Широкий спектр услуг и опера- ций в целях содействия торговле между странами, движению ка- питалов в форме инвестиций и платежей, а также займов прави- тельствам, офиц. учреждениям и частному сектору. Банки США в М.б.д. являются относительными новичками, и их активы, обра- щающиеся на мировых рынках, по преимуществу сконцентриро- ваны в нескольких крупнейших банках. Степень их участия в меж- дународных операциях вышла далеко за пределы оказания про- стейших услуг местным фирмам и частным лицам, к-рые обычно предоставляются международными подразделениями нац. банков: выдача и подтверждение аккредитивов, акцептные кредиты, налич- ные и форвардные операции с инвалютой, ден. переводы и обслу- живание расчетов по зарубежным поездкам. Для осуществления таких операций амер. банки могут обращаться к своим ин. коррес- пондентам. Впервые положение, разрешающее нац. банкам США открывать свои отделения за рубежом, было включено в Акт о федеральном ре- зерве (раздел 25) в результате поправок, внесенных в 1916 г. В 1919 г. амер. банки, в соответствии с Законом Эджа, получили право со- здавать корпорации для зарубежной банковской деятельности (раз- дел 25(а) Закона о ФРС) с разрешения Совета управляющих ФРС. Теперь они могли заниматься за границей как банковскими, так и фин. операциями (первоначально банки, на к-рые распространялся Закон Эджа, не имели права сочетать оба типа операций, однако позже это ограничение было снято). Хотя непосредственно после второй мировой войны объем ука- занных операций за рубежом значительно расширился, все же они продолжали занимать второстепенное место по сравнению с дея- тельностью амер. банков в своей стране. Последовавшая затем зна- чительная экспансия банков США на международной арене может быть объяснена с двух точек зрения. Особое мнение принадлежит высокопоставленному должност- ному лицу амер. банка, занимающегося международными опера- циями. Оно заключается в том, что начиная с мер, предпринятых США в интересах послевоенной стабилизации, а также благодаря валютной стабильности, обеспеченной созданием МЕЖДУНАРОДНО- ГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА в Бреттон-Вудсе, за чем последовал подъем ак- тивности, связанный с войнами в Корее и Вьетнаме, к началу 60-х гг. "глобальная экономика" стала реальностью. "Как бы то ни было, многонациональные корпорации с поддерживающими их фин. институтами стали тем орудием, к-рое позволило выковать интегрированную мировую экономику из самых разнообразных факторов и компонентов". Быстро наращивая свои капиталовло- жения на зарубежных рынках, многонациональные корпорации и их банки создавали глобальную систему производства, распреде- ления и финансирования, к-рая "в буквальном смысле слова пре- вратила весь мир в единый рынок". Ныне действительно существует банковская система, к-рая в международном масштабе удовлетво- ряет потребности в платежах и расчетах, торговле ценными бума- гами, кредитах самых различных видов, размещении страхового риска, движении краткосрочных капиталов между странами и кон- тинентами, в активно действующем и расширяющемся валютном рынке. Эта мировая система создала и использует новый рынок - рынок евровалюты, зависящий от связей с нац. кредитными рын- ками и притока средств с них. Др. точка зрения сводится к тому, что зарубежные операции бан- ков США были сравнительно незначительными вплоть до начала 1965 г., когда Совет управляющих ФРС выступил с Программой добровольного ограничения зарубежного кредитования (ПДОЗК). Эта программа была составной частью общих мероприятий пра- вительства по стабилизации платежного баланса США путем со- кращения оттока капиталов. В соответствии с ПДОЗК, прекратив- шей свое действие 29 января 1974 г., был обращен призыв к бан- кам и небанковским учреждениям США сократить предоставление займов иностранцам, а также свои инвестиции в ин. гос-вах, кро- ме Канады. Эта точка зрения предполагает, что указанная програм- ма побудила амер. банки расширять свое присутствие за границей, с тем чтобы непосредственно использовать многочисленные воз- можности для банковской и фин. деятельности в др. странах, вес- ти международные операции через зарубежные отделения, нахо- дящиеся в странах с льготным налоговым климатом. В 1979 г. Совет управляющих ФРС издал новое Правило К под названием "О международных банковских операциях". Пересмот- ренное правило устанавливало порядок создания зарубежных от- делений банков - членов ФРС, организации и деятельности кор- порации, создаваемых в соответствии с Законом Эджа, и осуще- ствления капиталовложений за границей со стороны банков - чле- нов ФРС, компаний, имеющих банки, и корпораций, созданных по Закону Эджа. Пересмотр Правила К был отчасти обусловлен раз- делом III ЗАКОНА О МЕЖДУНАРОДНОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1978г., направленного на повышение конкурентоспособности и эффек- тивности указанных корпораций в сфере международных банков- ских и фин. услуг. В разделе III этого закона Конгресс указал, что эти корпорации (Эджа. - Прим. науч. ред.) должны располагать на- столько широкими правами, к-рые позволили бы им соперничать с ин. банками как в Соединенных Штатах, так и за их пределами, обеспечить кредитование внешней торговли для всех отраслей эко- номики, особенно для экспортеров, содействовать расширению участия региональных и малых банков в зарубежных банковских и 736МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фин. операциях. Важно отметить, что в пересмотренном виде Пра- вило К разрешало создавать отделения корпораций по Закону Эджа внутри страны, этим корпорациям разрешалось кредитовать экс- портное производство товаров и услуг, упрощало процедуру полу- чения разрешений на ин. инвестиции, уточняло сферы деятельно- сти, открытые для иностранцев, и разрешало иностранцам владеть корпорациями, создаваемыми по Закону Эджа. Зарубежная деятельность банков США. На Совет управляющих законом возложены три наиболее важные обязанности по контро- лю над зарубежными операциями амер. банков: 1. Выдача лицензий для заграничных отделений банков - членов ФРС и регулирование сферы их деятельности. 2. Оформление уставных документов и регулирование деятель- ности корпораций по Закону Эджа. 3. Одобрение и регулирование зарубежных капиталовложений банков - членов ФРС, корпораций и компаний, имеющих соб- ственные банки. В соответствии с Законом о ФРС и Правилом К банки - члены ФРС имеют право создавать свои отделения за рубежом, хотя в ряде случаев для этого требуется предварительное одобрение Совета управляющих. При рассмотрении предложений по этому вопросу Совет принимает во внимание действующие законы, положение соответствующего банка и наличие у него опыта международной деятельности. В 1981 г. Совет одобрил открытие 21 заграничного отделения. К концу 1981 г. 156 банков - членов ФРС имели 800 от- делений в ин. гос-вах и заморских территориях США, причем их чистый прирост достиг 11 по сравнению с предыдущим годом. При этом 121 нац. банку принадлежали 674 из этих отделений, а осталь- ные 126 принадлежали банкам штатов. Разрешенные виды банковской деятельности за границей. Со- вет управляющих ФРС разрешил следующие виды деятельности обычных банковских и др. фин. операций: 1. Коммерческие кредиты и др. виды банковской деятельности. 2. Коммерческое и потребительское кредитование, кредиты под залог недвижимости, факторинг. 3. Лизинг недвижимости и индивидуальной собственности, вы- полнение функций агента, брокера или консультанта при ли- зинге в тех случаях, когда он функционально выступает как кредитор лизингополучателя. 4. Выполнение трастовых (доверительных) операций. 5. Гарантии по кредитам для страхования жизни, здоровья и от несчастных случаев. 6. Оказание услуг в связи с прямыми или косвенными операция- ми др. банковских учреждений США. 7. Владение жилыми и служебными помещениями филиала бан- ка или корпорации, созданной в соответствии с Законом Эджа, компании, прямо или косвенно являющейся дочерней, владение или лизинг жилого помещения офиц. лица или слу- жащего филиала или дочерней компании. 8. Консультации по инвестициям, фин. и экон. вопросам. 9. Деятельность в качестве агентства по общему страхованию и выполнение брокерских функций. 10. Обработка информации. 11. Создание взаимного фонда при соблюдении определенных условий. 12. Консультативные услуги по менеджменту при соблюдении определенных условий. 13. Гарантии, сделки с долговыми обязательствами и акционер- ным капиталом за пределами Соединенных Штатов при со- блюдении определенных условий. 14. Содержание туристического агентства при соблюдении опре- деленных условий. 15. Деятельность, к-рую Совет управляющих ФРС своим прави- лом 12 CFR 225.25(Ь) определяет как тесно связанную с бан- ковской в соответствии с разделом 4(с)(8) Закона о компа- ниях, имеющих банки. 16. Др. виды деятельности со специального разрешения Совета управляющих ФРС при условии, что Совет сочтет их обыч- ными для деловых банковских или фин. операций за грани- цей и не противоречащими Закону о компаниях, имеющих банки, и Закону о ФРС. Международные банковские сети (МБС). Совет управляющих ФРС ввел с 3 декабря 1981 г. поправки к своим Правилам D и Q, имеющие целью разрешить функционирование в Соединенных Штатах МБС. Такие сети, при соблюдении определенных условий, устанавливаемых Советом, могут создаваться депозитными банка- ми США, а также корпорациями, основанными в соответствии с За- коном Эджа, и отделениями или представительствами ин. банков. Под МБС, по сути дела, понимается совокупность счетов активов и пассивов, выделяемых из общей массы счетов того учреждения, к-рое создает зону. В общих чертах это означает, что депозиты, полученные от ин. резидентов или от др. МБС, или предоставлен- ный им кредит зачисляются на выделенные счета без соблюдения действующих в стране ограничений в смысле обязательных резер- вов и процентных ставок. МБС подвергаются проверкам в той же мере, как др. подразде- ления создавшего их банковского учреждения, и в своих отчетах вышестоящим инстанциям это учреждение должно отразить дея- тельность международных банковских зон. К концу 1981 г. 270 бан- ковских учреждений создали МБС. Корпорации, создаваемые в соответствии с Законом Эджа. В со- ответствии с разделами 25 и 25(а) Закона о ФРС, корпорации, со- здаваемые на основании Закона Эджа, могут заниматься междуна- родными банковскими операциями и фин. сделками. Эти корпора- ции, обычно являющиеся дочерними отделениями банков - членов ФРС, позволяют этим банкам приобрести дополнительные воз- можности для деятельности в двух областях: 1) Корпорации могут принимать депозиты и предоставлять кредиты в др. штатах, при условии, что их деятельность будет строго ограничиваться зарубеж- ными операциями; 2) Эти корпорации имеют несколько более ши- рокие права действовать в сфере ин. инвестиций, чем банки - чле- ны ФРС. Им разрешается вкладывать средства в ин. фин. институты, такие, как фин. и лизинговые компании, а также ин. банки. В 1981 г. Совет одобрил создание 19 таких корпораций и 47 отделений, осно- ванных уже существовавшими корпорациями. Капитал и деятельность корпораций. Закон о М.б.д. отменил су- ществовавшие ограничения на обязательства корпораций, создан- ных в соответствии с Законом Эджа. Ранее необеспеченные дол- говые обязательства, облигации и простые векселя корпорации должны были менее чем в десять раз превышать ее капитал и акти- вы. Совет управляющих ФРС установил новое требование, в соот- ветствии с к-рым корпорации, занимающиеся М.б.д. на террито- рии США, должны располагать рисковыми активами, равными семи процентам. Это должно было повысить конкурентоспособ- ность этих корпораций по сравнению с др., обладающими боль- шей кредитоспособностью. С 29 июля 1981 г. Совет изменил свое правило, действовавшее в отношении корпораций, постановив, что с согласия Совета векселя или долговые обязательства в сумме не свыше 50% суммы подписного капитала могут учитываться при определении адекватности капитала так же, как это делается в бан- ках - членах ФРС. Закон о М.б.д. внес еще два важных изменения. Корпорации теперь могли принадлежать ин. банкам и создавать свои отделе- ния в Соединенных Штатах. Резюме. Быстрый рост кредитования развивающихся гос-в, как по линии правительств, так и по линии частного сектора, со сто- роны небольшой группы ведущих амер. банков объяснялся надеж- дами на более высокие процентные ставки и предположениями, что одновременный отказ от выполнения своих обязательств сра- зу многими такими странами вряд ли вероятен, за исключением мирового кризиса. Такое международное кредитование подразуме- вает сугубо внутренее кредитование в стране-получателе, где амер. 737МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ СЕТЬ банки имеют свои отделения и дочерние компании. По мнению сотрудников Всемирного банка, опасность для развивающихся стран заключается не в том, что банки вообще перестанут их кре- дитовать, но скорее в том, что рост объемов кредитов замедлится, поскольку банки и банковские группы вынуждены ограничивать их размеры. Активы заграничных филиалов амер. банков возросли с менее чем 5 млрд дол. в 1960 г. до более 500 млрд в конце 1987 г. Тем не менее, по оценкам, предоставление ин. кредитов и расширение сети зарубежных филиалов банков США замедлилось отчасти вследствие непомерной величины внешнего долга многих стран. Активы отделений зарубежных банков в Соединенных Штатах и небанковских ин. инвесторов также росли быстрыми темпами, не проявляя признаков замедления. Если в 1970 г. общий объем этих активов составлял менее 30 млрд дол., то в течение следующего де- сятилетия он возрос до 229 млрд, а к 1987 г. достиг 6500 млрд дол. Доля всех банковских активов, контролируемых иностранцами, поднялась с 3,6% в 1972 г. до почти 20% в 1987 г. Ин. банки не проникли в сколько-нибудь существенной мере на внутренний потребительский рынок. Предпочтительной формой такого проникновения для них, как и для амер. банков, является открытие своих отделений. Для того чтобы преуспеть в М.б.д., при- ходится преодолевать юр. и регулирующие ограничения, налоговое законодательство и практические проблемы конкретного рынка. Главная тенденция в законодательстве Соединенных Штатов, касающемся М.б.д., в действующих правилах и в контрольных функциях правительства США и учреждений, занимающихся про- блемами банков, заключается в том, чтобы наделить амер. банки несколько более широкими правами и тем самым позволить им конкурировать за границей с теми учреждениями, к-рые могут предложить более широкий выбор фин. услуг. Наиболее важные законы США, касающиеся деятельности ин. банков, ограничили их возможности действовать в США, урезав те преимущества, к-рые они некогда имели по сравнению с нац. банками.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»