Материальные ценности отпускаются в производство на ос1 нове надлежаще оформленных документов по весу, объему, площади или счету, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологического процесса. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а утверждены унифицированные формы по учету материалов, которые должна применять любая органЙ^ зация при оформлении соответствующих расходов: лимитно-^ борные карты, требования, накладные с указанием кодов зак& зов, видов материалов, количества, цены, суммы и мест s$t использования и др. Процесс распределения израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются: по видам материально-производственных затрат (МПЗ) (основные - счет 10-1, вспомогательные - счет 10-2, прочие - счет 10-9, и др.); по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.); ) по заказам (видам продукции, работ, услуг - счет 20, 23); j по статьям расходов (общепроизводственные - счет 25, общехОг зяйственные - счет 26, расходы будущих периодов - счет 97 и др.)» При журнально-ордерной форме учета такая группировка дает возможность составить разработочную таблицу № 1 «Ра<*-пределение расхода материалов за отчетный месяц» (см. с. 428% При разработке учетной политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов: 1. Исходя из средней себестоимости каждого вида материалов. Пример. Сталь диаметром 12 мм., единица измерения -т а) остаток на начало месяца - 50 т по 100 руб. 5000 руб. Итого поступление с остатком - 500 т 59 000 руб. в) средняя себестоимость 1т - 118 руб. (59 000 : 500); г) отпущено (израсходовано) за отчетный месяц (390 т-118 руб. ) 46 020руб; д) остаток на конец месяца (110 т- 118 руб.) 12 980 руб. 2. Метод ЛИФО (последним пришел, первым вышел) исполь- зуется в период инфляции, так как позволяет организации вклю- чать в затраты отчетного периода в первую очередь более доро- гостоящие поставки позднего периода поступления, т.е. их цену, хотя они могли и не использоваться в отчетном периоде. Пример. Сталь диаметром 12 мм. а) остаток на начало месяца - 50 т по 100 руб. - 5000 руб. б) поступило за отчетный месяц: 1-я партия-60 т по 110 руб. 6600 руб. 2-я партия - 150 т по 120 руб. 18 000 руб. 3-я партия - 100 т по 140 руб. 14 000 руб. 4-я партия - 140 т по 150 руб. 21 000 руб. Итого поступило 450 т 59 600 руб. в) остаток на конец месяца 110 т оценивается по самым дешевым ценам 11 600 руб. (50-100 + 60-110) г) отпущено за отчетный месяц: в количестве 390 т (50 т + 450 т - 110 т) по стоимости (5000 + 59 600 - 11 600) 53 000 руб. в том числе списано по партиям: 140 т по 150 руб. = 21 000 руб. 100 т по 140 руб. = 14 000 руб. 150 т по 120 руб. = 18 000 руб. (по расчету: остаток на начало месяца + поступления за месяц - остаток на конец месяца составляет 5000+ 59 600 - 53 000 = 11 600 руб.). 3. Метод ФИФО (первый пришел, первый вышел) используется при падении цен на материальные ценности, когда наибольшей бу- дет цена первой по времени поступления партии. (Опять с целью возмещения более дорогостоящих затрат в первую очередь.) б) поступило за отчетный месяц - 450 т по 120 руб. 54 000 руб.
Разработочная таблица № 1 «Распределение расхода материалов (по учетным ценам)» за март 2002 г.
Как видно из примеров, заданные варианты методов расчета себестоимости израсходованных материалов применимы при сокращенной номенклатуре материальных ценностей, при отдельном учете поступивших партий, при обязательном их аналитическом учете в количественно-ценовом выражении, что возможно при наличии специально разработанного программного продукта для компьютерной обработки указанных показателей. В связи с этим считаем возможным привести пример использования на практике так называемого классического метода учета израсходованных материалов, предполагающего применение учетной стоимости материалов в течение месяца и доведение ее До фактической себестоимости по окончании месяца через расчет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) или отклонений от учетных (плановых) цен. Этот метод близок к средне-фактическому варианту, но рассчитывается по укрупненным позициям - группам материалов (основные, вспомогательные, тара, топливо и т.д.). Учетная цена при этом устанавливается организацией самостоятельно при разработке номенклатуры-ценника на материалы исходя из комплекса покупных (договорных) цен и используется продолжительное время. Номенклатура-ценник -перечень наименований, используемых материалов, в котором фиксируют их шифры, номенклатурные номера и учетные цены. № п/п Состав показателей Основание для записей и порядок расчета 1 Остаток на начало месяца по группам материалов по учетной и фактической стоимости По данным аналогичных регистров за про-, шлый месяц По учетным ценам По фактической себестоимости 120 ООО руб. 122 000 руб. 2 Поступило за отчетный месяц Учетная стоимость рассчитывается по показателям первичных документов складов (приходных ордеров, накладных и пр.) Фактическая стоимость (с учетом ТЗР и прочих расходов) рассчитывается по показателям журналов-ордеров № 6,7 и оборотных ведомостей к счетам 60, 71, 23 или по. справке № 1 ведомости 10 380 ООО руб. 478 000 руб. 3 Остаток на начало месяца плюс поступление за отчетный месяц Расчетным путем Ш + П2: 500 000 руб. 600 000 руб. 4 Процент ТЗР Расчетным путем: сумма ТЗР = разнице по-: казателей п. 3 Процент ТЗР = Сумма ТЗР ■ 100% Остаток + поступление по учетным ценам ; Сумма ТЗР = 100 000 руб. (600 000 -500 000)Процент ТЗР = 100 000 - 100 : 500 000 = 20% \
5 Расход за отчетный месяц По учетным ценам согласно первичным документам складов и цехов (лимитио-заборных карт, требований, накладных И ДР-)По проценту определяется стоимость ТЗР на израсходованные материалы и рассчитывают фактическую себестоимость списанных материалов 420 000 руб. 504 000 руб. (420 000- 120%: 10Р1_ 6 Остаток на конец месяца Расчетным путем п.З - п.4. 80 000 руб.(500 000 - 420 000) 96 000 руб.(600 000 - 504 000) В этом случае учет поступления материалов организуется при использовании счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Рассмотрим порядок расчета фактической стоимости израсходованных материалов и их остатка на конец месяца с использованием учетной цены и стоимости транспортно-заготовительных расходов. Ниже приведен порядок и основания для расчета ТЗР в ведомости № 10 или на основе оборотных ведомостей, полученных с помощью компьютерной техники. Необходимо отметить, что при любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ЛИФО, ФИФО) довести ее до фактической. Ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20.
Продолжение примера 1. Израсходовано материалов
по учетным ценам - 420 тыс. руб. в том числе заказ 2001 - 200 тыс. руб.
заказ 2002 прочие счета (25, 26, 28)
150 тыс. руб. 70 тыс. руб.
Важно помнить, что несмотря на использование материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на содержание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправление брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т.е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам. Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10). Общеизвестно, что при обработке материалов в процессе про- \ изводства образуются отходы. К ним относятся остатки материа- , лов, которые образовались в результате технологической ' обработки и потеряли полностью или частично качества, свойственные данному виду материалов (полномерность, форму и др.). Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными, или ценными. Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности (не используются внутри организации, не подлежат реализации на сторону, а также невидимые отходы, усушка, угары и пр.), называются безвозвратными. Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам: Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 20 «Основное производство». На основе накладных на сдачу на склад отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимо^ сти с соответствующих заказов, работ, услуг. Указанные суммы записывают в карточках аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в журнале-ордере № 10/1 бухгалтерской записью (дебет счета 10, кредит счета 20).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учет и распределение расхода материалов» з дисципліни «Бухгалтерський облік в організаціях»