Прямое гос. ре- гулирование цен и заработной платы с целью предупреждения или сдерживания ИНФЛЯЦИИ. ЛИМИТ повышения цен был установлен в период второй мировой войны и во время войны в Корее в пред- видении роста цен в связи с недостаточным предложением потре- бительских товаров. Для регулирования цен в период корейской войны было характерно то, что Конгресс в связи с ростом издер- жек производства и особенно расходов на заработную плату изме- нил установленный минимальный уровень цен, и контроль над ценами особенно успешным не был. Регулирование цен в мирное время. В 1971 г. в рамках политики доходов, проводимой администрацией Никсона в целях регулиро- вания инфляции и стимулирования экон. роста в США, впервые в мирное время было введено регулирование цен и заработной пла- ты. Совет по стоимости жизни, орган на правах министерства, учрежденный исполнительным распоряжением, предпринял пер- вые шаги по регулированию, начавшиеся с замораживания на 90 дней цен, арендной платы, заработной платы рабочих и служащих, объявленного президентом 15 августа 1971 г. Управлению мобили- зационной готовности были переданы полномочия и права по ру- ководству, контролю и проведению в жизнь программы заморажи- вания, к-рая должна была до 14 ноября 1971 г. удерживать заработ- ную плату, цены и арендную плату на уровне 16 июля 1971 г. На втором этапе программы к концу 1972 г. темп инфляции дол- жен был быть снижен до 2-3% годовых, т. е. до половины темпа инфляции перед замораживанием. Общим правилом было то, что цены не могли быть подняты выше "потолка", установленного на период замораживания, за исключением случаев, когда это дела- лось в соответствии с распоряжениями Комиссии по ценам - орга- на, в составе к-рого были главным образом представители частно- го сектора. К концу 1972 г. годовой темп инфляции был снижен приблизительно до 3,5%, что было хорошим показателем в срав- нении с 6-процентным темпом в 1969 г. В начале 1973 г. второй этап сменился третьим этапом выполне- ния программы, на к-ром ставка делалась главным образом на добровольное регулирование, хотя требования к отчетности по за- работной плате и бухучету в целом оставались в силе. Регули- рующие правила последнего (IV) этапа вступили в силу в августе 1973 г. Цель введения этих регулирующих норм состояла в том, чтобы замедлить темп инфляции, отсрочив некоторый рост цен в расчете на то, что ден.-кредитная и фин.-бюдж. политика приве- дет к замедлению темпа роста спроса, т. о. снимая давление на цены и создавая условия, к-рые позволят вернуться к экономике свобод- ного рынка. В целом ограничения I этапа были строже, чем огра- ничения II этапа. Эффективность регулирования на IV этапе в 1973 г. была наибо- лее низкой за прошедший период отчасти из-за роста цен на ряд сырьевых материалов в результате их нехватки на мировых рын- ках, ИНДЕКС ЦЕН НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ вырос на 51% за 1973 г., что было отнесено за счет роста с.-х. цен. Рост индекса еще на 11 % объяснялся повышением цены на электроэнергию непосредствен- но для потребителей. Сильный рост цен на промышленные мате- риалы также сказался на росте розничных цен. По истечении срока действия Закона об экон. стабилизации в апреле 1974 г. Конгресс по просьбе президента Форда учредил Совет по вопросам стабильности заработной платы и цен, наделенный правом осуществлять ряд контролирующих функций. Нормы, установленные администрацией Картера для доброволь- ного соблюдения. В начале 1978 г. администрация Картера выдви-линия нула программу, нацеленную на замедление роста заработной пла- ты и цен. Отдельным отраслям было предложено снизить в 1978 г. рост цен и заработной платы до уровня меньшего, чем он был у них в среднем за предыдущие два года. В целом эта программа оказалась неэффективной. В октябре 1978 г. администрация приняла решение ввести четкие, хотя и предназ- наченные для добровольного соблюдения, нормы повышения за- работной платы и дополнительных выплат, а также по снижению цен для отдельных фирм. Норма по выплатам ограничивала рост почасовой заработной платы и неофициальных дополнительных выплат максимум до 7% по каждой группе служащих компании при некоторой гибкости подхода в решении этого вопроса в отноше- нии каждого конкретного сотрудника. Что касается лимита по це- нам, то в следующем году отдельные фирмы должны были ограни- чить совокупный рост своих цен до половины среднегодового темпа роста цен в 1976-1977 гг. в процентном выражении при "потолке" 9,5%. Любой рост в пределах 1,5% годовых считался удовлетвори- тельным. Резкое повышение цен вслед за растущими мировыми ценами на нефть стало причиной значительного уменьшения реальной за- работной платы в первый год реализации программы. Все настой- чивей становилось требование смягчить лимит по заработной пла- те, что усилило бы инфляцию. В сентябре 1979 г. администрация Картера и руководство амер. рабочего движения начали совмест- ные действия, направленные на снижение темпа инфляции мето- дами, к-рые не ущемляли бы ничьих интересов, через трехсторон- ний (трудящиеся, администрация, общественность) Консультатив- ный комитет по заработной плате. Хотя в экон. отчете Совета экон. консультантов за 1981 г. и при- знавалось, что подход Картера, возможно, оказал сдерживающее воздействие на инфляцию, но также констатировалось, что "рабо- чие и предприниматели, по всей видимости, больше не желают сдерживать рост заработной платы и цен в надежде на то, что уста- новленные лимиты сдержат инфляцию". Совет настаивал на допол- нении программы добровольно соблюдаемых норм политикой до- ходов, ОСНОВАННОЙ НА НАЛОГОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ, в к-рой важней- шее место отводится налоговым льготам для предприятий и тру- дящихся, соблюдающих закон. В общем, основанный на принципе добровольности контроль над инфляцией пал жертвой усилившегося снизу давления на цены - со стороны повышающихся мировых цен на нефть и расту- щего дефицита нац. бюджета. С приходом администрации Рейга- на, приверженной программе дерегулирования и опоры на рыноч- ные силы, общий контроль, особенно ден.-кредитная политика, стал основным методом регулирования инфляции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛИМИТИРОВАНИЕ ЦЕН» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»