ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Перед каждым человеком рано или поздно встают во-
просы, которые можно было бы назвать мировоззренче-
скими. Что такое мир? Что он собой представляет? Каков
он? Почему он такой, а не другой? Существует ли он от
века, всегда или же сотворен и управляется богом-
богами?
От нашего отношения к миру зависит то, как мы
его себе представляем, какие мы сами. «Мир жалок
лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого
человека» — говорил Л. Фейербах.
На поведение людей влияет вопрос о том, кто-что
управляет их жизнью: бог (боги), судьба, рок, фатум, что-
то другое — и в какой мере.
Представление о том, что мир создан богом (богами) и
управляется им (ими), оказывало и до сих пор оказывает
серьезное влияние на поведение многих людей.
Материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и
волюнтаризм, детерминизм и индетерминизм, рациона-
лизм, иррационализм и мистицизм — это всё позиции-
установки, которые играют существенную роль в жизни
людей.
Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и
что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира
—библейская. В первой книге Библии (точнее “Ветхого
завета”) «Бытие» нарисована картина того, как возникает
мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом,
неким всемогущим существом, который, однако, думает,
говорит и действует как человек. Бог, по Библии, сущест-
вовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6
дней: сначала сотворил небо и землю, затем свет, затем
сушу и воду, затем растительный и животный миры. На
шестой день он сотворил человека. Вот так схематично
изображается сотворение мира. С точки зрения совре-
менной науки, эта картина происхождения мира не вы-
держивает никакой критики. За 6 дней создать все много-
образие окружающего мира невозможно. Некоторые бо-
гословы предлагали рассматривать эти 6 дней не как ка-

14
лендарные дни, а как очень большие исторические пе-
риоды. Это предложение не поддержали, поскольку тогда
надо было пересматривать всю концепцию Библии. В са-
мом деле, в Библии говорится именно о шести днях тво-
рения. Бог, как какой-то ребенок или скульптор, на шес-
той день лепил человека по имени «Адам» из глины, а
женщину по имени “Ева” создал якобы из ребра Адама.
Указывалось также, что на седьмой день Бог отдыхал.
Ясно, что речь идет не о каких-то больших исторических
периодах, а о днях. Эта библейская картина мира сохра-
нилась до наших дней, и верующие, хотят они этого или
нет, должны ее признавать. Было время, когда верующие
совершенно серьезно считали, что у женщин должно
быть на одно ребро больше, чем у мужчин. Их предполо-
жение не подтвердилось, так что, с этой точки зрения, не-
возможно представить, чтобы женщина была создана из
ребра мужчины.
Библейская картина мира — не единственная религи-
озная картина мира. Развитая картина мира имеется, на-
пример, в индуистской религии.
В последние столетия сформироваласьнаучная кар-
тина мира. Она основана на данных астрономии, физики,
химии, биологии и выступает обычно как антитеза рели-
гиозной картине мира.
Ученые в результате своих исследований выяснили
что собой представляет окружающий мир. В частности,
они определили, что наша Земля существует 4 с полови-
ной миллиарда лет а наша часть вселенной существует не
менее 15 – 18 миллиардов лет, что границы Метагалакти-
ки отстоят от нас где-то на расстоянии 15-18 миллиардов
световых лет. Световой год – это земной год, за который
пробегает световой луч (его скорость равна 300 тысяч ки-
лометров в сек). Физики установили, что в основе всех
процессов, взаимодействий нашей части вселенной лежат
4 фундаментальных взаимодействия: электромагнитное,
гравитационное, сильное (ядерное), слабое. Они также
установили, что вещество состоит из молекул и атомов,
атомы — из элементарных частиц: электронов, протонов
и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, су-
бэлементарных частиц с дробным электрическим заря-
дом.

15
Научная картина мира опирается на всю совокупность
наблюдений, экспериментов, расчетов, которые ученые
проделали на протяжении последних 2000-2500 лет. Она
основана также на познании законов природы: физиче-
ских, химических, биологических. Совокупность всех
этих научных знаний дает в общем и целом научную кар-
тину мира.
Наука не дает, однако, полного, исчерпывающего
представления о мире. Нет таких ученых, которые бы за-
нимались миром в целом. Разные науки дают только мо-
заичную, фрагментарную картину мира. По-настоящему
о мире в целом могут говорить только философы. Но фи-
лософы — не ученые, они не исследуют природу, а лишь
осмысляют то, что другие люди выработали как знания,
т. е. через призму научных знаний и представлений фи-
лософы осмысляют мир.
Если ученые осмысляют мир с помощью открытий,
т. е. с помощью познания законов природы и явлений, то
философы осмысляют мир через всю совокупность науч-
ных знаний, через весь исторический и личный опыт. Все
эти знания они пропускают через свой разум. Главный
инструмент философского осмысления мира – фундамен-
тальные философские понятия, категории. Иными слова-
ми, философы рисуют картину мира с помощью катего-
рий. Философская картина мира есть категориальная кар-
тина мира, а категории — это как бы кисти и краски фи-
лософа. Речь идет о таких понятиях как бытие, материя,
движение, пространство, время, качество, количество,
возможность, действительность, причина, следствие, не-
обходимость, случайность, тождество, противополож-
ность, противоречие... Насчитывается более ста философ-
ских категорий.
Все люди имеют в голове ту или иную картину мира,
но одни осознают это, а другие нет. И те, кто осознают,
занимают ту или иную мировоззренческую позицию, в
частности, причисляют себя к материалистам, идеалистам
или как-то иначе характеризуют свои взгляды.
Разные философы рисуют разные категориальные
картины мира.
Одни философы берут какую-то одну категорию за
основу. Они понимают мир как некоторое монархическое

16
государство, управляемое одной категорией-монархом,
или как своеобразную матрешку, которая содержит внут-
ри себя множество маленьких матрешек, т. е. одна боль-
шая категория последовательно включает в себя меньшие
категории.
Так, Спиноза брал за основу своей картины мира кате-
горию субстанции и путем последовательного деления
этой категории на множество составляющих (атрибутов и
модусов) рисовал категориальную картину мира. Суб-
станция Спинозы имела два атрибута — мышление и
протяжение, а они, в свою очередь, имели разные модусы
(видоизменения). У протяжения Спиноза предполагал та-
кие модусы как пространственное движение, время, не-
обходимость, случайность, закономерность...
Русский философ В. С. Соловьев выдвигал в качестве
главной категории, объясняющей мир, категорию все-
единства.
Этих философов называют монистами – от слова мо-
низм.
Другие философы представляли мир как некоторую
совокупность, республику категорий. Они не выделяли
какую-то одну категорию в качестве главной. Их называ-
ли плюралистами.
Что такое категория? Самое общее определение тако-
во: категория есть разряд, класс чего-либо. Если говорить
о философских категориях, то это разряд, класс опреде-
ленного рода понятий. В реальной действительности
также есть определенные категориальные срезы-стороны,
которые выступают как объективные категориальные оп-
ределения мира. Иными словами, есть определенные раз-
ряды-классы каких-то реальностей. Например, когда мир
рассматривается в пространстве и времени, то этим он
определяется в двух категориальных срезах: в виде про-
странства и времени. Когда определяем что-то как дейст-
вительное или возможное, то рассматриваем мир в разре-
зе действительности и возможности. Если теперь возь-
мем, то с помощью этих понятийпорядок ихаос осмыс-
ляем мир либо как упорядоченный, либо как хаотиче-
ский, либо как то и другое вместе. Чего больше в мире:
порядка или хаоса? — фундаментальная философская
проблема. Согласно некоторым мифологическим пред-

17
ставлениям, вначале был хаос, из которого возникает по-
рядок, т. е. мир как бы движется от хаоса к порядку.
Представление о том, что «порядок из хаоса», — весьма древ-
него происхождения. У многих народов существовала легенда о
первозданном хаосе, из которого впоследствии высшие силы соз-
дали гармонический мир. Так, в одном из гимнов древнейшего
письменного памятника «Ригведа» говорится, что бог «развил
прекрасный мир из бесформенного хаоса, который был все, что
тогда существовало»1. Гесиод в «Теогонии» также пишет: «Ранее
всего был Хаос». Это представление о первозданном хаосе, пишет
А. Н. Аверьянов, «сохранилось до наших дней. Многие космого-
нические гипотезы строятся на допущении первоначального хао-
тического состояния вещества». «И самым уязвимым их местом,
— справедливо заключает он, — является объяснение перехода от
хаотического состояния материи к упорядоченному»2.
Самый фундаментальный уровень категориальной
картины мира – естественная система объективных кате-
гориальных определений мира (категориальная структура
мира). Можно строить разные версии существования этой
естественной системы. Категориальные определения – не
просто некоторая совокупность, множество определений;
они расположены в определенном порядке. Например,
пространство мы рассматриваем в связке-блоке свреме-
нем идвижением. Категориальная структура мира обу-
словливает-порождает категориальный строй мышления
(категориальную структуру, категориальную логику
мышления). Категориальный строй мышления есть ре-
зультат 1) становления живой природы, живого организ-
ма, вплоть до высших живых существ, и 2) исторического
развития человека, его познания и практики. Он отражает
категориальную структуру мира и отражает в той мере, в
какой человек способен решать практические задачи. Не
больше и не меньше. Это значит, что о полном соответст-
вии категориального строя мышления и категориальной
структуры мира говорить нельзя.
Категориальный строй мышления возникает в мозгу
человека очень сложным путем: и на основе биологиче-
ского развития-становления, и на основе исторического,
и основе индивидуального развития-становления.
1 См.: Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. Т. 1.
С. 80.2
См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985. С.
30.

18
Наше категориальное мышление выражается прежде
всего в виде вопросов, местоимений и местоименных на-
речий. Вопросыкто?что? обозначают предмет, вещь,
тело, организм, живое существо.Кто означает одушев-
ленный предмет,что – неодушевленный. Это первое ка-
тегориальное различие между живым и неживым. Вопрос
какой — какого качества,сколько — указывает на ко-
личество,где – на пространство,когда – на момент вре-
мени,куда – на движение. Эти вопросы показывают, что
человек мыслит категориально. Такое мышление форми-
руется еще в детском возрасте. В виде понятий категории
осмысляются на более поздней ступени развития-
становления человека. Тогда же формируется и категори-
альный строй мышления.
Таким образом, мы не можем мыслить ни одного
предмета иначе, как с помощью категорий.
Категориальное мышление, которое осознается в виде
вопросов и понятий, — это вторичные категориальные
определения. Философские понятия-категории, вырабо-
танные в процессе исторического развития философии,
— это уже третичные категориальные определения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит податкової звітності з податку на додану вартість сільськог...
ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...
АКТИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
Аудит пайового капіталу
Іменник


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (28.11.2011)
Переглядів: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП