ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Світ очима філософа

Стороны материи (качество-мера-количество)
Согласно предлагаемой версии сторонами, т.е. ближайшими определениями, материи являются качество и количество, объе-диненные в мере. Любое материальное образование имеет каче-ственную и количественную стороны. В мире нет качественно или количественно неопределенных объектов.
Могут спросить, почему именно качество, количество и мера выбраны в качестве ближайших, т.е. основных, определений ма-терии. К этому можно подойти с разных сторон.
Во-первых, как мы уже говорили, материя должна быть как-то определена и определена именно в ее самости (не через отно-шение к сознанию, движению и т.д.). Во-вторых, хотя материя вместе с движением определяется через всю систему категорий должны быть, однако, выделены в этой, системе такие категории, которые определяют ее ближайшим образом, непосредственно. Смысл системы категорий в том, что она характеризует материю и движение не как попало, а в определенном порядке. Одни кате-гории характеризуют материю, другие — движение, третьи — сразу материю и движение. Из всех категорий на роль ближай-ших определений материи претендуют именно качество, количе-ство, мера. Все другие категории характеризуют либо движение, либо связь материи и движения, либо являются частными опре-делениями материи.
Философы давно уже в той или иной степени сознавали зна-чение качества, количества и меры как наиболее фундаменталь-ных определений материи. У Аристотеля качество и количество являются первыми, ближайшими определениями сущности (кон-кретной вещи, тела). У Гегеля материя под именем бытия (не мог же он как идеалист признать, что бытие и есть материя!) развер-тывает свои определения через качество, количество и меру. Ис-торический спор философов об однородности (гомогенности) и неоднородности и (гетерогенности) материи-природы также яв-ственно показывает что качественные и количественные пред-ставления лежат в основе философского (категориально-логического) понимания материи. Философы лишь по﷓разному ставили акценты в этом понимании. Одни выделяли, подчеркива-ли, абсолютизировали качественный аспект материи (например, Ф. Бэкон, Л. Фейербах), другие — количественный аспект (на-пример, Р. Декарт, Т. Гоббс, И. Ньютон). Были и такие филосо-фы, которые занимали промежуточную позицию или объединяли указанные подходы (например, Д. Дидро). Во всех этих случаях кардинальным оставался вопрос о качественном и/или количест-венном определениях материи как ее ближайших определениях.
В древнегреческой философии сторонником качественной концепции материи был Аристотель (его физику называли даже качественной физикой), а количественной по-преимуществу — Демокрит. Но это наиболее развитые концепции материи в ан-тичную эпоху. Первое же разделение, расщепление единого каче-ственно-количественного понимания материи произошло на заре древнегреческой философии. Элеаты выделили и абсолютизиро-вали качественную сторону материи, пифагорейцы подчеркивали количественную сторону.
Почему так происходило, что одни философы выделяли и аб-солютизировали один аспект понимания материи, а другие — другой аспект? Это можно объяснить следующим образом. Люди, в том числе философы, не могли сразу постигнуть, осмыслить мир в единстве и многообразии, цельности и расчлененности. Чтобы как-то уйти от диффузно-синкретического понимания ма-терии философы вынуждены были в силу ограниченности своих знаний и опыта сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне материи в ущерб другой и, естественно, абсолютизиро-вали ее. Но, поскольку философы были разные по складу ума и характера, они абсолютизировали разные аспекты понимания ма-терии. История философии (да и вообще человеческой мысли) напоминает качели или весы, которые склонялись то в одну, то в другую сторону, либо "замирали" где-то посередине. Так было с качественным и количественным подходами. Мыслители, обла-давшие математическим складом ума или тяготевшие к нему, аб-солютизировали в той или иной степени количественную сторону материи. Такими мыслителями были Пифагор, Демокрит, Гали-лей, Гоббс, Декарт, Ньютон. Мыслители же, обладавшие эмоцио-нально-образным, художественным складом или тяготеющие к нему, абсолютизировали (и тоже в равной степени) качественную сторону материи. Такими мыслителями были Парменид, Ф. Бэкон, Гете, Фейербах.
В качественном понимании материи следует различать два направления: концепцию качественного единства материи (элеа-ты, Спиноза) и концепцию качественного многообразия, специ-фицирования материи (Аристотель, Ф. Бэкон, Фейербах).
В количественном понимании материи тоже можно выделить два направления: непрерывно-количественное (Анаксагор, Де-карт) и дискретно-количественное (Демокрит, Гассенди, Нью-тон).
До сих пор, говоря о ближайших определениях материи, мы как бы шли от материи к качеству, количеству, мере. Теперь взглянем на дело с другой стороны. Если идти от качества, коли-чества, меры к материи, то увидим, что логично отнести эти оп-ределения именно к материи, а не к какому-нибудь ограниченно-му объекту (вещи, предмету, явлению, процессу и т.п.). В по-следнем случае отнесение указанных определений будет непол-ным или слишком абстрактным, размытым. Вообще следует от-метить, что качеству, количеству и мере не повезло в нашей фи-лософии. Их относят к чему угодно и поэтому они оказываются какими-то беспризорными категориями. В данном случае можно было бы поучиться определенности мысли у Аристотеля и Геге-ля. Аристотель считал качество и количество ближайшими опре-делениями сущности. А Гегель относил их к бытию. У нас же по-чему-то боятся рассматривать качество, количество, меру как ближайшие, основные определения материи. Эта боязнь обуслов-лена, правда, внешней для наших категорий причиной, а именно тем, что многие философы рассматривают содержание категории материи исключительно через призму ее отношения к сознанию. Имеется еще одна причина, из-за которой качество, количество и меру не относят к материи в целом. Дело в том, что среди фило-софов еще живучи феноменологические представления о качест-ве как категории чувственного познания, которая будто бы харак-теризует лишь отдельные, чувственно воспринимаемые предметы и явления в их специфичности, данности, наличности . Отсюда неприятие качества как категории, которая может характеризо-вать не отдельный объект, а материю в целом.
Итак, сторонами материи являются качество и количество. Но стороны — не виды. Что же является видами материи и как виды относится к сторонам, т.е. к качеству и количеству?

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стороны материи (качество-мера-количество)» з дисципліни «Світ очима філософа»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ГРОШОВО-КРЕДИТНА ПОЛІТИКА, ЇЇ ЦІЛІ ТА ІНСТРУМЕНТИ
ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...
Аудиторська перевірка фінансової звітності
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
Что значит «преодолеть инерцию»


Категорія: Світ очима філософа | Додав: koljan (28.11.2011)
Переглядів: 735 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП