ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

О ТАК НАЗЫВАЕМОМ «ПРАВЕ НА СМЕРТЬ»
Писатель и философ А. В. Кацура, выступая на итого-
вом заседании российских участников Всемирного фило-
софского конгресса в Стамбуле (август 2003 г.) сказал
буквально следующее: «Некто из философов заявил о
1 Сведения о жизни А.В.Демичева взяты из энцикл. словаря
«Философы России...», стр. 282.

347
праве на смерть: «дайте мне право умереть»». И.В.Вишев
справедливо возразил ему: «важнее право на жизнь, а на
смерть мы и без права все обречены».
«Право на смерть», в самом деле, нелепое выражение.
Жизнь тем и отличается от смерти, что она может пре-
рваться в любой момент не по воле и желанию человека.
Смерть же наступит рано или позднов любом случае,
хочет этого человек или нет. Право на что-то — это по-
ложительное понятие, означающее ту или иную форму
свободы. «Право на смерть» такое же нелепое понятие,
как и право на убийство, на насилие, право на преступле-
ние, право на аморальный поступок. Есть такие возмож-
ности или такие желания, которые выходят или находятся
за пределами прав человека. Права человека ничего не
значат без обязанностей. Ведь любое право одного чело-
века не должно вступать в конфликт с правами другого
человека. Право матери — желать своему ребенку жить,
жить и жить. Она дала ему жизнь и, естественно, желает
чтобы он в полной мере воспользовался этим даром жиз-
ни. Поэтому, долг подросшего ребенка, сознающего сво-
ею ответственность перед матерью, — жить и делать всё
для того, чтобы не допустить своей преждевременной
кончины. А уж о праве на смерть он и помыслить не
должен, если, конечно, он хороший сын или хорошая
дочь. Да, бывают случаи, когда человек жертвует своей
жизнью, например, на войне. Однако, эти случаи — ис-
ключения, которые лишь подтверждают правило. Жертвы
могут быть оправданы, если они ради жизни на Земле. В
фильме «Чапаев» есть один характерный диалог мальчи-
ка с военным поваром: «Дядь, а дядь, за что люди на
смерть идут? — За что?.. гм, ясно за что, за ж-и-з-н-ь,
каждому хорошей жизни хочется». Если люди идут на
смерть, то не потому, что они решили воспользоваться
своим «правом на смерть». Просто к этому ихвынужда-
ют обстоятельства, внутренние (например, невыносимые
страдания) или внешние (например, участие в военных
действиях).
———————
Вообще «право на смерть» — лукавое выражение. Что
имеется в виду под смертью? Своя или чужая смерть?
Если своя, то это право нужно именовать правом на са-
моубийство. Если чужая, то это право нужно именовать
правом на убийство. Ясно, что никакого права на убийст-

348
во у человека нет. Следовательно, о праве на смерть как
общем праве, объединяющем и право на самоубийство, и
право на убийство, говорить нельзя. То есть «право на
смерть» — настолько неопределенное выражение, что
оно может быть истолковано и как право на убийство и
вообще как право на уничтожение жизни как таковой.
Остается первое значение: право на самоубийство. Имен-
но его обычно имеют в виду, когда говорят о праве на
смерть. В последнее время такое «право» нередко связы-
вают с понятием и феноменом эвтаназии (см. ниже, стр.
59). В моральном и гуманистическом смысле права на
смерть нет и быть не может. В тех немногих случаях, ко-
гда человек жертвует своей жизнью во имя жизни других
или когда он смертельно болен и из-за неимоверных
страданий хочет уйти из жизни, речь на самом деле идет
не об осуществлении права на самоубийство, а овынуж-
денном шаге, т. е. чем-то прямо противоположном осу-
ществлению права.То или иное право человека — это
возможность поступать определенным образом, до-
пускаемая принятыми в данном обществе (или обще-
принятыми) нормами морали и права. Разве мораль и
право разрешают самоубийство и убийство? Нет. Чело-
век, конечно, может покончить жизнь самоубийством или
убить кого-нибудь. Да, он имеет такую возможность. Но
онне имеет права это делать. То есть мораль и право как
таковые не разрешают человеку осуществлять такую
возможность, осуждают стремление осуществить само-
убийство или убийство. Могут спросить, а как быть со
смертной казнью? Ведь получается, некоторые люди (су-
дьи и палачи) имеют право кого-то убивать. Да, такое
«право» есть, но это не вообще право на убийство, а
весьма ограниченное «право» (регулируемое законом)
принимать решение о смертной казни и исполнять это
решение. Кстати, правильнее говорить не о праве некото-
рых людей на смертную казнь, а о печальной, тяжелой
обязанности этих людей (судей и палачей) принимать
решение о смертной казни конкретного человека и ис-
полнять это решение. В современном обществе и эта
весьма ограниченная возможность лишать жизни кого-то
по приговору суда всё больше исключается из правовой
практики государств. В передовых странах мира, как мы

349
знаем, смертная казнь отменена. Это значит, что совре-
менные мораль и право выступают против допущения
убийства по приговору суда, т. е. против права на убий-
ство1.
Если проанализировать выражение «право на смерть»
с точки зрения логики, то можно сказать, что те, кто
употребляют это выражение как безотносительное (к се-
бе, к другим), совершают логическую ошибку подмены
понятий. Понятие убийства подменяется понятием смер-
ти. А это принципиально разные понятия. Когда говорят
о праве на что-то, то имеют в виду праводелать что-то.
Смерть — это не делание чего-то (по желанию хотению),
арезультат каких-то объективных процессов (смертель-
ной болезни, аварии, катастрофы, несчастного случая и т.
п.) или действий человека, когда он пытается лишить се-
бя жизни (самоубийство) или жизни других (убийство).
Если уж рассуждать на тему о праве лишать кого-то жиз-
ни, то нужно говорить не о праве на смерть, а о праве на
убийство (в частном случае, на самоубийство), т. е.о
праве совершать действия, ведущие к смерти. Говоря-
щие о праве на смертьвольно или невольно камуфли-
руют свое желание иметь право на убийство (самоубий-
ство). Употребляя выражение «право на смерть» вместо
более правильного, точного выражения «право на убий-
ство (самоубийство)», они как бы делают более ней-
тральным, облагороженным и, соответственно, более
приемлемым это право на убийство (самоубийство).
«Право на смерть» — звучит красиво, патетично. А вот
выражения «право на убийство» и «право на самоубийст-
во» практически не употребляют, поскольку обнажают
аморальную, бесчеловечную суть этих «прав». Вот и по-
лучается, что говорящие о «праве на смерть» обманыва-
ют себя и/или обманывают других.
(Вспомним, что те, кто убивает (по приговору суда или
по личным мотивам), стараются избегать слова «убийст-
во». Говорят о смертной казни, о высшей мере наказания
(в случае приговора) или о ликвидации, мокром деле,
употребляют также выражения «убрать», «прикончить»,
«замочить» и т. п. О чем это говорит? Это говорит о том,
1 См. об отмене смертной казниПРИЛОЖЕНИЕ 2.

350
чтоглубинная человеческая мораль осуждает любое
покушение на жизнь, но поскольку в отдельных случаях
такое покушение на жизнь имеет место (со стороны госу-
дарственных органов или по личным мотивам), то пыта-
ются успокоить свою совесть или не тревожить ее откро-
венным словом «убийство», а выбирают более нейтраль-
ные, менее эмоционально окрашенные слова типа «выс-
шая мера наказания» или «прикончить», «замочить»,
«ликвидировать».)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «О ТАК НАЗЫВАЕМОМ «ПРАВЕ НА СМЕРТЬ»» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Постаудит
Торговля фиктивными товарами
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
Посередницькі операції комерційних банків на фондовому ринку
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП