Научно-технический прогресс значительно усложнил народнохозяйственные связи и выдвинул на одно из первых мест аналитической деятельности экономической науки, проблему исследования и определения потребностей общества в различных продуктах производства. Сложности при определении потребностей возникают разные. Нужно прогнозировать количество потребляемого продукта по годам, учитывать тенденции его совершенствования, знать и прогнозировать направления развития производства у конкурентов, взаимоисключающие или взаимозаменяемые виды продукции и т.д. Ясно одно, что с ростом производства возрастают и общественные потребности. Потребление того или иного продукта не только удовлетворяет общественные потребности, но и каждый раз воспроизводит их вновь. Как общество не может перестать потреблять, так не может и перестать производить общественно необходимую продукцию. Значит, предпринимателям следует больше внимания обращать на удовлетворение совершенно новых потребностей общества посредством инноваций. Понятие слова «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов, в место действующих. Сущность инновации с экономической точки зрения можно определить, как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедрённых) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц, организации изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна потребительских свойств. Техническая же новизна может играть второстепенную роль. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа. По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство Осло». Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществлённой в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относятся к процессным, а 2/3 к продуктовым; в Японии — обратное соотношение. По удовлетворению потребностей рынка инновационные производственные технологии можно разделить на две группы. Первая группа - производство новых видов продукции, которые удовлетворяют почти те же потребности, что и заменяемая ими продукция (техника). Так, парафиновая свеча заменяется газовой горелкой, а затем электрической лампочкой, счёты — калькулятором, механические часы -электронными часами и т.п., и двигают тем самым технический прогресс на одну ступень вперёд. Помогая тем временем снизить издержки производства на единицу продукции, улучшить характеристики выпускаемой продукции, увеличить объём реализации и позволяют кратковременно обогнать своих конкурентов. Вторая группа - производство совершенно новых видов продукции, которые удовлетворяют совершенно новые потребности, работают по новым технологиям, принципиально отличным от имеющихся, и приносящие народному хозяйству больший экономический эффект. К ним относится продукция атомного машиностроения - машины и оборудование атомных электростанций, в авиационной промышленности - вертолеты и др., в оборонной - ракетоносители, спутники связи, радиолокаторы, в электронной промышленности - цветные телевизоры новых поколений (жидкие
кристаллы, плазма), видеотехника, в телекоммуникации — сотовые телефоны, новые стандарты связи, и т.п.. Отсюда, инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), являясь, по сути, его результатом. НТП - существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счёт совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира, повышение производительности труда. Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим обязательным внедрением и эффективной реализацией, как на внутреннем, так и на внешних зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционно-инновационной деятельностью. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности — юридические лица (в частности может быть и банк) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности. Среди субъектов следует выделить инноваторов. Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, «ноу-хау», промышленного образца или иного вида инновации). Все существующие определения инновации можно классифицировать по пяти основным подходам, смотрите приложение 1: ю 1. Объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово «нововведение» или «новация»); 2. Процессному; 3. Объектно-утилитарному; 4. Процессно-утилитарному; 5. Процессно-финансовому. Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект — результат научно-технического прогресса: новая техника, технология. В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей — товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д. Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного, процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Банку, прежде чем приступить к пятой стадии (стадии финансирования), требуется проанализировать объект инновации с первого по четвёртую стадию, данный анализ является обязательным и крайне необходимым для понимания перспективности будущих инвестиций. Побудительные мотивы к инновациям для предприятия, можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности — необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции предприятия на рынке. Внешний - переход мировой экономики на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к инновациям, соединяющим знания и технику с рынком. Итак, инновация (или новация) — это такой особый товар, которым невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и информированности. Инновацию без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара, является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Какой ещё финансовый инструмент обладает такими свойствами? Интеллектуальный товар (информация, изобретение, «ноу-хау», патент, лицензия и т.д.), защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдётся на него покупателей. Причём законным владельцем может выступать и коммерческий банк, выкупая права собственности у новатора в обмен на реализацию его инновации в производстве. Понятие инновационная продукция это — результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедрённые) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Инновационный процесс — можно определить как процесс преобразования научного знания в инновацию, представляющий собой как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс можно разделить на два типа: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. Данные инновации не требуют объёмных инвестиций и вполне по силам с инвестиционной точки зрения отечественным банкам, на первоначальном ознакомительном этапе работы с инновационными проектами. В литературе предлагаются различные варианты классификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновационного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения. Предлагается главным образом следующая градация инновационных процессов: ранняя стадия — от возникновения идеи до её технической проработки, средняя — от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная — от массового производства до реализации её потребителю. В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением её на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает три основные стадии: исследование и разработка, освоение, серийное производство и реализация разработки на потребительском рынке, смотрите приложение 2. Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа (НИОКР) -творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объёма знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР выступает как важнейший вид НТД (научно-трудовой деятельности) и основной объект наблюдения в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения занимают центральное место в рекомендациях международных статистических организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские работы. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий). Техника — совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология — совокупность приёмов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения. Процесс создания инновации начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые. Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, не известных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. Второй стадией процесса создания инновации - являются прикладные исследования. Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, прикладные исследования могут быть самостоятельными научными работами. Информационные работы — научные работы, направленные на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации. Важнейшей составной частью информационных работ являются патентные исследования. Организационно-экономические работы направлены на совершенствование организации и планирование производства, разработку методов организации труда и управления, методов классификации и оценки эффективности научных работ и т. д. Научно-учебные работы — деятельность по подготовке научной работы аспирантов, студентов и т.д. Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы - завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Таким образом, целью опытно-конструкторской работы является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и
испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения желаемых результатов повышается от научно-исследовательских до опытно-конструкторских работ. Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий. На стадии освоения выполняются опытно-экспериментальные работы на опытной базе науки. Их цель — изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. После стадии освоения начинается процесс промышленного производства. В производстве знания материализуются, а исследование находит своё логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения опытно-конструкторских работ и стадии освоения производства. Научно-исследовательские институты, как правило, выполняют опытно-конструкторские работы по договорам с промышленными предприятиями, однако опытно-конструкторские работы могут быть выполнены также по заявке коммерческого банка. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты опытно-конструкторских работ были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю. Если всё пройдёт благополучно, то банк вновь будет заинтересован в заключение договора с этой научной организацией, либо будет заинтересован её купить. Для научной организации удачно выполненная работа гарантирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствующей оплатой труда. На стадии промышленного производства осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции, и её реализация потребителям. Первый этап - непосредственное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение (реализация) новой продукции до потребителей. 16 Классификация инноваций по степени новизны строится следующим образом - распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку классификации: базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства. По типу новизны с рыночных позиций в составе инноваций выделяются: новые изделия для отрасли в мире, новые изделия для отрасли в стране, новые изделия для данного инновационного предприятия. Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, определяющего последовательность прохождения инновационного проекта по отдельным стадиям и этапам. По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивная инновация - это обеспечивающая выживание фирмы инновация как реакция на нововведения, осуществлённые конкурентом, т. е. реактивную инновацию фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегическая инновация - это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. Классификационный признак по предмету и сфере приложения инноваций предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы), рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта инновации, позволяющие реализовать продукт на новых рынках). По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Техническое обновление 80-х годов в области электроники коренным образом отличается от всех предыдущих тем, что оно зарождалось не в русле последовательного освоения новых изобретений, а в повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые. По роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые -расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические -составляют базис крупных технологических систем, дополнительные технологические - развивают имеющиеся базисные технологии. По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие, по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газовых светильников на электрические, смотрите приложение 3. Следовательно, инновации должны быть ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, недооценка инноваций коммерческими банками, экономический риск освоения новой продукции. В России сформирован ряд общественных организаций, связанных с поддержкой инновационной сферы - Союз промышленников и предпринимателей, Союз учёных, Союз научных и инженерных обществ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие инноваций и роль коммерческого банка» з дисципліни «Інвестиційна діяльність комерційного банку на ринку інноваційних технологій»