Как правило, под этим названием фигурируют гигантские компании, занятые в производ- стве или торговле и являющиеся действительно транснациональ- ными по размаху своей деятельности и, как утверждается, между- народными по своей политике и воззрениям в отличие от нац. компаний, к-рые в своих операциях ограничены определенными странами и ставят во главу угла нац. интересы и политику. Точка зрения Госдепартамента США заключается в том, что хотя отдельные аспекты поведения ТНК по отношению к развиваю- щимся гос-вам и заслуживают критики, необходимо признать их положительный вклад в развитие международной торговли и ин- вестиций. Напротив, некоторые развивающиеся страны, по-види- мому, полагают, что отношения между ТНК и гос-вами, где они действуют, носят антагонистический характер, причем экон. мощь первых противостоит якобы уступающему ей политическому суве- ренитету вторых. Некоторые развивающиеся гос-ва полагают необ- ходимым изменить существующую систему т. о., чтобы усилить по- зиции, с к-рых они могли бы вести торг с ТНК, и увеличить их долю доходов от международных инвестиций. Политика Соединенных Штатов. Как указывает Госдепартамент США, позиция этой страны в течение длительного времени за- ключается в том, что наиболее эффективное приложение ресурсов обеспечивается открытой международной экон. системой, свобод- ной от вмешательства со стороны правительств. Поэтому принци- пиальный подход США к проблеме международных инвестиций предполагает, что правительство не поощряет импорт или экспорт капитала и не препятствует им: "Мы уважаем право каждой стра- ны определять климат, создаваемый ею для ин. инвестиций в пре- делах своих границ, хотя либеральный и стабильный климат в этом отношении, несомненно, способствует перетеканию капиталов и технологий в международном масштабе". Более того, Госдепартамент в своих политических рекомендациях подчеркивает, что Соединенные Штаты выступают за разработку принципов поведения как для правительств, так и для ТНК. Это позволило бы подтвердить положительные формы, найденные правительствами и компаниями в их деятельности, помочь нала- живанию взаимодействия между ними и ограничить односторон- нее вмешательство гос-ва в проблемы инвестирования. Кроме того, удалось бы смягчить конфликты, возникающие в этой сфере между правительствами, и тем самым способствовать упрочению либе- рального климата для международных прямых инвестиций. Соеди- ненные Штаты, как полагает Госдепартамент, могли бы поддержать основные принципы или Кодекс поведения для ТНК, к-рые но- сили бы добровольный характер, не были бы дискриминационны- ми в отношении ТНК в пользу чисто нац. предпринимательства, равномерно распределяли бы ответственность между правитель- ствами и ТНК, наконец, относились ко всем предприятиям неза- висимо от того, являются ли они частными, гос. или смешанными. Международная деятельность. Многие международные органи- зации уделяют внимание проблемам, связанным с деятельностью ТНК, но наиболее важная роль в этом отношении принадлежит Организации экон. сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций (ООН) и Международной организации труда. Организация экон. сотрудничества и развития (ОЭСР) разрабо- тала основные принципы деятельности ТНК в качестве части более широкой проблемы подхода к вопросам инвестирования. В июне 1976 г. министры стран, входящих в ОЭСР, подписали Декларацию о международных инвестициях и транснациональных компаниях, включавшую в себя следующие элементы: 1. Подтверждение позиции стран - членов ОЭСР, заключающей- ся в том, что либеральный международный инвестиционный климат совпадает с их общими интересами. 2. Договоренность о том, что страны - члены ОЭСР будут прак- тиковать равный подход к предприятиям, контролируемым ин. и нац. капиталом. 3. Решение осуществлять взаимное сотрудничество с целью из- бегать ситуаций, когда одни страны привлекали или отверга- ли бы те или иные ин. вложения в ущерб др. гос-вам. 4. Добровольное принятие некоторых принципов добропорядоч- ного ведения деловых операций, к-рые министры коллектив- но рекомендовали ТНК, действующим на территории их стран. 5. Договоренность о взаимных консультациях по каждому из вышеперечисленных пунктов. ОЭСР периодически официально рассматривает принципы по- ведения, рекомендованные ТНК, и др. пункты декларации с точ- ки зрения внесения возможных изменений. Комитет ОЭСР по меж- дународным инвестициям и транснациональным корпорациям и Совет министров стран - членов этой организации в июне 1979 г. вновь обсудил и подтвердил указанные принципы. В рамках ООН этими проблемами занимаются преимуществен- но Комиссия по транснациональным корпорациям и связанный с нею Центр по вопросам ТНК. