Нормы, правила и процедуры, определяю- щие общепринятую на определенном отрезке времени практику бухучета. Бюро по разработке принципов бухучета отмечало: "Общепринятые принципы бух. учета, следовательно, являются техническим термином, используемым в фин. счетоводстве... По- нятие "общепринятые принципы бухучета" включает не только общие нормы их применения, но и детализированное описание практики и процедуры их использования". До 1973 г. ответственность за разработку ОПБУ в США в значи- тельной степени лежала на Амер. обществе дипломированных бух- галтеров (АОДБ). В 1938 г. АОДБ начало издавать руководящие инструкции через свой Комитет по процедурам бух. учета (КПБУ). Данный комитет был уполномочен выносить заключения относи- тельно процедур и практики бухучета и составления отчетности. Он опубликовал ряд исследовательских бюллетеней по вопросам бухучета. КПБУ в 1959 г. был заменен др. комитетом при АОДБ - Комите- том по разработке принципов бухучета (КРПБ). Этот комитет был создан с целью противодействия волне критики, к-рой подвергся КПБУ, а также с целью образования органа, способного формиро- вать политику в сфере бухучета, чьи правила являлись бы скорее обязательными, чем рекомендуемыми. КРПБ разработал ряд ин- струкций и вынес ряд заключений. В 1973 г. КРПБ был заменен новым органом - СОВЕТОМ ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОГО СЧЕТОВОДСТВА ( С Р С Ф С ) . В настоящее время СРСФС отвечает за разработку стандартов и принципов бухучета и отчетности. Совет представляет собой орган, независимый от АОДБ. Фонд фин. счетоводства (ФФС) осуществ- ляет контроль за основной схемой процесса установления стандар- тов. Попечителями фонда назначаются представители следующих организаций: Амер. ассоциации бухучета (1), Амер. общества дип- ломированных бухгалтеров (4), Нац. федерации бухгалтеров (1), Амер. общества руководящих работников фин. сферы (2), Феде- рации фин. аналитиков (1), Ассоциации работников сферы цен- ных бумаг (1) и различных гос. структур, занимающихся бухуче- том (3). Остальные вакансии путем выборов заполняются уже из- бранными попечителями. Одна из вакансий заполняется кандида- том от коммерческих банков, а другая - представителем деловых кругов. Шестнадцатым попечителем является старшее избранное должностное лицо АОДБ. Попечители Фонда фин. счетоводства на- значают членов СРСФС и его консультативного совета. СРСФС является независимым органом, состоящим из 7 чело- век, как бухгалтеров, так и лиц, не являющихся бухгалтерами. Чле- ны СРСФС работают на постоянной основе и получают полный должностной оклад. В настоящее время для принятия положитель- ного решения по заключениям Совета требуется 4 голоса "за" (из семи). Ход обсуждения вопросов Советом открыт для обществен- ности, Совет в своей работе следует установленным процедурам. Консультативный совет состоит из группы лиц, представляющих различные сферы бизнеса. Этот совет помогает СРСФС определять приоритетные направления работы и формировать временные ра- бочие группы для проработки конкретных вопросов. Он также обеспечивает СРСФС данными относительно проработки предла- гаемых заключений. Руководящие заключения СРСФС выносят- ся в форме "Заявлений по вопросам фин. счетоводства и толкова- нию его правил". СРСФС также публикует "Заявления о концепциях фин. счетоводства". Последние не образуют общепринятые прин- ципы бухучета. Они лишь создают теоретическую основу разра- ботки стандартов фин. счетоводства и отчетности. Совет также публикует специальные бюллетени, к-рые разъясняют проблемы бухучета и отчетности, относящиеся к "Заявлениям по вопросам фин. счетоводства и толкованиям его правил". В 1984 г. с целью вы- явления новых проблем, относящихся к бухучету и отчетности, порожденных новыми и разнообразными видами сделок, СРСФС создал рабочую группу по изучению возникающих проблем. В слу- чае, если члены группы приходят к консенсусу относительно един- ственного, наиболее предпочтительного варианта решения того или иного вопроса, то главный бухгалтер Комиссии по ценным бума- 870ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА гам и биржам (КЦББ) делает заявление о том, что он примет дан- ный консенсус в качестве руководящей поддержки той практики, к-рая должна быть применена при подготовке отчетных материа- лов для КЦББ. Совет не предоставляет группе право действовать в качестве органа, устанавливающего стандарты. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ (ГоССОВет) был образован в 1984 г. с целью определения общепринятых принци- пов бухучета для гос. структур на уровне штатов и на местном уров- не. Главное бюдж.-контрольное управление (ГБКУ) и Контролер ден. обращения разрабатывают принципы бухучета для структур- ных подразделений федерального правительства. Госсовет, как и СРСФС, финансируется и контролируется ФФС. Госсовет состо- ит из пяти членов, его председатель работает на постоянной осно- ве, вице-председатель и трое др. членов работают на непостоян- ной основе. Совет имеет профессиональный аппарат, работающий на постоянной основе, и проводит открытые заседания. ГСРСБУ санкционировал применение заключений Нац. совета гос. бухгал- теров и представленного АОДБ "Руководства по проведению ауди- та в промышленности: аудит структур, подчиненных местным властям и властям штатов"в качестве руководящих. Руководя- щие заключения Госсовета включают заявления, толкования и спе- циальные бюллетени. Заявление № 69 по стандартам аудита: "Значение термина" представлять добросовестно в отчете независимого аудитора в со- ответствии с общепринятыми принципами бухучета" разъясняет смысл фразы "представлять добросовестно ... в соответствии с об- щепринятыми принципами бухучета". Заявление № <%> устанавли- вает иерархию ОПБУ по пяти категориям для деловых (негосудар- ственных) структур. 1. Заключения СРСФС и его предшественников, КРПБ и ис- следовательских бюллетеней АОДБ. Эти заключения включа- ют заявления СРСФС по стандартам и толкованиям, мнения КРПБ и исследовательские бюллетени по вопросам бухучета, издаваемые АОДБ. 2. Посвященные практическойдеятельности бюллетени СРСФС и толкования АОДБ, руководства АОДБ по проведению ауди- та и ведению бухучета в промышленности, а также изложения позиции АОДБ. 3. Позиции консенсуса, изложенные рабочей группой СРСФС, а также в бюллетенях о повседневной практике, издаваемых АОДБ. 4. Толкования АОДБ по вопросам бухучета, сборники "Вопросы и ответы", публикуемые аппаратом СРСФС, а также широко признанная и преобладающая в деловой сфере практика. 5. Др. литература и материалы по вопросам бухучета, включая заявления СРСФС по принципиальным вопросам, докумен- ты АОДБ, заявления и отчеты Комитета по международным стандартам бухучета; заключения др. профессиональных ас- социаций или регулирующих ведомств; "Практическое посо- бие" АОДБ; учебники по бухучету, справочники и статьи. Категории с 1-й по 4-ю представляют собой установленные принципы бухучета. Категория 5 представляет собой др. литерату- ру по бухучету. При отсутствии установленных, признанных прин- ципов бухучета аудитор может, в зависимости от того, насколько это подходит к конкретным обстоятельствам, использовать и пр. литературу по бухучету. Если установленный принцип бухучета, изложенный в одном или нескольких источниках по категориям 2, 3 и 4, относится к конкретным обстоятельствам, то аудитор должен быть готовым представить разъяснение своего вывода о том, что в данном кон- кретном случае общепринятым является др. принцип. В случае существования противоречия между принципами бухучета, подхо- дящими для данных обстоятельств и содержащимися в одном или нескольких источниках по категориям 2, 3 и 4, аудитор должен сле- довать принципу и способу действий, изложенным в источниках более высокой категории; напр., принципы или способы действий, изложенные в категории 2, имеют приоритет перед категорией 3, аудитор также должен быть готовым представить разъяснения своего заключения о том, что способ действий, изложенный в ис- точнике более низкой категории, более точно отражает сущность сделки в данных конкретных обстоятельствах. Правила и толкования (КЦББ) имеют статус, аналогичный ста- тусу заключений категорий 1 для лиц, регистрируемых КЦББ. КЦББ сыграла свою роль в разработке общепризнанных прин- ципов бухучета для кредитно-фин. учреждений. КЦББ придержи- вается той позиции, что фин. отчеты, представленные в КЦББ и не подготовленные в соответствии с общепринятыми принципа- ми бухучета, будут считаться как вводящие в заблуждение. Фин. отчеты, прошедшие аудиторскую проверку, являются, в соответ- ствии с правилами КЦББ о раскрытии информации, основой фин. информации для инвесторов. Требования, предъявляемые регулирующими органами к систе- ме бухучета, могут в отношении определенных сделок или предо- ставления данных отличаться от ОПБУ. Органы, регулирующие деятельность банков, не настаивают на том, чтобы аудиторская про- верка всей отчетности документации банка проводилась незави- симыми аудиторами. Совет директоров ФРС требует от банковских холдинг-компаний представления фин. отчетов, полностью соот- ветствующих ОПБУ. Значительное большинство требований к бухучету операций с ценными бумагами основаны скорее на ОПБУ, чем на регулятив- ных принципах бухучета регулирующих органов. ГБКУ определи- ло круг федеральных ведомств, имеющих право устанавливать и внедрять стандарты бухучета и аудита применительно к компани- ям частного сектора. ГБКУ выявило следующие различия между требованиями ОПБУ и принципами бухучета регулирующих орга- нов, относящимися к органам, регулирующим деятельность бан- ков: 1. Максимальные амортизационные периоды для "гудвилла", разрешенные Федеральной корпорацией страхования депози- тов (ФКСД) и Советом управляющих ФРС, короче тех, к-рые определены ОПБУ. 2. ФКСД и ФРС требуют, чтобы продажа дебиторской задолжен- ности учитывалась как финансирование, а не как продажа, как того требуют ОПБУ. 3. В соответствии с Законом Гарна-Сен-Жермена о депозитных учреждениях 1982 г. ФКСД должна рассматривать сертифика- ты собственного капитала в качестве части счетов капитала сберегательного банка; в соответствии с ОПБУ сертификаты собственного капитала не увеличивают активы или акционер- ный капитал. 4. ФКСД и ФРС требуют, чтобы аннулированный долг оставал- ся в графе "Пассивы", а ОПБУ в определенных случаях рас- сматривает такой долг как погашенный. Заявление № 5 по стандартам фин. счетоводства "Бухучет не- предвиденных расходов"'(197'5 г.) регулирует вопрос признания убыт- ков от невозврата ссуд для его учета согласно ОПБУ Положения заявления требуют, чтобы убыток от невозврата ссуд был признан и учтен в том случае, когда реальные убытки в результате невоз- врата ссуд были понесены и что сумма этих убытков может быть определена. Как правило, кредитно-фин. учреждения имеют резер- вы для покрытия возможных убытков вследствие невозврата ссуд, к-рые представляют оценочный размер убытков от списания ссуд в кредитном портфеле. Заявление № 15 "Бухучет, проводимый должниками и креди- торами, в отношении реструктурирования проблемных долгов" (1977 г.) установило стандарты бухучета, применяемые должника- ми и кредиторами исключительно для реструктурирования проб- лемных долгов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»