ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Філософія життя: від волюнтаризму до екзистенціалізму

Существование (existenz) как разделение мышления и бытия в концепции Сёрена Кьеркегора
Представителей философии жизни объединяет подход к интерпре-тации бытия, или как отмечает И. Михайлов, – «новый стиль» мышления, в той или иной степени противопоставляемый т радицион-ному, классическому рациональному подходу [372]. Вопреки классической традиции, рассматривавшей действительность как жестко детерминированную некоторым упорядочивающим началом систему (совокупностью механических законов, разумом, Богом и т. п.), представители философии жизни смотрят на окружающий мир как на хаотичный поток жизни, составляющий неудержимо активный жизненный универсум. Разум, сознание в целом играют скромную, чисто «техническую» роль. Как подчеркивает, например, А. Шопенгауэр, основные жизненно важные процессы (зачатие, сохранение и развитие организма, излечение ран и т. п.), происходят без участия интеллекта [590]. У З. Фрейда основным стимулом деятельности человека признается сфера бессознательных влечений, сознанию отводится роль «механизма защиты» от разрушительных влияний внешней среды [535, 541]. В этой связи вспоминается и известный вывод Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», и автори-тетное мнение Б. Паскаля, который утверждал, что человек, сам являющийся небытием в сравнении с бесконечностью, не в силах даже приблизиться к пониманию тайн мироздания. Он не может постичь небытие, из которого возник, и бесконечность, в которой растворяется. Начни человек с познания самого себя, как завещали древние греки, он понял бы, что ему не дано выйти за собственные пределы, ибо часть не может познать целое. Ссылаясь на Августина Блаженного, Паскаль утверждал, что человек не способен постичь соединение духа с телом, между тем как именно это и есть человек .
В концепциях философии жизни мировой «жизненный универ-сум» неразумен, алогичен, иррационален. Иррационализм – это своеобразный скепсис по отношению к науке и человеческому разуму. В иррационализме переплелись самые различные тенденции: с одной стороны – это острая реакция против технократизма и меркантилизма, сциентизма и институтов власти; с другой стороны – это поиск новых жизненных оснований, это обращение к чувственно-сти, интуиции, вере, другим формам нерационального познания.
Иррационализм как проблема впервые возник в математике из про-блемы несоизмеримости. И. Бычко следующим образом описывает генезис проблемы иррациональности: «Попытка выразить рационально (в однозначных единицах измерения – рациональных числах) отношение таких разнокачественных геометрических объектов, как длина окружно-сти и радиус круга, диагональ и сторона квадрата и др., на всех этапах ее осуществления дает положительный (рациональный) результат. Однако при этом на каждом этапе всегда остается некоторый иррациональный остаток, не дающий возможности полного выражения объекта в единицах измерения объекта, к которому он отнесен» [202, 238]. В философии иррационализм, преломившись через призму метафизического способа мышления, превратился в доказательство принципиальной непознаваемости действительности.
Концепции философии жизни, в большинстве своем, основывают-ся на иррациональных методах исследования. Поэтому познание в концепциях философии жизни утрачивает традиционный характер объяснения, сводящего неизвестное к известному по правилам логического рассуждения. Вместо него философия жизни разрабаты-вает так называемую «герменевтику» (истолкование), к которой широко прибегал и З. Фрейд, анализируя глубины бессознательного, и другие представители философии жизни. Методы герменевтики выработали В. Дильтей, но, главным образом, М. Хайдеггер, который превратил герменевтику в один из ведущих принципов «экзистенци-альной аналитики бытия».
Одним из первых, кто указал на различные планы бытия логическо-го (рационального) и иррационального (экзистенциального), явился датский философ С. Кьеркегор (1813–1855). По свидетельству западнонемецкого философа А. Хюшбера: «Зимой 1841–1842 г. в Берлине среди слушателей Шеллинга рядом с Энгельсом, Бакуниным и более молодым Якобом Буркгардтом был юный Кьеркегор, недавно переживший большое разочарование в философии Гегеля. Когда Шеллинг произносил слово «действительность»… в его уме бился радости плод мысли. Шеллинг… учил новой… на мифологии и откровении основанной «позитивной философии», чтобы ограничить область действия разума. Разум, учил он, может познавать лишь «сущность», «что», а не наличное бытие, причинность. Отправным моментом мышления он желал сделать «чистое существование»… «случайную необходимость», т. к. познание бытия есть самооткровение из настоящего действия… Все это стало для Кьеркегора основой не только его критики Гегеля, но и выработки собственного понятия существование» [202, 193].
Следует отметить, что прояснение собственных философских позиций осуществлялось Кьеркегором в русле критики философского рационализма Гегеля [241]. Кьеркегор подверг критике основопола-гающий принцип гегелевской философии о тождестве мышления и бытия, указав на его тавтологичность. В качестве основополагающего принципа Кьеркегор выдвинул существование (existens), которое, наоборот, разделяет мышление и бытие. Этот вопрос Кьеркегор исследовал в целой серии работ, среди которых выделим «Повторе-ние», «Наслаждение и долг» и др. [322, 323].
Несовместимость логики и диалектики у С. Кьеркегора проявляет-ся прежде всего в неспособности логики выразить движение, становление. Понимая экзистенцию как нечто по самому существу своему диалектическое, С. Кьеркегор противопоставляет гегелевской диалектике как логике бытия и мышления экзистенциальную диалектику. В последней «прыжок», как переход в новое качество, – необъясним. Как считает С. Кьеркегор, «количество» не может быть предпосылкой «качества», а противоречия непримиримы, ибо «снятие принципа противоречия для существующего означает, что он сам должен перестать существовать» [309, 528].
Диалектический аспект проблемы, говорит С. Кьеркегор, требует мышления иного рода, нежели мышление абстрактное, чистое от собственного существования мыслителя. Оно требует именно мышления-страсти, способного на удерживание качественной диалектики существования и предполагающего бесконечный интерес существующего индивидуума к своей экзистенции.
С. Кьеркегора считают основателем экзистенциализма. При этом К. Райда отмечает, что доказать тезис «философия Кьеркегора – начало экзистенциализма», довольно сложно [446]. В качестве обоснования своей точки зрения он приводит некоторые работы Л. Шестова, который довольно часто (особенно за вольность трактовки Кьеркего-ром отдельных мест Библии) жестко критиковал концепцию Кьеркего-ра [587]. К. Райда делит экзистенциализм на классический и современ-ный. Согласно К. Райде, концепция экзистенциализма Кьеркегора, является типичным образцом классической экзистенциальной философии. Она «визначається не тільки інтерпретаціями та відношенням її до християнства, а «екзистенціально-антропологічним поворо-том» класичної раціоналістичної філософської теодицеї…» [446, 71]. В противоположность ей, философия современного экзистенциализма, как считает К. Райда, «стала своєрідною «оберненою формою», яка приховала глибинні, субстанційні перетворення філософської свідомості за інтерпретаціями релігійної, філософької спадщини» [446, 71].
Философия жизни С. Кьеркегора во многом созвучна с образом жизни самого автора: замкнутого, практически изолированного от внешнего мира. В исследовании «Мир Кьеркегора: русские и датские интерпретации творчества Сёрена Кьеркегора» приводятся различные точки зрения, связывающие как особенности личной жизни С. Кьеркегора с его творчеством, так и особенности его характера, в той или иной степени просматривающиеся в его философии [369]. Авторы отмечают, что безусловно, суровое христианское воспитание, особенности личной жизни, толкнувшие его на «творческое затворничество», способствовали укоренению интимно-личностных переживаний и рефлексии самонаблюдения у Кьеркегора. По С. Кьеркегору жизнь – это, как пишет Т. Шварц: «…уход из общественной сферы в чисто внутренний мир…» [584, 102].
Центром мира идей С. Кьеркегора является отдельный человек и спасение его души. Этот вопрос рассмотрен в исследовании А. Попиашвили «Проблема индивида в философии С. Кьеркегора и Ф. Ницше» [432]. Отдельный человек, по Кьеркегору, может достигнуть спасения души лишь в том случае, если он живет, как истинный христианин, если он существует по-христиански [322]. С. Кьеркегор различает два вида существования человека: «можно существовать в качестве человека-массы или аскетически-христианского индивидуа-листа; можно потеряться в земных удовольствиях или можно жить в страхе и заботах, в ожидании смерти и благодаря этому достичь спасения души» [323, 103].
Но С. Кьеркегор, как пишет К. Райда «… почав ставати великим С. Керкегором саме тоді, коли, як і Ф. Ніцше, усвідомив, що життя, яке оточує його, є вкрай бездуховним, неусвідомленим і позбавленим суто «людського» й «людяного» змісту» [446, 241].
С. Кьеркегор выделяет три стадии существования человека: эстетическую, этическую и религиозную [322]. Критерием диффе-ренциации существования человека у Кьеркегора выступает энергия отношения человека к Богу. Этот вопрос рассмотрен в исследовани-ях Т. Щипцовой [595], И. Бычко [204], К. Райды [446], Б. Быховского [201] и др. «Эстетический» человек в своем стремлении к наслаждению и ориентированный, главным образом, на внешнее, по Кьеркегору, не является личностью. Необходимой предпосылкой богоотношения у Кьеркегора является личность, которая имеет «свой центр в самой себе» [322, 349]. Эстетический человек из-за направленности к внешнему не есть личность, имеющая свой центр в самой себе. По Кьеркегору, подлинное существование носит этическо-личностный характер. При этом личность как конкретное выступает у Кьеркегора условием осуществления этического как общего, т. е. имеет этическое, как подчеркивает Т. Щипцова, не вне себя, а в самой себе. Этическое содержание существования концентрируется у Кьеркегора в понятии выбора. Наконец, третья, религиозная стадия существования человека у Кьеркегора есть ни что иное, как мгновение прыжка веры, которое открывает истинный смысл существования, состоящий в абсолютном отношении к Богу, в парадоксальном соприкосновении временного и вечного.
