Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы: объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации; объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации. К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй - хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных средств организации включаются: основные средства - здания, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и др.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время (более 12 месяцев), не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет включать их стоимость в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока их полезного использования путем начисления амортизации по разработанным нормам. При этом стоимость основных средств принципиального значения не имеет;
2-1320 нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их полезного использования путем начисления амортизации по самостоятельно установленным организацией нормам; материально-производственные запасы (МПЗ) - сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другие используются в одном акте производства и поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Эта особенность требует со стороны организации постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К данной группе относятся также остатки незавершенного производства в подразделениях, стоимость готовой продукции, товаров; денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетных, валютных и прочих счетах в банке, аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства; средства в расчетах (нам должны) - дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др. Все перечисленные виды хозяйственных средств организации составят актив баланса. Зная примерный состав хозяйственных средств организации, рассмотрим, за счет каких источников они могут быть образованы и получены. Источники собственных средств /. Капитал Уставный (складочный) капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников), акционеров в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, МПЗ и денежных средств), полученных при создании организации для обеспечения ее уставной деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Прибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученных с начала года до отчетного периода, от продажи продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов над расходами. Прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации. Добавочный капитал как источник собственных средств образуется за счет дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, суммы, полученной сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и других аналогичных сумм. Резервный капитал создается за счет прибыли организации и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков или погашения облигаций организации и выкупа собственных акций акционерного общества. Нераспределенная прибыль - прибыль предшествующих лет, оставленная собственниками для развития организации; является источником выплат дивидендов, средств капитальных и финансовых вложений организаций. 2. Кредиторская задолженность и другие обязательства организации Расчеты в составе источников хозяйственных средств организации занимают достаточно высокий удельный вес, так как отражают ее задолженность различным субъектам, так называемую кредиторскую задолженность. Ее обычно подразделяют на две категории: задолженность, объективно возникающая перед поставщиками и подрядчиками, - по поставкам, выполняемым работам и услугам, перед персоналом по оплате труда в сумме начисленной заработной платы, перед бюджетом - по налогам и сборам, прочая кредиторская задолженность; вторая категория характеризует объем задолженности организации по кредитам и займам как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Целевое финансирование - средства, полученные от других юридических лиц или из бюджета на выполнение определенного вида работ. Они не подлежат возврату. Резервы необходимы организации для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов, резерв по сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли. Доходы будущих периодов - суммы, предполагаемые к получению, или стоимость полученных безвозмездно объектов основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, по мере использования которых их стоимость включается в доходы текущего периода. Все указанные источники хозяйственных средств составят пассив баланса. Рассмотрев, чем и за счет чего обеспечивается производственная (хозяйственная) деятельность организации, отметим ее деление на три хозяйственных процесса: заготовление - приобретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд, и товары для реализации; производство - выполняется основная задача организации: изготовляется продукция, оказываются услуги, выполняется работа; реализация - осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, начисляется выручка по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам в размере договорной цены, в результате чего возникает дебиторская задолженность покупателей. По истечении срока ее оплаты средства от покупателей зачисляются на расчетный счет. В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а при учете процесса реализации - прибыль или убыток. Отсюда вытекает, что главными задачами бухгалтерского учета являются: обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами (учредителями, собственниками и лицами, вложившими средства, капитал), поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами; выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности. Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке. Кратко рассмотрим перечисленные выше элементы метода бухгалтерского учета. Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы, в том числе на бумажных машиночитаемых носителях информации, обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами. Установлено, что такими реквизитами являются: наименование организации, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию. Первоочередные требования к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы. Работники бухгалтерских служб, на которых возложена обязанность составления документов, необходимых для бухгалтерского учета и контроля, несут ответственность за их некачественное оформление, задержку передачи в бухгалтерию, недостоверность содержащихся в них данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции. Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в Законе РФ «О бухгалтерском учете». В частности, следует обратить внимание, что записи в первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записи простой карандаш. Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку. В указанном документе приведены требования к применяемым бланкам строгой отчетности. В частности, бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом). Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру организации для принятия решения. Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записи в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа контролера (сотрудника бухгалтерии), ответственного за их обработку. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года). Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов РФ или разработанных министерствами, ведомствами, организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ. Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты. В условиях применения автоматизированной формы учета результатная информация может формироваться в виде выходных документов на машиночитаемых носителях, при этом они также должны обеспечивать соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предмет и метод бухгалтерского учета» з дисципліни «Бухгалтерський облік в організаціях»