белинским, который говорил, что действи-
тельность открыла нам глаза, — подхватывает Игнатий. — Но
для чего? Лучше бы она их закрыла…
Есть тема, которая не оставляет равнодушными ни отца, ни
сына. Тема эта — тепловая смерть. В научных кругах тех лет
на все лады говорили о тепловой смерти Вселенной. Шло бо-
ренье Света и Тьмы, Науки и Религии, Материализма и Идеа-
лизма. Это был беспощадный идейный бой. Сын говорил отцу.
— В природе идет невидимый глазу процесс рассеяния
энергии. Солнце безвозвратно отдает свою энергию окружаю-
щей среде, энергия рассеивается, пропадает бесследно, в миро-
здании неслышными шагами шествует тепловая смерть. Солн-
це гаснет, а вместе с Солнцем и даже ранее его погаснет жизнь
на всех планетах Солнечной системы. Тепловая смерть удел не
только нашей,, но и других Галактик. Ты, отец, предлагаешь
человечеству управляемый дирижабль, аэроплан, наконец, ле-
тательный прибор, способный прорваться в межпланетное
пространство. Но ведь это не выход, не спасение. Даже реак-
тивный прибор — назовем его ракетопланом, — о котором я
читал в твоей пока еще не опубликованной работе, — это сна-
ряд, способный летать от могилы к могиле. Лететь от обречен-
ной на смерть Земли к приговоренной Венере, к осужденному
на гибель Марсу. Это же бессмысленность! Мужественнее
признать смерть единственной закономерностью Вселенной.
Циолковский слушает сына и не узнает его: неужели это
его сын, жизнерадостный, умный, одаренный и отважный? От-
куда в нем эта мрачная философия неизбежности всеобщего
распада? Всего страшнее, что в цепи его рассуждений есть
бесспорно верные звенья. Да, Солнце обречено на угасание,
как до него угасли уже миллиарды солнц. Да, со смертью
Солнца обречены на гибель и Земля, и Марс, и Венера. Да, ко-
гда-нибудь перестанет существовать Млечный Путь, эта ги-
гантская чечевица из миллиардов солнц. Человеческое созна-
ние подавлено картиной смерти: принципиально неважно, что
мотылек живет один день, однолетнее растение — несколько
месяцев, животное — годы, человек — десятилетие, а Солнце

355
— миллиарды лет. Важно, что все имеет конец и концом явля-
ется смерть. Впрочем, и самое время сторонники тепловой
смерти берут под сомнение. Игнатий повторяет чужие слова,
что время и пространство не имеют реального объективного
существования. Являются не сутью вещей, а лишь нашим
представлением. Значит, одна секунда и миллиард лет разнятся
только в том, как мы их воспринимаем. И только смерть абсо-
лютно реальна и безусловна.
Говоря это, Игнатий смотрит на отца выжидающе, словно
надеется, что отец найдет серьезные, убедительные возраже-
ния. Ведь мудр и проницателен его отец.
Вот тут бы и заговорить полным голосом Циолковскому
старшему, убедить сына, что он на ложном пути. Ведь если
признать, что тепловая смерть абсолютный закон, тогда трил-
лионы лет существующая Вселенная давным-давно погибла
бы. Не вернее ли предположить, что во Вселенной идет нико-
гда не прекращающийся грандиозный процесс: одни солнца
остывают, гаснут, а другие в это же время возгораются. Во
Вселенной идет вечная игра сил, одна энергия переходит в
другую, и потому Вселенная вечно юна и цветуща.(…)
Циолковский не сомневается, что Игнатий незаурядный
математик и естественник, гордость Московского университе-
та, настоящий его наследник и преемник. Только как вернуть
ему жизнерадостность, как вдохнуть в него оптимизм? Зашли
недавно калужские друзья в Москве к Игнатию и услышали
его сегодняшнее кредо: «Самое лучшее для человека —
смерть!»
И еще услышали запах водки. Водка и пессимизм — это
плохая примета (…)
Бессвязно, отрывочно передают молодые люди в студенче-
ских тужурках зловещие подробности:
— Ходил из угла в угол мрачный, взъерошенный и вдруг
сказал: «Ничто не может изменить опостылевшую жизнь».
— Ни танцы, ни театр, ни концерты не посещал. Отмахи-
вался с невеселой улыбкой. Твердил: «Все это игра в прятки со
смертью».
— Сидел на лавочке на бульваре. Падали мягкие хлопья
снега. Побелела голова, плечи, а он не замечал. Говорил в раз-
думье: «Снег — забвение всего. Уход в Ничто. Все бело. Вся
Вселенная в белом саване. Некоторые народы белый цвет счи-
тают траурным.».
— Оставил ли предсмертную записку?
Нет. Впрочем, может быть, записка и была, но ее изъяло
университетское начальство. Все-таки самоубийство — тень
на университет. Отравился цианистым калием.»1
———————
1 Алтайский К. Циолковский рассказывает… М., 1974. С. 236-
240.

356
Близка к философии самоубийства и философиятер-
роризма. И самоубийца, и террорист в равной степени не
дорожат жизнью. Разница лишь в том, что в сознании
террориста совмещена психология убийцы и самоубий-
цы. На это указывал А. Камю. Восхищаясь эсерами пе-
риода первой русской революции за их готовность ценой
собственной жизни воссоздать общество справедливости,
он писал в «Бунтующем человеке»: «Эта сплоченная гор-
стка людей, затерявшихся среди русской толпы, избрала
себе ремесло палачей, к которому их ничто не предрас-
полагало. Они были воплощением парадокса, объеди-
нявшего в себе уважение к человеческой жизни и презре-
ние к собственной жизни, доходившее до страсти к само-
пожертвованию. Дору Бриллиант вовсе не интересовали
тонкости программы. В ее глазах террористическое дви-
жение оправдывалось прежде всего жертвой, которую
приносят ему его участники... Каляев тоже готов был в
любой миг пожертвовать жизнью. «Более того, он стра-
стно желал этой жертвы». Во время подготовки к поку-
шению на Плеве он предлагал броситься под копыта ло-
шадей и погибнуть вместе с министром. А Войнаровско-
го стремление к самопожертвованию сочеталось с тягой к
смерти. После ареста он писал родителям: «Сколько раз в
юношестве мне приходило в голову лишить себя жиз-
ни...»»1

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФИЛОСОФИЯ УБИЙСТВА» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Способи захисту від кредитного ризику
ЗАКОН ГРОШОВОГО ОБІГУ
Факторинг
Розвиток пейджингового зв’язку
Технічне забезпечення ISDN, підключення до Internet через ISDN


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 1073 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП