А. А. Гулыга в книге "Гегель" дал наглядную интерпрета-цию гегелевского взгляда на философию как категориальную картину мира. Эта интерпретация заслуживает того, чтобы привести ее здесь полностью:
"По мысли Гегеля, система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения понятий, есть форма истины. Простой механический набор понятий не передает всей сложности реальных отношений, их взаимообусловлен-ности и взаимопереходов. Задача философии — обнаружить эту реально существующую систему отношений, лежащую в основе как бытия, так и тождественного с ним сознания. Система категорий дает возможность понять не только мир как целое, но и каждое его наиболее общее отношение, выра-жаемое той или иной категорией. Поскольку категории выра-жают связи предельной общности, они не могут быть опреде-лены через род и видовое отличие. Их можно осмыслить толь-ко в сопоставлении друг с другом, т. е. в определенной систе-ме, каждое звено которой связано с предыдущим и последую-щим. Подобная система позволяет охватить единым взором и всю действительность, и ее существенное отношение. Здесь уместна следующая аналогия. Представим себе кар-тину великого художника, разрезанную на куски. Каждый ее фрагмент, взятый в отдельности, говорит о мастерстве автора и заставляет подозревать грандиозность целого, но полностью все это можно почувствовать лишь в том случае, если все раз-розненные части картины будут сложены в определенном по-рядке. Только тогда мы поймем в полной мере и весь шедевр, и каждую его деталь. Конечно, Гегель был далек от мысли, что система фило-софских категорий может передать все богатство реальной действительности, эта система отражает лишь самые основ-ные, самые общие связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое. Анатоль Франс однажды остроумно заметил, что философ-ская теория мироздания столь похожа на мироздание, как гло-бус, на котором нанесены одни только долготы и широты, был бы похож на Землю. Франс хотел высмеять идею философской системы, но между тем он правильно схватил ее суть: она дает человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и ме-ридианы, которые, хотя и не проведены на Земле, тем не менее являются не просто выдумкой и помогают человеку осваивать мир" . ——————— Гегель, как известно, был одним из немногих в истории мировой философии, кто оставил после себя развернутую категориальную картину мира.
Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то от-дельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, тео-рий. Философская картина мира использует язык категорий, — фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории — это краски и кисти философа, с помощью кото-рых он пишет картину мира. Специфика философской карти-ны мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философия как категориальная картина мира» з дисципліни «Цікава філософія»