Вот как их критиковал за это тургеневский Рудин: «Пегасов: — Так-с, так-с. Доложу вам, по моему мнению… все эти так называемые общие рассуждения, гипотезы там, системы… извините меня, я провинциал, правду-матку режу прямо… ни-куда не годятся. Это все одно умствование — этим только лю-дей морочат. Передавайте, господа, факты, и будет с вас. — В самом деле! — возразил Рудин. — Ну а смысл фактов передавать следует? — Общие рассуждения! — продолжал Пегасов, — смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения! Все это основано на так называемых убеждениях; всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними… Эх! — Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет? — Нет и не существует. — Это ваше убеждение? — Да. — Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай. Все в комнате улыбнулись и переглянулись. (…) — Мы отбились от предмета спора. — Позвольте, хладнокровно заметил Рудин, — дело очень просто. Вы не верите в пользу общих рассуждений, вы не ве-рите в убеждения… — Не верю, не верю, ни во что не верю. — Очень хорошо. Вы скептик. — Не вижу необходимости употреблять такое ученое сло-во. Впрочем… — Это слово выражает мою мысль, — продолжал Рудин. — Вы его понимаете: отчего же не употреблять его? Вы ни во что не верите… Почему же верите вы в факты? — Как почему? вот прекрасно! Факты — дело известное, всякий знает, что такое факты… Я сужу о них по опыту, по собственному чувству. — Да разве чувство не может обмануть вас! Чувство вам говорит, что солнце вокруг земли ходит… или, может быть, вы не согласны с Коперником? Вы и ему не верите? (…) — Вы всё изволите шутить, — заговорил Пегасов. — Ко-нечно, это очень оригинально, но к делу нейдет. — В том, что я сказал до сих пор, — возразил Рудин, — к сожалению, слишком мало оригинального. Это все очень дав-но известно и тысячу раз было говорено. Дело не в этом… — А в чем же? — спросил не без наглости Пегасов. — Вот в чем, — продолжал Рудин, я признаюсь, не могу не чувствовать искреннего сожаления, когда умные люди при мне нападают… — На системы? — Перебил Пегасов. — Да, пожалуй, хоть на системы. Что вас пугает так это слово? Всякая система основана на знании основных законов, начал жизни… — Да и узнать, открыть их нельзя… помилуйте! — Позвольте. Конечно, не всякому они доступны, и чело-веку свойственно ошибаться. Однако, вы, вероятно, согласи-тесь со мною, что, например, Ньютон открыл хотя бы некото-рые из этих основных законов. Он был гений, положим; но от-крытия гениев тем и велики, что становятся достоянием всех. Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях есть одно из коренных свойств человеческого ума, и вся наша образованность… — Вот вы куда-с! — перебил растянутым голосом Пегасов. — Я практический человек и во все эти метафизические тон-кости не вдаюсь и не хочу вдаваться. — Прекрасно! Это в вашей воле. Но, заметьте, что самое ваше желание быть исключительно практическим человеком есть уже своего рода система, теория… — Образованность! говорите вы, — подхватил Пегасов, — вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образован-ность! — Образованность я защищать не стану, — продолжал, помолчав немного, Рудин, — она не нуждается в моей защите. Вы ее не любите… у всякого свой вкус. Притом это завело нас слишком далеко. (…) Я хотел сказать, что все эти ваши напа-дения на системы, на общие рассуждения и так далее потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отри-цают вообще знание, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием… Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он отдать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? как может он знать, что он должен сам де-лать…»
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эмпирики не любят общих рассуждений…» з дисципліни «Цікава філософія»