Согласно С. Кьеркегору разум, фиксируя сущностное, объективное, лишь искажает действительную картину мира [323]. Ведь всё личност-ное, или в терминологии Кьеркегора – «экзистенциальное» – безжалост-но устраняется разумом из объективного представления. Вместо него остается и функционирует лишь повторимое, общезначимое, безличное. В результате подобного замещения, как считает Кьеркегор, целостность бытия распадается: аннигилирует все уникальное, неповторимо индивидуальное, идентифицирующее субъекта как личность. Остаются же только фрагменты, то, что имеет значение «для всех», а потому не представляющее значения для конкретного индивидуального [323]. Мышление, по Кьеркегору, взятое со стороны лишь общезначимых своих результатов, не нуждается в субъекте, добывшем эти результаты. Это мышление без мыслящего. Сама жизнь, рассматриваемая со стороны лишь сущностных своих характеристик, делает случайным, а потому и ненужным, каждое отдельное человеческое существование.
Важной в творчестве С. Кьеркегора является тема одиночества. Этот вопрос рассмотрен в работе Н. Хамитова «Самотність як феномен людського буття» [560]. По С. Кьеркегору, одиночество – это результат выхода человека за границы обыденности в бытие героя или гения [323]. При этом, по мнению Н. Хамитова, именно гений может избавить героя от одиночества, и именно герой дает гению сюжеты для творчества, которые избавляют его бытие от одиночества [560]. У Кьеркегора память гения пробуждает героя к новой жизни. Она может освободить героя, а с ним и любого человека от одиноче-ства, которое рождается стихией времени. Каждый одинокий, который выделяется среди людей, рано или поздно найдет того, кто поймет его. Н. Хамитов цитирует Кьеркегора: «Не буде забутий ніхто із тих, хто був великим; і як би довго це не продовжувалося, навіть якщо хмари нерозуміння віднесуть героя геть, його шанувальник все ж приходить до нього, і чим більше пройде часу, тим більше він буде залишатися при ньому» [560, 57].
Полемизируя с концепцией философии жизни А. Шопенгауэра, С. Кьеркегор приходит к выводу, что мир людей – это все же не царство тотальной отчаяности. Мир людей – это не царство отчаяния именно потому, что каждый человек, по мнению С. Кьеркегора, имеет бессмерную душу, которая вмещает в себя неограниченную память [322]. Именно такая память дает надежду героям и гениям освобо-диться от одиночества, которым они окружены при жизни. В трансцендентном измерении человеческого существования они получают то понимание и сочувствие, которого так не хватало им в повседневной жизни. Память, которая дана человеку вместе с «вечным сознанием», становится мостом, который объединяет людей – великих и обычных.
Согласно концепции философии жизни С. Кьеркегора, к абсолют-ной памяти человек может прийти только при помощи веры [323]. Вера как раз и является возможностью принять существование другого не рационально, а глубоко, экзистенциально. Именно в вере С. Кьеркегор видит высшую тайну человека и возможность преодо-ления одиночества. Вера – это аккумуляция всего глубинного, что есть в самом человеке и в окружающем мире.
Концепция философии жизни С. Кьеркегора – это не только отрицание философских традиций на основе попытки утверждения первичности существования, как проявление иррационализма и субъективного идеализма. Это, главным образом, новая модель мышления, которая базируется и образуется в процессе необычной формы духовной деятельности, необычного способа духовного самовоплощения индивида. Это форма, как пишет К. Райда: «ураженої» зміненої духовності, яка здійснюється заради збереження «людського» в людині» [446, 263]. Кьеркегоровская модель «перебы-вания-в-духовном», по мнению К. Райды, возникает как способ сохранения целостности, идентичности «Я» индивида в условиях необходимой ему коммуникации в мире овеществленных отношений и особого типа социального взаимодействия индивидов.
Таким образом, в феномене жизни изначально аккумулировалась двойственная, но не противоречивая основа. С одной стороны, жизнь понималась как воля, как некий порыв, не доступный пониманию сознательного, рационального. С другой стороны, жизнь – это индивидуальное существование, опять таки же недоступное рациональному анализу. Все это слилось в едином иррациональном понимании феномена жизни. Под влиянием концепций философии жизни А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора в феномене жизни изначально аккумулировалось новое видение реальности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Существование (existenz) как разделение мышления и бытия в концепции Сёрена Кьеркегора» з дисципліни «Філософія життя: від волюнтаризму до екзистенціалізму»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СВІТОВИЙ БАНК
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ETHERNET. Пр...
Аудит відпуску запасів у виробництво
Сдвинуть земной шар
ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...


Категорія: Філософія життя: від волюнтаризму до екзистенціалізму | Додав: koljan (28.11.2011)
Переглядів: 961 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП