Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религиозной картине мира. Но когда речь заходит о карти-не мира в философском смысле, то возникают всякого рода во-просы. Главный вопрос такой: существует ли особая философ-ская картина мира, отличная от научной? Положительное реше-ние вопроса напрашивается как будто само собой. Если филосо-фия — мировоззрение (буквально "воззрение на мир"), с этим со-гласны многие, то она не может не быть картиной мира. И если философия отлична от науки, то и философская картина мира не может не отличаться от научной. В чем же специфика философской картины мира? Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом (как целое). Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом в принципе ненаблюдаем и с ним как целым нельзя проводить эксперименты. Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то от-дельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо на-блюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий. Философская картина мира использует язык категорий — фунда-ментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуаль-ный и общественно-исторический опыт человека. Категории — это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет кар-тину мира. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира. Выражение "категориальная картина мира" вполне правомер-но. Слово "картина" давно употребляется в самом широком смысле, в том числе по отношению к миру в целом. Выше мы го-ворили о научной картине мира. В ходу такие выражения "физи-ческая картина мира", "библейская картина мира". Чем же хоро-шо слово "картина"? Во-первых, "картина" означает нечто "ото-бражающее", передающее определенное видение, чувствование человека. Во-вторых, это слово говорит о целостном отображе-нии чего-либо. Уж если картина что-то изображает, то это что-то представляется в целостном, осмысленном виде. В-третьих, слово "картина" несет ту смысловую нагрузку, что оно включает в себя не только логически осмысленный, рассудочный момент, но и момент интуитивный, конкретно-образный, субъективный. Выражение "категориальная картина мира" передает тот факт, что описание, объяснение мира осуществляется с помощью кате-горий, а язык категорий — особый язык, не сводимый ни к фор-мально-логическому рассуждательству, ни к интуитивно-гадательному мышлению. Задача философа сродни задаче художника, пишущего карти-ну. Подобно художнику он передает лишь свое видение мира. Вообще нужно сказать, что философские учения и системы — это лишь ступени в лестнице, ведущей к адекватному осмысле-нию мира. Никто из философов не вправе претендовать на истину в последней инстанции. Самое большее, на что философ может рассчитывать, это убеждение в том, что его взгляды на данном этапе развития философии ближе всего стоят к истине и отвечают духу времени. --------------- Итак, сказано достаточно о том, что такое категориальная картина мира и для чего она нужна. Перейдем теперь к краткому описанию предлагаемой нами категориальной картины мира. Сразу же оговоримся: формулируемые ниже основные поло-жения носят в какой-то мере условный характер, постулативны по своей сути. Их смысл в том, что за ними стоит определенная философская традиция. Кроме того, на их разъяснение и обосно-вание направлено все последующее изложение проблем. Первое и основное положение таково: мир — это материя и движение; в мире нет ничего, кроме материи и движения. Из этого положения вытекает, что наиболее фундаменталь-ными определениями мира являются материя и движение. Они же основополагающие категории, составляющие ядро категори-альной картины мира. Это значит, что все остальные категории являются частными определениями материи и движения. Материя и движение — две стороны мира. Движение занима-ет равное с материей положение в мире. Это не означает, однако, признания дуализма материи и движения. Они разные и противо-положные стороны мира, но вместе с тем не существуют друг без друга, более того, обусловливают, опосредствуют друг друга. Материя движется, движение материально. Можно говорить только о движущейся материи и материальном движении. Далее. Пока мы говорим только о связи материи и движения, мы не идем дальше декларирования этой связи. Частица "и", ко-торая соединяет слова "материя" и "движение" в одном суждении — слишком слабый аргумент в пользу диалектического, а не дуа-листического понимания соотношения материи и движения. Что-бы выразить действительную связь материи и движения, нужно найти объединяющие их категориальные определения. Мы не преодолеем дуализма материи и движения, пока не найдем по-средствующие звенья, в которых они соединяются. Этими по-средствующими звеньями должны быть наиболее фундаменталь-ные, после материи и движения, определения мира. Такими опре-делениями, по нашему мнению являются противоречие и ста-новление. Противоречие — всеобъемлющая, универсальная форма единства материи и движения. Оно осуществляет диалектиче-скую связь материи и движения, "сталкивает" их как противопо-ложные определения и в то же время сливает воедино, "делает" материю движущейся, а движение материальным. Становление, в отличие от противоречия, не охватывает все формы связи материи и движения. Его нельзя применить к миру в целом, т. е. нельзя сказать, что мир становится. В мире, конечно, постоянно происходят изменения, превращения. Однако как це-лое он не имеет какого-то одного избранного направления всех изменений и превращений, что характерно для становления (как движения от низшего к высшему). Последнее имеет место лишь на отдельных "участках" мира, лишь для отдельных форм мате-рии и движения (примеры: прогресс в живой природе, историче-ский прогресс). Таким образом, становление является особенной формой единства материи и движения. Противоречие и становление относятся друг к другу, в из-вестном смысле, как абстрактное и конкретное единство материи и движения. Итак, в основе категориальной картины мира лежат четыре категории: материя, движение, противоречие, становление. Первые две являются самыми основными: они отражают опреде-ления, образующие мир. Вторые две связывают их. Наглядно схему взаимоотношения категорий можно представить следую-щим образом: М И Р :
ПРОТИВОРЕЧИЕ
М А Т Е Р И Я ДВИЖЕНИЕ
СТАНОВЛЕНИЕ
Ниже, на вкладке между стр. 38-39, на основе этой схемы да-ется схематическое представление категориальной картины ми-ра, которое для краткости будем называть таблицей категорий (в электронном тексте отсутствует). Это — представление системы категорий в некотором воображаемом пространстве. Таблица ка-тегорий является сравнительно простой. Каждая из четырех ос-новных категорий расчленяется на целый "куст" категорий. По-следние выражают в иерархическом порядке их отдельные сто-роны и частные виды. Конечно, это "расчленение" происходит только мысленно. На самом деле все категориальные определе-ния одновременно соединены и разъединены, т.е. представляют собой некоторое единство многообразия или многообразие в единстве. Более того, все представленные в таблице категории, вернее, их объективные аналоги не существуют отдельно от еди-ничных "вещей", материальных реальностей, т.е. о них нельзя го-ворить ни как о платоновских "идеях", ни как об универсалиях (в смысле средневекового реализма), ни как об онтологических сущностях, нейтральных по отношению к материальному и иде-альному (в смысле "критической онтологии" Н. Гартмана).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)» з дисципліни «Світ очима філософа»