ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Світ очима філософа

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Укажем некоторые принципы, которые в настоящем исследо-вании приняты в качестве рабочих принципов:
1. Принцип преемственности. Этот принцип требует, чтобы при построении категориальной логики учитывался весь предше-ствующий исторический опыт исследования и систематизации философских категорий
2. Принцип познания и практики. Этот принцип требует, что-бы при исследовании и систематизации категорий учитывался по возможности весь человеческий опыт познания и практики. Здесь нужно особо подчеркнуть, что речь идет не только об использо-вании опыта познания, но и об использовании опыта индивиду-альной и общественно-исторической практики, практического освоения мира.
3. Принцип объективности и ценностно-практической значи-мости. Категории, с одной стороны, должны рассматриваться в их объективно-реальном содержании, т.е. в их отнесенности к объективному миру. С другой, категории имеют ценностно-практическое значение, так как в их содержании своеобразно преломляется ценностно-практическое отношение человека к ми-ру.
4. Принцип парности (диады) и троичности (триады). Каж-дая категория является либо противоположностью другой, либо промежуточным звеном, либо синтезом противоположных кате-гориальных определений.
Таким образом, принцип предусматривает рассмотрение кате-горий в составе определенных категориальных блоков или под-систем и, напротив, запрещает рассматривать их отдельно, изо-лированно от ближайших к ним категорий.
5. Принцип иерархического построения. Я считаю, что одной корреляции категорий (в случае диад) или их синтеза в третьей категории (в случае триад) недостаточно для построения катего-риальной логики, системы категорий. Всякая сложная система нуждается в субординации, иерархическом соотнесении элемен-тов. Поэтому в основе построения категориальной логики должен лежать также принцип иерархического построения. Каждая кате-гория — не только элемент системы, но и сама является системой более частных категорий и понятий. Категория потому и катего-рия, что внутри себя образует систему понятий, являясь в под-линном смысле категорией, т.е. разрядом, классом определенного рода понятий. Каждая философская категория — это вершина ги-гантской пирамиды понятий.
Из принципа иерархического построения вытекает, что одно-значность, самотождественность категорий может быть достиг-нута соединением двух определений: внешнего и внутреннего. Внешнее определение указывает на место, которое категория за-нимает в системе категорий. Внутреннее определение характери-зует категорию через подчиненные категории и понятия, выра-жающие различные ее стороны, моменты и частные виды. Эти понятия по отношению к категории являются субкатегориями. Например, субкатегориями количества, выражающими ее от-дельные стороны, являются непрерывное и дискретное. Частны-ми видами категории являются такие ее субкатегории, как "вели-чина", "множество", "число". Категория по отношению к своим субкатегориям выступает как родительская категория.
6. Принцип межкатегориальных связей. Принцип утверждает, что помимо субкатегорий существуют такие понятия, которые носят межкатегориальный характер, т.е. объединяют в себе раз-личные категориальные определения. Это можно объяснить так. Мышление имеет определенную категориальную структуру. Ка-тегории — узловые пункты в сети мышления. Кроме них сущест-вует большое количество общих понятий, которые либо распре-делены между категориями, т.е. входят в понятийный аппарат от-дельных категорий, либо принадлежат сразу двум или несколь-ким категориальным семействам и, следовательно, носят межка-тегориальный характер.
Благодаря межкатегориальным понятиям категории как бы отражаются друг в друге, скрещиваются, сплавляются. Это ана-логично тому, как химические элементы, вступая в химическую связь, образуют те или иные химические соединения. Межкате-гориальные понятия — это "химические соединения" различных категорий.
Два примера. Основное значение категории "качество" пред-ставлено понятием "качество" и фиксируется ее положением в подсистеме "качество-мера-количество". А одно из отраженных значений категории (отражение ее в категории "изменение") представлено такими межкатегориальными понятиями, как "пре-вращение", "скачок", "качественное изменение". Далее, если "ве-личина", "множество", "число" являются чисто количественными понятиями, т.е. относятся только к категории количества, то та-кие понятия, как "длина", "размер", "объем" имеют не только ко-личественное содержание. Они являются своеобразным симбио-зом двух категориальных форм мышления: количества и про-странства. Это количественно-пространственные понятия. Таким образом, категории, с одной стороны, жестко закреплены, зафик-сированы в одном положении (месте системы категорий), а с дру-гой, они "гуляют" по всей системе категорий в виде отраженных значений межкатегориальных понятий, отражаясь практически во всех других категориях.
