Основной характеристикой, отличающей К.х. от др. промышленных и коммерческих фирм, является то, что служба коммунальных услуг монопольно обслуживает свою территорию. Такая привилегия обычно предоставляется в связи с крупными капитальными вложениями, необходимыми для оказания соответ- ствующих услуг. К.х. жестко регулируется федеральными и штат- ными властями для обеспечения добросовестных взаимоотношений между коммунальной сферой и обслуживаемым ею населением. Следующие федеральные агентства уполномочены регулировать сферу К.х.: Федеральная комиссия по регулированию энергетики (ФКРЭ) - электричество, газ, нефть. До 1977 г. этим регулированием за- нималась Федеральная энергетическая комиссия. ФКРЭ яв- ляется независимым ведомством в Департаменте энергетики. Комиссия по атомной энергии (КАЭ) - ядерное топливо. Федеральная комиссия по связи (ФКС) - телефонные сети. Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) - холдинговые компании в К.х. и все коммунальные службы, находящиеся в гос. собственности. Штаты создали комиссии по коммунальным услугам для регу- лирования этой деятельности на своей территории. Как правило, регулирующие органы имеют право: 1) определять зоны деятель- ности; 2) фиксировать тарифы на коммунальные услуги; 3) уста- навливать политику в области бухучета и отчетности и вводить унифицированный план счетов; 4) разрабатывать правила, соот- ветствующие пункту 3); 5) рассматривать жалобы пользователей; 6) предписывать методы эксплуатации коммунальных систем. Нац. ассоциация представителей регулирующих ведомств по коммуналь- ным услугам издает рекомендации в области регулирования. В процессе формирования тарифов составляется ряд тарифных схем, согласно к-рым поставщики коммунальных услуг могут взи- мать различную плату в зависимости от категории с потребителей: промышленности, коммерческих фирм и населения. Внутри каж- дой категории обычно устанавливаются дополнительные группы в зависимости от объема потребляемых услуг, времени или частоты обслуживания. Тарифы обычно разрабатываются с таким расчетом, чтобы гарантировать компаниям коммунальных услуг компенса- цию издержек, связанных с текущей деятельностью, замену и усо- вершенствование оборудования, выплачивать проценты по креди- там и обеспечивать разумную прибыль инвесторам. Крупнейшим сектором К.х. являются компании электроснабже- ния. С начала века производство электроэнергии удваивалось каж- дые десять лет. В 1980 г. мощность электроэнергетики выросла до значений, превышающих 600 тыс. мВт; по существующим прогно- зам она превзойдет уровень 800 тыс. мВт еще до 2000 г. Сначала электричество использовалось для освещения, однако деятельность компаний, поставляющих электроэнергию для др. объектов, включая электроприборы, кондиционеры, а также про- мышленное и коммерческое оборудование, оказалась настолько успешной, что ночное потребление электроэнергии теперь ниже дневного, а летний уровень потребления различных коммунальных услуг является самым высоким в году. Первой электрической компанией, внедрившей лампы накали- вания, была Компания электрического освещения Эдисона в Нью- Йорке, образованная в 1880 г. и начавшая коммерческое обслужива- ние населения в 1882 г. с энергетической нагрузкой порядка 10 кВт и 85 клиентами. Эта компания была предшественницей настоящей мощной электроиндустрии. С первоначальным развитием отрасли оказалась связанной не только эдисоновская лампа накаливания, но также вся система выработки электроэнергии, распределитель- ных линий, счетчиков и др. оборудования. На протяжении после- дующих двух поколений электричество почти полностью замени- ло газ в осветительных приборах в домах и на улице. Газ после некоторого подготовительного периода вновь появился в домах как ценное топливо для обогрева и приготовления пищи, а также в виде природного газа или различных его смесей в промышленном про- изводстве (см. ГАЗ). Вначале история фин. экспансии первых компаний Эдисона в стране протекала примерно одинаково, при этом первоначальный капитал предоставляли местные жители путем подписки на акции. Рост этого бизнеса был столь бурным, что вскоре потребовалось дополнительное финансирование, и фин. проблемы отрасли сохра- няются по сей день. Первоначальный капитал Нью-Йоркской компании в 1 млн дол. пришлось за пять лет увеличить на 150%, и к 1887 г. он составил уже 25 млн дол., а затем удвоился к 1890 г. Следующей важной фазой развития отрасли было объединение малых компаний в более крупные эксплуатационные компании. Напр., в августе 1892 г. компания электрического освещения Бру- та, а также компания электроосвещения и энергии Томсона Хью- стона в Буффало объединились, образовав Генеральную электри- ческую компанию Буффало, обслуживающую весь город Буффа- ло. В 1907 г. Чикагская компания Эдисона и Электрическая компания штата объединились, образовав Эдисоновскую компа- нию штата. В мае 1901 г. в Нью-Йорке Эдисоновская компания электрического освещения объединилась с Нью-Йоркской компа- нией газового и электрического освещения и теплового и энерге- тического снабжения, образовав Нью-Йоркскую Эдисоновскую компанию, в свою очередь ставшую предшественницей Объеди- ненной Эдисоновской компании. Во второй половине 20-х гг. холдинговые компании в основном использовались как механизм для приобретения долей участия в действующих компаниях как К.х., так и некоммунальной сферы, породив большое число разнородных систем, часто разбросанных по территории всей страны. Великая депрессия начала 30-х гг. вскрыла структурную слабость таких систем: сверхкапитализиро- ванных, перенасыщенных холдинговыми компаниями, с чрезмер- ной долей заемных средств, способствующих злоупотреблениям со стороны холдинговых компаний по отношению к эксплуатацион- ным компаниям, страдавших от высоких постоянных издержек и снижения доходности. Последующее принятие ЗАКОНА о холдинго- вых КОМПАНИЯХ в КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 1935 г., принудительное физическое объединение имущества и упрощение структуры хол- динговых компаний привели к резкой реорганизации отрасли под надзором КЦББ. С 15 июня 1958 г. по 30 июня 1959 г. 2064 холдин- говых или смешанных эксплуатационно-холдинговых компаний, согласно этому закону, были либо освобождены от контроля со стороны регулирующих органов, либо прекратили свое существо- вание как отдельные корпорации в соответствии с реорганизация- ми, одобренными либо инициированными КЦББ после соответ- ствующего уведомления и слушаний. Несмотря на жесткость мер, принимаемых в ходе перестройки, она бесспорно укрепила отрасль, обеспечив ее дальнейший рост. Состояние регулирования. Отчет начальника Главного конт- рольно-фин. управления США (Электроэнергия: современные во- просы и роль федеральной администрации в надзоре и регулирова- нии) точно отразил изменения в электроэнергетике на протяжении 60-х и 70-х гг. С момента возникновения и до 60-х гг. отрасль непрерывно раз- вивалась, отвечая растущим запросам рынка и возрастающим по- требностям в электроэнергии. Рост производства электроэнергии в целом соответствовал темпам общего экон. роста. За немногими 638КОММУНИЗМ исключениями, спрос на электроэнергию рос каждый год и удваи- вался примерно каждые 10 лет. Сооружение меньшего числа более мощных электростанций привело к созданию высокоцентрализо- ванных энергосистем, снижению стоимости производства едини- цы электроэнергии и тарифов для потребителей. На протяжении этого периода развития отрасль характеризовалась непрерывным ростом продаж и производства электроэнергии, ориентацией планов построения электростанций на стоимостные издержки, неограни- ченными поставками топлива и слабой озабоченностью обществен- ности степенью воздействия новых производственных мощностей на природу и общество. Регулирование, касающееся приемлемости тарифов на электро- энергию, воздействия на окружающую среду и др. факторов, ока- зывало весьма умеренное влияние на рост отрасли. В течение многих лет рост производительности с избытком оправдывал из- держки на расширение производства, поэтому у отрасли имелась возможность повышать качество обслуживания при стабильных или снижающихся тарифах, что вело к минимизации конфликтов с регулирующими органами и потребителями. Процесс регулиро- вания по отношению к электроэнергии был относительно простым и результаты обсуждения тарифов или планов расширения произ- водства электроэнергии были в значительной степени предсказуе- мыми. Случаи противодействия политике и планам электрических компаний были редки. К несчастью, для поставщиков электроэнергии и ее потребите- лей эти условия резко изменились. В конце шестидесятых и на про- тяжении 70-х гг. ряд произошедших перемен поколебали стабиль- ность работы коммунальных компаний. Изменение общественных интересов и реакции общественности на перебои в снабжении электроэнергией привлекли общенациональное внимание к про- блемам электроэнергетики. Надежность обслуживания стала пред- метом общенационального обсуждения так же, как и воздействие производства и передачи электроэнергии на окружающую среду. Нефтяное эмбарго 1973 г. и последующий рост цен вместе с бы- строрастущими затратами на строительство электростанций и уве- личением его сроков, а также возросшая озабоченность воздействием на окружающую среду больших электростанций резко изменили сложившийся облик отрасли. Розничные тарифы на электроэнер- гию удвоились на протяжении 1973-1979 гг. Возросшие потреби- тельские цены, экон. спады и возникновение консервативных тен- денций в обществе замедлили рост спроса на электричество. Внутренняя продажа электроэнергии с 1973 г. возрастала прибли- зительно на 3% в год по сравнению с 8% в год за период с 1950 до 1970 гг. Неожиданное снижение роста спроса привело к возникно- вению у некоторых электрических компаний избытка электро- производящих мощностей и противодействию со стороны обще- ственности строительству новых станций. Некоторые компании сталкивались с аналогичными проблемами и на протяжении 80-х гг., когда должны были вступить в строй новые электростанции. 70-е гг. характеризовались также значительными изменениями в обстановке, связанной с регулированием. Чиновники федераль- ного уровня и уровня штатов стали более активными в представ- лении общественных интересов в управляющих органах электри- ческих компаний. К этому времени перестала быть очевидной не- обходимость строить новые электростанции для удовлетворения будущего роста спроса на электроэнергию, как это следовало из прогнозов этих компаний. Представители регулирующих органов в некоторых случаях ста- ли внимательно анализировать прогнозы электрокомпаний и тре- бовать доказательств того, что новые электростанции экономиче- ски оправданы, приемлемы с точки зрения общественности и их воздействия на окружающую среду и способны ослабить зависи- мость страны от импорта топлива. Обеспокоенность неспособностью атомной энергии служить безопасным и экономичным источником электроэнергии росла на протяжении 10 лет. Однако аварийное происшествие в марте 1979 г. на атомной электростанции Тримайл-Айленд в Пенсильвании обо- стрило понимание общественностью потенциальной опасности атомной энергии. Реакция рынка капиталов и появление новых требований по регулированию деятельности отрасли, отражающих эту озабоченность, безусловно, стимулируют повышение цен и могут привести к новым тяжелым временам для ядерных электро- станций. Вследствие этих и др. перемен в последнее время отношение общественности к К.х. неожиданно изменилось от преимуществен- но дружественного к скептическому, преодоление к-рого предста- вители этой отрасли называют главной ее проблемой. Требования к капиталу. Производство электроэнергии является в США наиболее капиталоемким. Требования к капиталу, по всей видимости, в будущем возрастут, поскольку рост строительных за- трат ведет к существенному росту цен для новых установок. Сле- дует ожидать и изменения требований к проектированию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»