ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

НЕКРОФИЛИЯ АНТИКУЛЬТУРЫ
Выше говорилось об отдельных фактах некрофилии
антикультуры. Теперь хотелось бы поговорить о ней как
социальном явлении. Ведь и некоторые философы актив-
но поддерживают эту некрофилию. Говорят о смысле
смерти, о ее положительном значении для жизни, о бытии
перед лицом смерти и т. д. и т. п.
Абсолютизация смерти как феномен культуры.
Апология смерти и “метафизика ужаса” (Ю.Н. Давыдов)
занимали видное место в культуре ХХ века. Это связано
прежде всего с такими трагическими событиями как пер-
вая и вторая мировые войны. Возведение смерти в Абсо-

342
лют выросло до масштабов гигантского социального яв-
ления, стало феноменом массовой культуры. Взять хотя
бы эти фильмы ужасов. Да и не только они. Вспоминает-
ся французский фильм “Дива”. Обыкновенный фильм, не
относящийся к разряду фильмов ужаса. И что же? На
протяжении полутора часов в нем совершается множест-
во убийств и притом с легкостью необыкновенной. Такое
впечатление, будто не людей убивают, а семечки щелка-
ют или консервные банки вскрывают. Жутко становится
на душе. Неужели жизнь человека и в самом деле — ко-
пейка? Демонстрируемые в фильмах многочисленные
сцены насилия и убийства вольно или невольно воспиты-
вают зрителя в духе философии “бытие перед лицом
смерти”, т. е.постоянной обращенности сознания к смер-
ти.
Дело не только в фильмах. Современная культура за-
ражена трупным ядом абсолютизации смерти, смертной
природы человека. В ней весьма значительны апокалип-
сические, человекоубийственные настроения. Если в XIX
веке философы провозглашали “бог умер”, то в XX сто-
летии некоторые кликушествуют: “человек умер”.
Ю.Н. Давыдов в книге “Этика любви и метафизика свое-
волия” подверг тщательному анализу этот феномен со-
временной культуры, показал его истоки и всю его опас-
ность. В главе с характерным названием “Метафизика
ужаса” он пишет:
“Феномен страха нельзя считать ни локальным или
периферийным, ни поверхностным или мимолетным яв-
лением культуры... Об этом говорит уже простой факт
глубокой укорененности в ней целой отрасли “духовного
производства”, специализирующейся на извлечении “эс-
тетического” и всякого иного эффекта из демонстрации
ужасного и чудовищного”1.
Ю.Н. Давыдов убедительно показывает, что в нагне-
тании атмосферы страха повинны и философы, те, кто
стремится “представить Смерть единственным абсолю-
том”, а “беспредельный Страх перед нею — истинно че-
ловеческим отношением к бытию”. Возник заколдован-
1 Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Про-
блемы нравственной философии. М., 1982. С. 10.

343
ный круг: “”метафизика ужаса” ссылается на “ужасную
жизнь”, последняя же снова отправляет нас к “метафизи-
ке ужаса””1.
Далее Ю.Н. Давыдов справедливо отмечает, что нор-
мальные люди, не зараженные бациллами философии
“бытия перед лицом смерти”, всегда относились к смерти
как подчиненному моменту жизни, отодвигали ее с
“авансцены жизни” в “сумрачный угол жизни, подальше
от яркого солнечного света”2.
Ю.Н. Давыдов очень хорошо показывает также, что
возведение смерти в абсолют стало возможным благодаря
абсолютизации в человеке “вот этого”, принадлежащего
только ему как индивиду, изолированному, противопос-
тавленному другим людям, обществу в целом.
Другим результатом абсолютизации “вот этого” в че-
ловеке является разрыв связей с другими людьми, с об-
ществом, т. е. уничтожение того, что продуцирует и
обеспечивает реальное бессмертие человека.
“Человек этот, — пишет Ю.Н. Давыдов, — должен созна-
вать и чувствовать себя абсолютно одиноким в мире, он уже не
может ощущать свои природно-социальные связи, свои ду-
шевные привязанности, свои духовно-культурные определения
как нечто неотъемлемое от него, непосредственно достовер-
ное, имеющее внутреннее отношение к подлинности и аутен-
тичности его существования. Его кровно-родственные узы —
отношение к родителям и дальним родственникам, его семей-
ные привязанности — отношение к жене, детям, внукам, его
душевно-духовные связи — отношение к друзьям, к своему
поколению, к современникам вообще, наконец, его традици-
онно-культурные зависимости — отношение к более отдален-
ным предкам и потомкам, — все это утрачивает для него свое
живое содержание, свое поистине одухотворяющее значение:
формализуется, принимает форму чего-то совершенно необя-
зательного, внешним образом навязанного, если не чуждого и
враждебного...
Стоит ли повторять, что перед лицом смерти такой человек
не может предположить, что его переживет нечто существен-
ное, устойчивое, заслуживающее серьезного отношения. Все
свое он унесет с собою в пустоту небытия, а то, что не было им
самим, тождественным его “самости”, не представляется ему
ни ценным, ни истинным, ни субстанциальным. Но тем более
ужасающим будет сознание, с которым он встретит свою кон-
чину: сознание того, что воистину “все кончено” — эти слова
1 Там же. С. 16, 15.
2 Там же. С. 19-20.

