ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

О ТАК НАЗЫВАЕМОМ «ПРАВЕ НА СМЕРТЬ»
Писатель и философ А. В. Кацура, выступая на итого-
вом заседании российских участников Всемирного фило-
софского конгресса в Стамбуле (август 2003 г.) сказал
буквально следующее: «Некто из философов заявил о
1 Сведения о жизни А.В.Демичева взяты из энцикл. словаря
«Философы России...», стр. 282.

347
праве на смерть: «дайте мне право умереть»». И.В.Вишев
справедливо возразил ему: «важнее право на жизнь, а на
смерть мы и без права все обречены».
«Право на смерть», в самом деле, нелепое выражение.
Жизнь тем и отличается от смерти, что она может пре-
рваться в любой момент не по воле и желанию человека.
Смерть же наступит рано или позднов любом случае,
хочет этого человек или нет. Право на что-то — это по-
ложительное понятие, означающее ту или иную форму
свободы. «Право на смерть» такое же нелепое понятие,
как и право на убийство, на насилие, право на преступле-
ние, право на аморальный поступок. Есть такие возмож-
ности или такие желания, которые выходят или находятся
за пределами прав человека. Права человека ничего не
значат без обязанностей. Ведь любое право одного чело-
века не должно вступать в конфликт с правами другого
человека. Право матери — желать своему ребенку жить,
жить и жить. Она дала ему жизнь и, естественно, желает
чтобы он в полной мере воспользовался этим даром жиз-
ни. Поэтому, долг подросшего ребенка, сознающего сво-
ею ответственность перед матерью, — жить и делать всё
для того, чтобы не допустить своей преждевременной
кончины. А уж о праве на смерть он и помыслить не
должен, если, конечно, он хороший сын или хорошая
дочь. Да, бывают случаи, когда человек жертвует своей
жизнью, например, на войне. Однако, эти случаи — ис-
ключения, которые лишь подтверждают правило. Жертвы
могут быть оправданы, если они ради жизни на Земле. В
фильме «Чапаев» есть один характерный диалог мальчи-
ка с военным поваром: «Дядь, а дядь, за что люди на
смерть идут? — За что?.. гм, ясно за что, за ж-и-з-н-ь,
каждому хорошей жизни хочется». Если люди идут на
смерть, то не потому, что они решили воспользоваться
своим «правом на смерть». Просто к этому ихвынужда-
ют обстоятельства, внутренние (например, невыносимые
страдания) или внешние (например, участие в военных
действиях).
———————
Вообще «право на смерть» — лукавое выражение. Что
имеется в виду под смертью? Своя или чужая смерть?
Если своя, то это право нужно именовать правом на са-
моубийство. Если чужая, то это право нужно именовать
правом на убийство. Ясно, что никакого права на убийст-

348
во у человека нет. Следовательно, о праве на смерть как
общем праве, объединяющем и право на самоубийство, и
право на убийство, говорить нельзя. То есть «право на
смерть» — настолько неопределенное выражение, что
оно может быть истолковано и как право на убийство и
вообще как право на уничтожение жизни как таковой.
Остается первое значение: право на самоубийство. Имен-
но его обычно имеют в виду, когда говорят о праве на
смерть. В последнее время такое «право» нередко связы-
вают с понятием и феноменом эвтаназии (см. ниже, стр.
59). В моральном и гуманистическом смысле права на
смерть нет и быть не может. В тех немногих случаях, ко-
гда человек жертвует своей жизнью во имя жизни других
или когда он смертельно болен и из-за неимоверных
страданий хочет уйти из жизни, речь на самом деле идет
не об осуществлении права на самоубийство, а овынуж-
денном шаге, т. е. чем-то прямо противоположном осу-
ществлению права.То или иное право человека — это
возможность поступать определенным образом, до-
пускаемая принятыми в данном обществе (или обще-
принятыми) нормами морали и права. Разве мораль и
право разрешают самоубийство и убийство? Нет. Чело-
век, конечно, может покончить жизнь самоубийством или
убить кого-нибудь. Да, он имеет такую возможность. Но
онне имеет права это делать. То есть мораль и право как
таковые не разрешают человеку осуществлять такую
возможность, осуждают стремление осуществить само-
убийство или убийство. Могут спросить, а как быть со
смертной казнью? Ведь получается, некоторые люди (су-
дьи и палачи) имеют право кого-то убивать. Да, такое
«право» есть, но это не вообще право на убийство, а
весьма ограниченное «право» (регулируемое законом)
принимать решение о смертной казни и исполнять это
решение. Кстати, правильнее говорить не о праве некото-
рых людей на смертную казнь, а о печальной, тяжелой
обязанности этих людей (судей и палачей) принимать
решение о смертной казни конкретного человека и ис-
полнять это решение. В современном обществе и эта
весьма ограниченная возможность лишать жизни кого-то
по приговору суда всё больше исключается из правовой
практики государств. В передовых странах мира, как мы

