А вот глупость философа, связанная с его религиозно-мистическим умонастроением и экзальтацией: "Плотское условие размножения для человека, — писал В. С. Соловьев в "Оправдании добра", — есть зло; в нем выражается пере-вес бессмысленного материального процесса над самооб-ладанием духа, это есть дело, противное достоинству чело-века, гибель человеческой любви и жизни; нравственное отношение наше к этому факту должно быть решительно отрицательное: мы должны стать на путь его ограничения и упразднения; а когда и как совершится это упразднение во всем человечестве, или хотя бы в нас самих, это — во-прос, вовсе не принадлежащий к нравственной области... Обязательно для нас и имеет нравственное значение внут-реннее наше отношение к этому коренному проявлению плотской жизни, именно — признание его злом, решение этому злу не поддаваться и добросовестное исполнение этого решения, насколько это от нас зависит." ("Оправда-ние добра. Нравственная философия" — Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т. Т. 1, М., 1990. С. 147). Эти высказывания В. С. Соловьева настолько противоречат здравому человеческому смыслу, всему опыту любовной жиз-ни человечества, что заставляют думать о нем как несерьезном философе (скорее не мыслителе, а религиозном фанатике, сек-танте в худшем смысле этого слова)... Настоящая ложка дегтя в бочке меда. Когда философ пускает такого петуха, то в зна-чительной мере обесценивается всё остальное, сказанное им. Одно из драматических следствий вышеозначенного под-хода В. С. Соловьева — поведение поэта Александра Блока. Поэт был так увлечен философией Владимира Соловьева, что попытался реализовать в своей жизни некоторые ее принципы. Когда он полюбил Любовь Менделееву (дочь знаменитого ученого Д. И. Менделеева) и предложил ей выйти замуж, то перед женитьбой, стараясь сохранить свое чувство любви в девственной чистоте, уговорил ее отказаться от физических, плотских отношений. В итоге бедная Любовь, будучи нор-мальной женщиной, не вытерпела такой идеальной любви, вынуждена была искать на стороне плотские утехи, имела лю-бовников и даже родила от любовника. Впоследствии, уже по-сле смерти своего мужа, она написала в своих воспоминаниях, что жила среди ненормальных людей, имея в виду и Алексан-дра Блока. Последний жил двойной, фальшивой жизнью: с од-ной стороны, лелеял идеальную любовь, писал стихи о Пре-красной Даме (некоем воплощении соловьевской «Вечной женственности»), а, с другой, имел многочисленные связи с жрицами любви. Позиция В. С. Соловьева напоминает позицию И. Канта, противопоставлявшего долг и склонности. В. С. Соловьев, пожалуй, усилил, довел до крайности это противопоставление долга склонностям. Если "плотское условие размножения" — зло, то, значит, совершая половой акт для-ради продолжения рода, ты должен делать это "с отвращеньем в душе". Трудно представить более нелепую ситуацию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Плотское условие размножения человека — зло?» з дисципліни «Цікава філософія»