Представление о межкатегориальных связях и понятиях сни-мает дилемму гибкости и жесткости системы категорий, обнару-живает совместимость того и другого. Жесткость категории обу-словлена ее "привязанностью" к одному и только одному месту в системе категорий. Гибкость категории обусловлена ее рефлекси-ей (отражением) в других категориях.
7. Принцип разграничения категориального и некатегориаль-ного значений слов, обозначающих категории. Принцип указыва-ет на тесную связь проблем языка и мышления. Трудность иссле-дования категорий состоит в том, что их языковые носители — слова употребляются неоднозначно в языковой практике, в фило-софской и научной литературе. Наряду с категориальными значе-ниями функционируют различные формы некатегориального значения слов, обозначающих категории. Отсутствие ясного по-нимания этого факта приводит к путанице понятий, к смысловым искажениям категорий.
Практически нет ни одной категории, которая выражалась бы однозначным словом-термином. Cлова, выражающие те или иные философские категории, являются многозначными. Категориаль-ное значение для них — не единственное. Этот факт необходимо учитывать при исследовании категорий.
Слова, обозначающие категории, употребляются, по крайней мере, в трех некатегориальных значениях: 1) узком значении бо-лее частного понятия, подчиненного данной категории. Напри-мер, понятие "вещество" является частным по отношению к кате-гории материи; 2) расширенном значении. Например, слово "ка-чество" употребляется в значении "определенность предмета во-обще" или слово "действительность" — в значении "реальность"; 3) смещенном значении понятия, представляющего другую кате-горию. Например, слово "мера" употребляется в значении "меро-приятие" или слово "качество" — в значении "признак предмета".
Чем же обусловлена многозначность слов, обозначающих ка-тегории? Ответ следует искать в истории языка. Этимология ка-тегориальных слов восходит к синкретическим (слитным, недос-таточно дифференцированным, определенным) понятийным формам-представлениям, содержание которых, как правило, на-много шире содержания выкристаллизовавшихся впоследствии категорий мышления. Существование различных форм некатего-риального значения слов-категорий как раз и связано с тем, что категории лишь постепенно определились в своем категориаль-ном содержании. Эти формы — рудиментарные остатки, в кото-рых зафиксировано содержание категориальных понятий на раз-ных этапах их формирования как категорий.
8. Принцип наглядно-схематического представления катего-рий. Этот принцип играет важную роль в настоящем труде. Язык схем и наглядных образов — особый язык, не сводимый к сло-весному описанию. Он несет такую смысловую нагрузку, такую информацию, которую очень трудно и порой невозможно пере-дать с помощью обычного языка, рассуждений. По нашему мне-нию наглядно-схематическое представление категорий так же важно, как и их словесное описание. Оно позволяет осмыслить, охватить единым взором сложные взаимоотношения категорий. Словесное описание развертывает мысль во времени и порой не-легко осмыслить рассуждения в целом. Наглядно-схематическое представление развертывает мысль в пространстве, что позволяет осуществить мысленный синтез огромного материала, спрессо-ванного в категориях. Кроме того, наглядно-схематическое пред-ставление в некотором смысле более точно, более адекватно (по сравнению со словесным развертыванием во времени) передает реальное соотношение категорий, будь то объективные категори-альные определения или категории мышления. Ведь в самой объ-ективной реальности и, соответственно, в мышлении многочис-ленные категориальные определения "даны" одновременно, без выведения, как существующие друг возле друга, взаимозависи-мые, взаимопроникающие. Например, качественные и количест-венные определения присущи одновременно любым материаль-ным объектам, а не следуют одно за другим, как у Гегеля.
Система категорий, выраженная наглядно-схематически, т.е. в табличном виде (в виде таблицы категорий), позволяет отчетли-во проследить логические связи и соотношения между катего-риями.
В порядке конкретизации принципа наглядно-схематического представления категорий ниже приводится общая наглядно-логическая схема отображения структуры категории:
Эта схема служит своего рода матрицей для отображения конкретной структуры той или иной категории. Схема является также конкретизацией принципа парности и троичности катего-рий и, в определенном смысле, принципа иерархического по-строения. На основе схемы разработаны диаграммы отдельных категорий. Она служит также модулем наглядно-схематического представления категорий в общей таблице категорий (см. ниже вкладку между стр. 24-25). Наглядно-логическая схема объединя-ет два типа соотношения категорий:
а) взаимозависимость противоположных категорий, предпо-лагающая наличие промежуточного, переходного звена между ними; это один тип триады ("противоположное-промежуточное-противоположное");
б) взаимоопосредствование (синтез) противоположных кате-горий; это — другой тип триады ("тезис-антитезис-синтез").
(В скобках заметим, для Аристотеля было характерно мышле-ние по типу "противоположное-промежуточное-