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала 22 апреля 1980 г. совместно со- гласованные Справедливые принципы и правила контроля над ограничительной деловой практикой. Комиссия ЮНКТАД по транснациональным корпорациям через свою Рабочую межправи- тельственную группу по кодексу поведения для ТНК провела се- рию переговоров, имевших целью претворить в жизнь предлагав- шийся ею Кодекс для ТНК. Политика Соединенных Штатов со- стояла в том, что в этом кодексе недостаточно ясно обозначен его добровольный характер (как этого требуют принципы ОЭСР), в нем нет многих важных определений, а остальные не всегда достаточ- но четки, и отсутствует пункт о недопущении дискриминации при применении этого кодекса. Последнее соображение высказыва- лось, в частности, представителями социалистических гос-в, на- стаивавших на том, что кодекс должен распространяться и на пред- приятия, находящиеся в собственности или под контролем гос-ва. Международная организация труда (МОТ), по мнению Гос- департамента США, достигла, подобно ОЭСР, значительного про- гресса, что выразилось в "Тройственной декларации о принципах", касающейся ТНК и социальной политики. Работа над деклараци- ей была завершена в апреле 1977 г., и в том же месяце она была одобрена Трехсторонним консультативным комитетом, за чем по- 675КОРПОРАЦИЯ следовало ее утверждение Административным советом МОТ в ноябре 1977 г. Декларация последовательно защищает право на объединение в союзы и право на равное обращение со стороны ра- ботодателей, а также включает в себя некоторые из принципов, провозглашенных ОЭСР. Вслед за этим США вступили в МОТ и впоследствии выступали за включение этой декларации в вырабо- танный ООН кодекс с тем, чтобы она применялась в подходе к во- просам занятости и отношений на производстве. Противозаконные выплаты. Проблема противозаконных выплат играет немалую роль в спорах по поводу деятельности ТНК. В Соеди- ненных Штатах Закон о внешней коррупции 1977 г. ввел строгие юр. ограничения в отношении всех противозаконных платежей в связи с операциями в области международной торговли и инвести- ций. По инициативе США Экон. и социальный совет ООН в авгу- сте 1976 г. создал группу экспертов для разработки соответствую- щего международного соглашения (Специальная рабочая межпра- вительственная группа по проблеме злоупотреблений). Декларация ОЭСР также содержала упоминание о взяточниче- стве "или др. недостойных способах прямого или косвенного из- влечения выгоды лицами, занимающими гос. должности", в связи с международной торговлей или инвестициями. Международная торговая палата, частная организация предпринимателей, 29 нояб- ря 1979 г. также приняла документ "Вымогательство и взяточниче- ство в деловых операциях", предложив свои "Правила поведения в интересах борьбы против вымогательства и взяточничества". Резюме. Дебаты относительно роли и практической деятельно- сти ТНК стали в последнее время значительно менее ожесточен- ными. Развивающиеся гос-ва, в т. ч. и новые индустриальные стра- ны (НИС), сами создают ТНК, примерами к-рых могут служить фирмы, основанные ОПЕК (Organization Petroleum Exporting Countries - OPEC) в странах с низкими ставками налогообложения, а также в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Гонконге, Индии, Рес- публике Корея, Перу, на Филиппинах, в Сингапуре и на Тайване, с целью стимулирования экспорта и инвестирования капитала за рубежом. Т. о., хотя частные ТНК остаются весьма существенным фактором в мировой торговле и инвестициях, их восприятие в качестве так называемой угрозы суверенитету принимающих стран уступило место разумным ограничениям, а заодно стал более уме- ренным и фаворитизм в отношении нац. фирм. После второй мировой войны масштабы деятельности ТНК су- щественно возросли, более совершенными стали ее методы и она приобрела новые формы. Теперь фирмы очень часто делают пря- мые инвестиции в полный производственный цикл в др. стране вместо того, чтобы приобретать там ресурсы или продавать гото- вые изделия. Многие компании стали корпорациями мирового масштаба, действуя одновременно в ряде стран и контролируя все фазы производства и сбыта - от добычи сырья и изготовления про- дукции до маркетинга и доставки товаров потребителям в любую точку света. Эволюция функций ТНК значительно усилила взаимосвязь стран в экон. и политической областях. В большинстве случаев ТНК пользуются свободой в том, что касается поиска возможностей из- влечения прибыли и размещения своих ресурсов за пределами гос. границ. Т. о., в их власти делать займы на рынке капиталов в од- ной стране для финансирования расширения своей деятельности в др. или перебрасывать продукцию и рабочую силу из одной до- черней компании в другую. В погоне за прибылью, осуществляемой во всемирном масшта- бе, ТНК нередко выступают вразрез с целями тех гос-в, где они действуют. Иногда эти страны хотят, чтобы действующие на их тер- ритории ТНК производили здесь более значительную часть своей продукции, использовали больше местной рабочей силы и больше экспортировали. В то же время эти требования могут противоре- чить глобальной стратегии данной корпорации, направленной на получение наибольшей прибыли. В таких случаях возникает поли- тическая напряженность, и нац. гос-ва порой устанавливают опре- деленную степень контроля за деятельностью ТНК. И все же, не- смотря на эти неизбежные осложнения, ТНК стали важной силой, способствующей глобальной экон. интеграции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОРПОРАЦИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ (ТНК)» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»