349
знаем, смертная казнь отменена. Это значит, что совре-
менные мораль и право выступают против допущения
убийства по приговору суда, т. е. против права на убий-
ство1.
Если проанализировать выражение «право на смерть»
с точки зрения логики, то можно сказать, что те, кто
употребляют это выражение как безотносительное (к се-
бе, к другим), совершают логическую ошибку подмены
понятий. Понятие убийства подменяется понятием смер-
ти. А это принципиально разные понятия. Когда говорят
о праве на что-то, то имеют в виду праводелать что-то.
Смерть — это не делание чего-то (по желанию хотению),
арезультат каких-то объективных процессов (смертель-
ной болезни, аварии, катастрофы, несчастного случая и т.
п.) или действий человека, когда он пытается лишить се-
бя жизни (самоубийство) или жизни других (убийство).
Если уж рассуждать на тему о праве лишать кого-то жиз-
ни, то нужно говорить не о праве на смерть, а о праве на
убийство (в частном случае, на самоубийство), т. е.о
праве совершать действия, ведущие к смерти. Говоря-
щие о праве на смертьвольно или невольно камуфли-
руют свое желание иметь право на убийство (самоубий-
ство). Употребляя выражение «право на смерть» вместо
более правильного, точного выражения «право на убий-
ство (самоубийство)», они как бы делают более ней-
тральным, облагороженным и, соответственно, более
приемлемым это право на убийство (самоубийство).
«Право на смерть» — звучит красиво, патетично. А вот
выражения «право на убийство» и «право на самоубийст-
во» практически не употребляют, поскольку обнажают
аморальную, бесчеловечную суть этих «прав». Вот и по-
лучается, что говорящие о «праве на смерть» обманыва-
ют себя и/или обманывают других.
(Вспомним, что те, кто убивает (по приговору суда или
по личным мотивам), стараются избегать слова «убийст-
во». Говорят о смертной казни, о высшей мере наказания
(в случае приговора) или о ликвидации, мокром деле,
употребляют также выражения «убрать», «прикончить»,
«замочить» и т. п. О чем это говорит? Это говорит о том,
1 См. об отмене смертной казниПРИЛОЖЕНИЕ 2.

350
чтоглубинная человеческая мораль осуждает любое
покушение на жизнь, но поскольку в отдельных случаях
такое покушение на жизнь имеет место (со стороны госу-
дарственных органов или по личным мотивам), то пыта-
ются успокоить свою совесть или не тревожить ее откро-
венным словом «убийство», а выбирают более нейтраль-
ные, менее эмоционально окрашенные слова типа «выс-
шая мера наказания» или «прикончить», «замочить»,
«ликвидировать».)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «О ТАК НАЗЫВАЕМОМ «ПРАВЕ НА СМЕРТЬ»» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: На наклонной плоскости
НЕОБХІДНІСТЬ, ФУНКЦІЇ ТА ЗАВДАННЯ ІНСТИТУТУ БАНКРУТСТВА ПІДПРИЄМС...
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
ФОРМУВАННЯ ТОВАРНОГО АСОРТИМЕНТУ
САНАЦІЯ БАЛАНСУ НА ПРИКЛАДІ КОМПАНІЇ «НЕКЕРМАН» (ФРН)


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 637 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП