Перед каждым человеком рано или поздно встают во- просы, которые можно было бы назвать мировоззренче- скими. Что такое мир? Что он собой представляет? Каков он? Почему он такой, а не другой? Существует ли он от века, всегда или же сотворен и управляется богом- богами? От нашего отношения к миру зависит то, как мы его себе представляем, какие мы сами. «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека» — говорил Л. Фейербах. На поведение людей влияет вопрос о том, кто-что управляет их жизнью: бог (боги), судьба, рок, фатум, что- то другое — и в какой мере. Представление о том, что мир создан богом (богами) и управляется им (ими), оказывало и до сих пор оказывает серьезное влияние на поведение многих людей. Материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и волюнтаризм, детерминизм и индетерминизм, рациона- лизм, иррационализм и мистицизм — это всё позиции- установки, которые играют существенную роль в жизни людей. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира —библейская. В первой книге Библии (точнее “Ветхого завета”) «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, сущест- вовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней: сначала сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Вот так схематично изображается сотворение мира. С точки зрения совре- менной науки, эта картина происхождения мира не вы- держивает никакой критики. За 6 дней создать все много- образие окружающего мира невозможно. Некоторые бо- гословы предлагали рассматривать эти 6 дней не как ка-
14 лендарные дни, а как очень большие исторические пе- риоды. Это предложение не поддержали, поскольку тогда надо было пересматривать всю концепцию Библии. В са- мом деле, в Библии говорится именно о шести днях тво- рения. Бог, как какой-то ребенок или скульптор, на шес- той день лепил человека по имени «Адам» из глины, а женщину по имени “Ева” создал якобы из ребра Адама. Указывалось также, что на седьмой день Бог отдыхал. Ясно, что речь идет не о каких-то больших исторических периодах, а о днях. Эта библейская картина мира сохра- нилась до наших дней, и верующие, хотят они этого или нет, должны ее признавать. Было время, когда верующие совершенно серьезно считали, что у женщин должно быть на одно ребро больше, чем у мужчин. Их предполо- жение не подтвердилось, так что, с этой точки зрения, не- возможно представить, чтобы женщина была создана из ребра мужчины. Библейская картина мира — не единственная религи- озная картина мира. Развитая картина мира имеется, на- пример, в индуистской религии. В последние столетия сформироваласьнаучная кар- тина мира. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза рели- гиозной картине мира. Ученые в результате своих исследований выяснили что собой представляет окружающий мир. В частности, они определили, что наша Земля существует 4 с полови- ной миллиарда лет а наша часть вселенной существует не менее 15 – 18 миллиардов лет, что границы Метагалакти- ки отстоят от нас где-то на расстоянии 15-18 миллиардов световых лет. Световой год – это земной год, за который пробегает световой луч (его скорость равна 300 тысяч ки- лометров в сек). Физики установили, что в основе всех процессов, взаимодействий нашей части вселенной лежат 4 фундаментальных взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное), слабое. Они также установили, что вещество состоит из молекул и атомов, атомы — из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, су- бэлементарных частиц с дробным электрическим заря- дом.
15 Научная картина мира опирается на всю совокупность наблюдений, экспериментов, расчетов, которые ученые проделали на протяжении последних 2000-2500 лет. Она основана также на познании законов природы: физиче- ских, химических, биологических. Совокупность всех этих научных знаний дает в общем и целом научную кар- тину мира. Наука не дает, однако, полного, исчерпывающего представления о мире. Нет таких ученых, которые бы за- нимались миром в целом. Разные науки дают только мо- заичную, фрагментарную картину мира. По-настоящему о мире в целом могут говорить только философы. Но фи- лософы — не ученые, они не исследуют природу, а лишь осмысляют то, что другие люди выработали как знания, т. е. через призму научных знаний и представлений фи- лософы осмысляют мир. Если ученые осмысляют мир с помощью открытий, т. е. с помощью познания законов природы и явлений, то философы осмысляют мир через всю совокупность науч- ных знаний, через весь исторический и личный опыт. Все эти знания они пропускают через свой разум. Главный инструмент философского осмысления мира – фундамен- тальные философские понятия, категории. Иными слова- ми, философы рисуют картину мира с помощью катего- рий. Философская картина мира есть категориальная кар- тина мира, а категории — это как бы кисти и краски фи- лософа. Речь идет о таких понятиях как бытие, материя, движение, пространство, время, качество, количество, возможность, действительность, причина, следствие, не- обходимость, случайность, тождество, противополож- ность, противоречие... Насчитывается более ста философ- ских категорий. Все люди имеют в голове ту или иную картину мира, но одни осознают это, а другие нет. И те, кто осознают, занимают ту или иную мировоззренческую позицию, в частности, причисляют себя к материалистам, идеалистам или как-то иначе характеризуют свои взгляды. Разные философы рисуют разные категориальные картины мира. Одни философы берут какую-то одну категорию за основу. Они понимают мир как некоторое монархическое
16 государство, управляемое одной категорией-монархом, или как своеобразную матрешку, которая содержит внут- ри себя множество маленьких матрешек, т. е. одна боль- шая категория последовательно включает в себя меньшие категории. Так, Спиноза брал за основу своей картины мира кате- горию субстанции и путем последовательного деления этой категории на множество составляющих (атрибутов и модусов) рисовал категориальную картину мира. Суб- станция Спинозы имела два атрибута — мышление и протяжение, а они, в свою очередь, имели разные модусы (видоизменения). У протяжения Спиноза предполагал та- кие модусы как пространственное движение, время, не- обходимость, случайность, закономерность... Русский философ В. С. Соловьев выдвигал в качестве главной категории, объясняющей мир, категорию все- единства. Этих философов называют монистами – от слова мо- низм. Другие философы представляли мир как некоторую совокупность, республику категорий. Они не выделяли какую-то одну категорию в качестве главной. Их называ- ли плюралистами. Что такое категория? Самое общее определение тако- во: категория есть разряд, класс чего-либо. Если говорить о философских категориях, то это разряд, класс опреде- ленного рода понятий. В реальной действительности также есть определенные категориальные срезы-стороны, которые выступают как объективные категориальные оп- ределения мира. Иными словами, есть определенные раз- ряды-классы каких-то реальностей. Например, когда мир рассматривается в пространстве и времени, то этим он определяется в двух категориальных срезах: в виде про- странства и времени. Когда определяем что-то как дейст- вительное или возможное, то рассматриваем мир в разре- зе действительности и возможности. Если теперь возь- мем, то с помощью этих понятийпорядок ихаос осмыс- ляем мир либо как упорядоченный, либо как хаотиче- ский, либо как то и другое вместе. Чего больше в мире: порядка или хаоса? — фундаментальная философская проблема. Согласно некоторым мифологическим пред-
17 ставлениям, вначале был хаос, из которого возникает по- рядок, т. е. мир как бы движется от хаоса к порядку. Представление о том, что «порядок из хаоса», — весьма древ- него происхождения. У многих народов существовала легенда о первозданном хаосе, из которого впоследствии высшие силы соз- дали гармонический мир. Так, в одном из гимнов древнейшего письменного памятника «Ригведа» говорится, что бог «развил прекрасный мир из бесформенного хаоса, который был все, что тогда существовало»1. Гесиод в «Теогонии» также пишет: «Ранее всего был Хаос». Это представление о первозданном хаосе, пишет А. Н. Аверьянов, «сохранилось до наших дней. Многие космого- нические гипотезы строятся на допущении первоначального хао- тического состояния вещества». «И самым уязвимым их местом, — справедливо заключает он, — является объяснение перехода от хаотического состояния материи к упорядоченному»2. Самый фундаментальный уровень категориальной картины мира – естественная система объективных кате- гориальных определений мира (категориальная структура мира). Можно строить разные версии существования этой естественной системы. Категориальные определения – не просто некоторая совокупность, множество определений; они расположены в определенном порядке. Например, пространство мы рассматриваем в связке-блоке свреме- нем идвижением. Категориальная структура мира обу- словливает-порождает категориальный строй мышления (категориальную структуру, категориальную логику мышления). Категориальный строй мышления есть ре- зультат 1) становления живой природы, живого организ- ма, вплоть до высших живых существ, и 2) исторического развития человека, его познания и практики. Он отражает категориальную структуру мира и отражает в той мере, в какой человек способен решать практические задачи. Не больше и не меньше. Это значит, что о полном соответст- вии категориального строя мышления и категориальной структуры мира говорить нельзя. Категориальный строй мышления возникает в мозгу человека очень сложным путем: и на основе биологиче- ского развития-становления, и на основе исторического, и основе индивидуального развития-становления. 1 См.: Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. Т. 1. С. 80.2 См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985. С. 30.
18 Наше категориальное мышление выражается прежде всего в виде вопросов, местоимений и местоименных на- речий. Вопросыкто?что? обозначают предмет, вещь, тело, организм, живое существо.Кто означает одушев- ленный предмет,что – неодушевленный. Это первое ка- тегориальное различие между живым и неживым. Вопрос какой — какого качества,сколько — указывает на ко- личество,где – на пространство,когда – на момент вре- мени,куда – на движение. Эти вопросы показывают, что человек мыслит категориально. Такое мышление форми- руется еще в детском возрасте. В виде понятий категории осмысляются на более поздней ступени развития- становления человека. Тогда же формируется и категори- альный строй мышления. Таким образом, мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий. Категориальное мышление, которое осознается в виде вопросов и понятий, — это вторичные категориальные определения. Философские понятия-категории, вырабо- танные в процессе исторического развития философии, — это уже третичные категориальные определения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»