344
приобретают здесь совершенно буквальный смысл абсолютной
катастрофы, метафизической аннигиляции бытия... Все те жи-
тейские страхи, волнения и тревоги, что сберег этот “метафи-
зический” эгоист, боясь растратить свою индивидуальность на
окружающих его солюдей, он слагает теперь к костлявым
ступням последнего своего божества — своей смерти, при-
нявшей в его глазах вид Абсолюта: конечной инстанции, через
отношение к которой обретает смысл (вернее — бессмыслен-
ность, ибо это ведь негативный абсолют, все превращающий в
буквальную противоположность) и человеческое существова-
ние, и сама жизнь”1.
Здесь нелишним будет упомянуть два имени, сослу-
живших своимдуховнымтруположеством дурную
службу философии. ЭтоМ. Хайдеггер иК. Ясперс.
Ироничный К. Поппер пишет о них: ”Хайдеггер изобрета-
тельно применяет гегелевскую теорию ничто к практической
философии жизни, или “существования”. Жизнь, существова-
ние могут быть поняты только благодаря пониманию ничто. В
своей книге “Что такое метафизика?” Хайдеггер говорит: “Ис-
следованию подлежит только сущее и больше — ничто,...
единственно сущее и сверх того —ничто”. Возможность ис-
следования ничто (“Где нам искать Ничто?”) Как нам найти
Ничто?”) обеспечивается тем фактом, что “мы знаем Ничто”;
мы знаем его через страх: “Ужас приоткрывает Ничто”.
“Страх”, “страх ничто”, “ужас смерти” — таковы основные
категории хайдеггеровской философии существования, т. е.
такой жизни, истинным значением которой является “забро-
шенность в существование, направленное к смерти”. Челове-
ческое существование следует интерпретировать как “желез-
ный штурм”: “определенное существование” человека являет-
ся “самостью, страстно желающей свободно умереть... в пол-
ном самосознании и страхе”...
К. Ясперс декларирует свои нигилистические тенденции
даже яснее (если это вообще возможно), чем М. Хайдеггер.
Только когда вы сталкиваетесь с ничто, с аннигиляцией, учит
Ясперс, вы оказываетесь способным испытать и оценить суще-
ствование. Чтобы жить по существу, вы должны жить в со-
стоянии кризиса. Чтобы распробовать жизнь, следует не толь-
ко рисковать, но и терять! — опрометчиво доводит Ясперс ис-
торицистскую идею изменения и судьбы до ее наиболее мрач-
ной крайности. Все вещи должны исчезнуть, все заканчивается
поражением. Именно таким образом его лишенный иллюзий
интеллект понимает настоящий историцистский закон разви-
тия. Столкнитесь с разрушением — и вы постигнете захваты-
вающий пик вашей жизни! Мы в действительности живем
только в “пограничных ситуациях”, на грани между существо-
ванием и ничто. Блаженство жизни всегда совпадает с оконча-
1 Там же. С. 23-26.

345
нием ее разумности, особенно с крайними ситуациями жизни
тела, прежде всего с телесной опасностью. Вы не можете рас-
пробовать жизнь, если не вкусите поражения. Наслаждайтесь
собственным уничтожением!.
Можно назвать это философией игрока или гангстера. Не-
трудно догадаться, что эта демоническая “религия страстей и
страха, триумфатора и загнанного зверя” (О. Колнаи), этот
действительно абсолютный нигилизм имеют немного почита-
телей. Это — вероисповедание группы утонченных интеллек-
туалов, отказавшихся от своего разума и вместе с ним и от
своего человеческого достоинства”1.
Всё справедливо в оценках К. Поппера, кроме одного:
что этот нигилизм имеет “немного почитателей”. Прошло
несколько десятилетий с того времени, как Хайдеггер и
Ясперс выступили со своими ядовитыми учениями, а их
вольные или невольные “почитатели” множатся и мно-
жатся, и конца им пока не видно. Об этом я говорил вы-
ше.
После известных событий 1985-1991 г.г., когда идео-
логические барьеры пали, и в России стало модным гово-
рить-писать на тему смерти. В искусстве это стало каким-
то наваждением. Российские кинематографисты в по-
следние 10-12 лет ставили фильмы почти исключительно
в жанре триллеров, боевиков, детективов... И в филосо-
фии появились «специалисты»-танатологи. Недавно в
возрасте 42-х лет умер философ А.В.Демичев. Практиче-
ски всю свою короткую жизнь он разрабатывал тему
смерти. Его докторская диссертация называлась «Фило-
софские и культурологические основания современной
танатологии» (1997). Он был поэтом, теоретиком художе-
ственного направления «некрореализма», организовал
Ассоциацию танатологов Санкт-Петербурга, был одним
из инициаторов двух международных конференций под
названием «Тема смерти в духовном опыте человечества»
(1993, 1995), а также круглых столов «Смерть в новой ар-
хаике» (1990), «Смерть как проблема междисциплинар-
ных исследований» (1992), «Смерть Ивана Ильича: стра-
тегия чтения» (1992), «Смерть накануне XXI века»
(1994), «Кладбище в жизни города» (1995). Был ответст-
венным редактором пяти выпусков философского альма-
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С.
92-94.

346
наха «Фигуры Танатоса»: «Символы смерти в культуре».
СПб, 1991; «Философские размышления на тему смерти».
СПб., 1992; «»Тема смерти в духовном опыте человечест-
ва». СПб., 1993; СПб., 1995; «Искусство умирания».
СПб., 1998.1 Как видим, свою жизнь он буквально поло-
жил на алтарь смерти.
На недавно состоявшемся 3-м Российском философ-
ском конгрессе в Ростове на Дону (сентябрь 2002 г.)
можно было видеть это присутствие моды на смерть. Так,
на секции «Философская антропология» тон дискуссии
был задан выступлением профессора В.Д.Губина на тему
«Смерть человека и предмет философской антропологии»
(см. тезисы в 3-м томе материалов конгресса). Вот неко-
торые утверждения профессора: «Человек — постоянное
умирание, исчезновение», «Человеческая жизнь — это
всегда цепь неудач. По большому счету у нас ничего не
получается», «Мы становимся живыми, когда умираем»,
«Большинство людей живет так, что в их существовании
нет никакой необходимости». Комментарии, как говорит-
ся, излишни.
К сожалению, апология смерти в философии и
культуре не так невинна; смыкаясь с антигуманиз-
мом она подготавливает почву для развязывания
авантюр, грозящих гибелью всему человечеству. В со-
временном мире всё взаимосвязано и действия от-
дельных людей могут привести к неисчислимым бед-
ствиям (например, биологический, ядерный терро-
ризм). “Болтовня” философов по поводу бытия перед
лицом смерти льет воду на мельницу опасных аван-
тюристов, готовых пойти на риск уничтожения всего
человечества, приучает людей к мысли о возможной
гибели человечества.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕКРОФИЛИЯ АНТИКУЛЬТУРЫ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Спростована теорія Ейнштейна
Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...
Аналогові стільникові мережі
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
Визначення потреби в інвестиціях та вартості капіталу


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 865 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП