В гражданском праве - злонамеренная и не соответствующая действительности публикация в печатной, пись- менной или изобразительной форме, наносящая ущерб репутации лица, выставляющая его в недостойном или смехотворном виде или причиняющая вред его служебному положению, профессиональ- ной или деловой активности. Для того чтобы считаться диффама- цией, письменный материал должен содержать несправедливое обвинение, быть обнародованным и иметь целью причинить вред репутации данного лица или выставить его на общее осуждение или осмеяние. Ряд судебных дел, возбуждавшихся в последнее время по обви- нению в диффамации, оканчивался присуждением огромных сумм в пользу истцов. Выдвигающиеся предложения изменить законо- дательство по этому вопросу могут привести к уменьшению раз- меров возмещения, вместо этого истцу будет вручаться или декла- ративное судебное решение, или заключение, содержащее мнение суда по поводу того, было ли заявление, сделанное по адресу ист- ца, обоснованным или нет. Основная цель законодательства, ка- сающегося П., заключается в том, чтобы обелить пострадавшего. Что касается самих истцов, то некоторыми из них движет желание обогатиться, тогда как др. больше заинтересованы в восстановле- нии или защите своей репутации. Нередко внесение исправлений, отказ от сделанного заявления или принесение извинений могут решить проблему, в особенности когда это делается до передачи дела в суд. К лицам, обращающимся с заявлениями по поводу П., необходимо проявлять особое внимание. Услуги юристов, специа- лизирующихся в этой проблеме, часто оплачиваются пропорцио- нально сумме присужденного возмещения ущерба. Чрезвычайно важно избежать обвинений в П. для банков, когда они высказывают неблагоприятное мнение о фин. положении того или иного лица, т. к. закон возлагает на ответчика бремя доказательства того, что он не имел злого умысла и должен находить аргументы в свою за- щиту. Отсюда следует необходимость проявлять крайнюю осторож- ность при оценке фин. положения: во-первых, должны приводиться достоверно известные факты или информация, а не только убеж- дение, во-вторых, мнения и выводы должны подкрепляться до- стоверными фактами и информацией, в-третьих, информация должна подаваться в наиболее общей, а не в конкретизированной форме. Наряду с тем что банки представляют информацию о пла- тежеспособности своих клиентов на конфиденциальной основе, они обычно включают в подобные документы соответствующую оговорку примерно следующего содержания: "Все заявления, сде- ланные от имени банка или любого должностного лица банка в отношении фин. ответственности или положения любого лица, фирмы или корпорации, а также стоимости любой ценной бума- ги, отражают его личную точку зрения, высказанную в ответ на соответствующий запрос и исключительно в порядке любезности, и ни сам банк, ни одно из его должностных лиц не несут за это никакой ответственности". Однако подобная оговорка не ограж- дает банк в случае, если информация носила характер диффама- ции. Обычно для ответчика по гражданскому делу о П. открыты два способа защиты: доказательство истинности распространенной информации или утверждение, что по самим обстоятельствам своего составления документ носил сугубо конфиденциальный ха- рактер.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПАСКВИЛЬ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»