промежуточное
или переходное
звено категории



противоположная органический синтез противоположная
сторона (взаимоопосредствование) сторона
категории сторон категории категории
(Q ) (Q — [P — Q) — P] [ P ]


частный вид
категории

частный вид
категории

противоположное", а для Гегеля — мышление по типу "тезис-антитезис-синтез". Аристотель был первооткрывателем первого типа категориального мышления, Гегель — первооткрывателем второго типа категориального мышления).
В неорганической природе реализуется первый тип соотноше-ния категориальных определений (взаимозависимость противо-положных сторон). В живой природе и человеческом обществе к первому типу "прибавляется» второй тип соотношения категори-альных определений (взаимоопосредствование).
Здесь уместно привести еще одну наглядно-логическую схему (см. след. стр.).
Эта схема аналогично общей схеме отображает соотношение трех агрегатных состояний вещества и живого организма. Она поясняет смысл общей схемы отображения структуры категорий. Окружающая нас на Земле неорганическая природа представлена тремя основными состояниями вещества: твердым, жидким и га-зообразным. Твердое тело и газ противоположны как противопо-ложны порядок и хаос. Жидкость — промежуточное состояние вещества. Все эти состояния, хотя и переходят друг в друга,

ЖИД- КОСТЬ ТВЕРДОЕ Т Е Л О ОРГАНИЗМ Г А ЗРис. Поясняющая наглядно-логическая схема «АГРЕГАТНЫЕ СО-СТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА И ЖИВОЙ ОРГА-НИЗМ, ИХ СООТНОШЕНИЕ". существуют все же раз-дельно и исключают друг друга, твердое тело не может быть одновременно газооб-разным, а газообразное — твердым. Напротив, в живых организмах эти три состоя-ния вещества настолько со-вмещены, неразделимы, опосредуют друг друга, что представляют собой нечто единое, органически целост-ное. То же мы наблюдаем и в мире категориальных опре-делений. Категориальные определения, характерные для неорганического мира, разделены и исключают друг друга точно так же, как
разделены и исключают друг друга твердое и газообразное со-стояния вещества в неживой природе. Категориальные определе-ния, характерные для живой природы, подобно живым — орга-низмам переплетают "крепким узлом" категориальные определе-ния неживой природы.
И последнее. О взаимоопосредствовании противоположных категориальных определений, сторон. Категория или категории, находящиеся в центральном круге наглядно-логической схемы, представляют собой взаимоопосредствование противоположных категориальных определений. Их можно выразить в виде тех или иных формул взаимоопосредствования.
Например, поскольку свобода есть взаимоопосредствование необходимости и случайности, ее можно выразить в виде обоб-щенной формулы: Св = (Н — [Сл — Н) — Сл],
где Св — свобода, Н — необходимость, Сл — случайность. Стоящие за этими категориями реальные формы бытия бывают различной степени сложности в зависимости от глубины взаимо-опосредствования.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ» з дисципліни «Світ очима філософа»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Отдача огнестрельного оружия
Фонетична транскрипція
. ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...
Частини мови
Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами


Категорія: Світ очима філософа | Додав: koljan (28.11.2011)
Переглядів: 778 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП