Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить структуру материи. Позволительно, однако, спросить: если не философы, то кто же? Ученые-естественники? Но ведь они, если и рассматривают вопрос о структуре, строении материи, то лишь применительно к отдельным видам материи. Как целое не сводится к части или сумме частей, так и вопрос о структуре материи в целом не сво-дится к вопросу о строении отдельных, изучаемых естественны-ми науками, видов материи. Это хорошо видно на примере клас-сификации видов материи. Ни один ученый-естественник не за-нимается этим вопросом в полном объеме. Почему? Потому что он как специалист ограничен и ограничен прежде всего рамками изучения природных форм материи. Человеческое общество уче-ный-естественник не включает, не имеет права включать в свою классификацию. Другое дело — философ. Он по определению является исследователем общих проблем, так сказать, специали-стом по общим проблемам. Философ просто обязан заниматься классификацией видов материи в полном объеме. Он, как прави-ло, это и делает. Если ученый пытается осуществить полную классификацию видов материи, то он неизбежно скатывается ли-бо на позиции редукционизма (высшие формы сводит к низшим), либо на позиции идеализма (разрывает пропасть между высшими и низшими формами или подчиняет низшие формы высшим). Это происходит потому, что ученый судит обо всем со своей узко профессиональной точки зрения. Если он физик, то живые орга-низмы и человеческое общество рассматривает так или иначе че-рез призму физических форм материи. Напротив, ученые, зани-мающиеся изучением человеческого общества и слабо разби-рающиеся в физике, химии, биологии, склонны абсолютизиро-вать качественное отличие социальных форм от природных. Лишь философ, зная понемногу обо всем, владея категориальной логикой и рассматривая все как бы с высоты птичьего полета, может дать уравновешенное представление о различных видах материи. Профессиональная узость мешает ученым осмыслить струк-туру материи и в том плане, что они, даже если объединят свои усилия, могут претендовать на создание только фрагментарной, мозаичной картины материи. Материя в целом, как целое им не-доступна. Таким образом, вопрос о структуре материи есть именно фи-лософский вопрос и он не может быть перепоручен ученым. Теперь взглянем на данный вопрос с точки зрения внутренней проблематики философии, взаимоотношения ее собственных ка-тегорий и понятий. Материя как философская категория и просто как категория мышления связана с другими категориями и поня-тиями, включена в систему категорий. Это значит, что ее струк-тура выражается в тех или иных категориях, понятиях. Иными словами, структуре материи как объективной реальности соот-ветствует система субкатегорий, частных определений материи. Мы говорим о телах и частицах, об их целостности, структуриро-ванности, составленности из частей, об их качественной и коли-чественной определенности, о различных совокупностях тел и частиц. Мы проводим различие между неорганическими телами и живыми организмами. И т.д. и т.п. Все это — отражение в кате-гориях и понятиях реальной структуры материи. Возникает вопрос: насколько адекватно эти категории и поня-тия отражают структуру материи. Если говорить об "элементной базе" материи, то, думается, на сегодняшний день человечество выработало достаточно категорий и понятий, выражающих ее. Вопрос, следовательно, в том, как из отдельных "элементов" "со-брать" целое, как воссоздать структуру материи. Ведь эти "эле-менты" материи до сих пор рассматриваются философами рядо-положенно, в отрыве друг от друга, в виде отдельных пар, групп категорий. Непосредственно к материи относят только "виды ма-терии" (тела, частицы, поля). А вот категории "целое", "часть", "элемент", "структура", "система", "качество", "количество", "ме-ра" и некоторые другие рассматриваются вне всякой связи с кате-горией материи, не осмысливаются как понятия, выражающие элементы структуры материи. Это существенно обедняет фило-софское понятие материи, а вопрос о строении материи волей-неволей сводится к вопросу о классификации изучаемых отдель-ными науками, т.е. эмпирически наблюдаемых видов материи. Вообще получается "интересная" картина. С одной стороны, ма-терия выглядит бесструктурной, диффузной (в философском смысле) категорией. С другой, категории и понятия, призванные выражать структуру материи, оказываются беспризорными, "ви-сящими в воздухе", этакими безотносительными, независимыми философскими, логическими категориями. Итак, ясно, что реальная структура материи должна выра-жаться в категориально-логической структуре материи, т.е. в сис-теме субкатегорий материи. Здесь мы подошли собственно к рассмотрению структуры ма-терии. Напомним, что в первом разделе (п. 1.5) дано краткое опи-сание системы категорий, в том числе краткое описание системы субкатегорий материи. Последнее и есть предлагаемая версия ка-тегориально-логической структуры материи. Она основана на общем подходе к категориям, изложенном в п. 1.4. Это, так ска-зать, абстрактный уровень ее обоснования. Теперь попытаемся дать конкретное обоснование версии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «О структуре материи» з дисципліни «Світ очима філософа»