Согласно предлагаемой версии сторонами, т.е. ближайшими определениями, материи являются качество и количество, объе-диненные в мере. Любое материальное образование имеет каче-ственную и количественную стороны. В мире нет качественно или количественно неопределенных объектов. Могут спросить, почему именно качество, количество и мера выбраны в качестве ближайших, т.е. основных, определений ма-терии. К этому можно подойти с разных сторон. Во-первых, как мы уже говорили, материя должна быть как-то определена и определена именно в ее самости (не через отно-шение к сознанию, движению и т.д.). Во-вторых, хотя материя вместе с движением определяется через всю систему категорий должны быть, однако, выделены в этой, системе такие категории, которые определяют ее ближайшим образом, непосредственно. Смысл системы категорий в том, что она характеризует материю и движение не как попало, а в определенном порядке. Одни кате-гории характеризуют материю, другие — движение, третьи — сразу материю и движение. Из всех категорий на роль ближай-ших определений материи претендуют именно качество, количе-ство, мера. Все другие категории характеризуют либо движение, либо связь материи и движения, либо являются частными опре-делениями материи. Философы давно уже в той или иной степени сознавали зна-чение качества, количества и меры как наиболее фундаменталь-ных определений материи. У Аристотеля качество и количество являются первыми, ближайшими определениями сущности (кон-кретной вещи, тела). У Гегеля материя под именем бытия (не мог же он как идеалист признать, что бытие и есть материя!) развер-тывает свои определения через качество, количество и меру. Ис-торический спор философов об однородности (гомогенности) и неоднородности и (гетерогенности) материи-природы также яв-ственно показывает что качественные и количественные пред-ставления лежат в основе философского (категориально-логического) понимания материи. Философы лишь поразному ставили акценты в этом понимании. Одни выделяли, подчеркива-ли, абсолютизировали качественный аспект материи (например, Ф. Бэкон, Л. Фейербах), другие — количественный аспект (на-пример, Р. Декарт, Т. Гоббс, И. Ньютон). Были и такие филосо-фы, которые занимали промежуточную позицию или объединяли указанные подходы (например, Д. Дидро). Во всех этих случаях кардинальным оставался вопрос о качественном и/или количест-венном определениях материи как ее ближайших определениях. В древнегреческой философии сторонником качественной концепции материи был Аристотель (его физику называли даже качественной физикой), а количественной по-преимуществу — Демокрит. Но это наиболее развитые концепции материи в ан-тичную эпоху. Первое же разделение, расщепление единого каче-ственно-количественного понимания материи произошло на заре древнегреческой философии. Элеаты выделили и абсолютизиро-вали качественную сторону материи, пифагорейцы подчеркивали количественную сторону. Почему так происходило, что одни философы выделяли и аб-солютизировали один аспект понимания материи, а другие — другой аспект? Это можно объяснить следующим образом. Люди, в том числе философы, не могли сразу постигнуть, осмыслить мир в единстве и многообразии, цельности и расчлененности. Чтобы как-то уйти от диффузно-синкретического понимания ма-терии философы вынуждены были в силу ограниченности своих знаний и опыта сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне материи в ущерб другой и, естественно, абсолютизиро-вали ее. Но, поскольку философы были разные по складу ума и характера, они абсолютизировали разные аспекты понимания ма-терии. История философии (да и вообще человеческой мысли) напоминает качели или весы, которые склонялись то в одну, то в другую сторону, либо "замирали" где-то посередине. Так было с качественным и количественным подходами. Мыслители, обла-давшие математическим складом ума или тяготевшие к нему, аб-солютизировали в той или иной степени количественную сторону материи. Такими мыслителями были Пифагор, Демокрит, Гали-лей, Гоббс, Декарт, Ньютон. Мыслители же, обладавшие эмоцио-нально-образным, художественным складом или тяготеющие к нему, абсолютизировали (и тоже в равной степени) качественную сторону материи. Такими мыслителями были Парменид, Ф. Бэкон, Гете, Фейербах. В качественном понимании материи следует различать два направления: концепцию качественного единства материи (элеа-ты, Спиноза) и концепцию качественного многообразия, специ-фицирования материи (Аристотель, Ф. Бэкон, Фейербах). В количественном понимании материи тоже можно выделить два направления: непрерывно-количественное (Анаксагор, Де-карт) и дискретно-количественное (Демокрит, Гассенди, Нью-тон). До сих пор, говоря о ближайших определениях материи, мы как бы шли от материи к качеству, количеству, мере. Теперь взглянем на дело с другой стороны. Если идти от качества, коли-чества, меры к материи, то увидим, что логично отнести эти оп-ределения именно к материи, а не к какому-нибудь ограниченно-му объекту (вещи, предмету, явлению, процессу и т.п.). В по-следнем случае отнесение указанных определений будет непол-ным или слишком абстрактным, размытым. Вообще следует от-метить, что качеству, количеству и мере не повезло в нашей фи-лософии. Их относят к чему угодно и поэтому они оказываются какими-то беспризорными категориями. В данном случае можно было бы поучиться определенности мысли у Аристотеля и Геге-ля. Аристотель считал качество и количество ближайшими опре-делениями сущности. А Гегель относил их к бытию. У нас же по-чему-то боятся рассматривать качество, количество, меру как ближайшие, основные определения материи. Эта боязнь обуслов-лена, правда, внешней для наших категорий причиной, а именно тем, что многие философы рассматривают содержание категории материи исключительно через призму ее отношения к сознанию. Имеется еще одна причина, из-за которой качество, количество и меру не относят к материи в целом. Дело в том, что среди фило-софов еще живучи феноменологические представления о качест-ве как категории чувственного познания, которая будто бы харак-теризует лишь отдельные, чувственно воспринимаемые предметы и явления в их специфичности, данности, наличности . Отсюда неприятие качества как категории, которая может характеризо-вать не отдельный объект, а материю в целом. Итак, сторонами материи являются качество и количество. Но стороны — не виды. Что же является видами материи и как виды относится к сторонам, т.е. к качеству и количеству?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стороны материи (качество-мера-количество)» з дисципліни «Світ очима філософа»