Платоновский Сократ : “...истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступа-ют, не боясь разорения и бедности в отличие от большин-ства, которое корыстолюбиво” (Федон, 82c). “Кто заботится о своей душе, а не холит тело, тот расстается со всеми этими желаниями” (82d). “Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и по-грязает в глубочайшем невежестве...” (82е) Нехитрая схема: философ гонит от себя все желания тела, поскольку он занят философствованием, т. е. размышлением. Это такая же глупая позиция, как и обратная, когда некоторые представители физического труда с презрением относятся к представителям умственного труда, называя их паразитами, никчемным людьми и т. д., и т. п. В этих высказываниях Пла-тона — одно из первых проявлений профессиональной огра-ниченности или даже профессионального кретинизма. Всяк кулик хвалит свое болото. Кто чем занимается, тот хвалит свое занятие и порой ругает или низко ценит другое. Негоже фило-софам уподобляться этим неумным людям. Кроме того, обвинять большинство людей в корыстолю-бии, как это делает Платон, — просто непорядочно. Откуда он взял, что большинство людей корыстолюбиво?! Он что: про-водил социологическое исследование или он — бог, который всё ведает, всё знает? Поскольку в древности социологические исследования еще не проводились, остается второй вариант: философ вообразил себя всезнающим богом или, что одно и то же, мудрецом (а не философом, т. е. любителем мудрости). К сожалению, Платон не одинок в своем аристократиче-ском презрении к людям, к большинству. Вспомним, напри-мер, что говорил Гераклит: «лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинство наби-вает брюхо подобно скоту». Из известных философов в крити-ке большинства людей наиболее преуспел Ф. Ницше («Поис-тине, — писал он, — человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где потонет презре-ние ваше»).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тело — темница души?» з дисципліни «Цікава філософія»