Ценность или состав учетной информации, делающие ее полезной. В заявлении Совета по стан- дартам фин. отчетности о принципах фин. отчетности № 2 "Ка- чественные характеристики учетной информации" приводится обсуждение качественных характеристик, делающих учетную ин- формацию полезной. Ключевые понятия приводятся ниже. Пред- лагаемая схема дает представление о том, что называется иерар- хией ценностей учетной информации. Определения: Качественные характеристики учетной информации Доступность (Understandability). Качество информации, дающее возможность пользователям понять ее значение. Истинность отображения (Representationalfaithfulness). Соответ- ствие между показателем или описанием и реальным явлением, к-рое оно стремится отразить (иногда называют достоверно- стью). Консерватизм (Conservatism). Осторожная и благоразумная реак- ция на неопределенность с целью гарантировать адекватность оценки неопределенности и рисков, присущих данной предпри- нимательской деятельности. Надежность (Reliability). Качество информации, обеспечивающее уверенность в разумности ее допущений в отношении ошибок и тенденциозности, а также истинности намерений представить все в неискаженном виде. Нейтральность (Neutrality). Отсутствие в ответной информации пристрастности, направленной на достижение заранее опреде- ленного результата или побуждение избрать определенный спо- соб поведения. Полнота (Completeness). Включение в отчетную информацию лю- бого материала, к-рый необходим для истинного отражения дан- ного явления. Последовательность (Consistency). Соответствие из периода в пе- риод неизменяемой политике и правилам. Предсказуемость (Predictive value). Качество информации, позво- ляющее пользователям увеличить вероятность точности предска- зания результата событий в прошлом или настоящем. Проверяемость (Verifiability). Способность через проверку согла- сованности показателей убедиться, что информация отражает то, что она намерена отразить, или что избранный метод оценки ис- пользован без ошибок и предвзятости. Своевременность (Timeliness). Получение необходимой для приня- тия решений информации до того, как она потеряет свою спо- собность влиять на них. Сравнимость (Comparability). Качество информации, дающее пользователям возможность выявить сходства или различия меж- ду двумя рядами экон. явлений. Существенность (Materiality). Степень важности разного рода опу- щений или погрешностей учетной информации, к-рая с учетом окружающей среды делает возможным влияние этих опущений или погрешностей на выводы и суждения полагающихся на эту информацию лиц. Тенденциозность (Bias). Тенденциозность в измерениях представ- ляет собой тенденцию показателя систематически отклоняться в одну сторону больше, чем в др., вместо того, чтобы равномер- но колебаться в обе стороны. Тенденциозность в отношении по- казателей учета и отчетности означает устойчивую тенденцию к завышенным или заниженным величинам. Уместность (Relevance). Способность информации повлиять на принятие решения или его изменение, способствуя нахождению пользователем верной формы прогнозирования результатов со- бытий в прошлом, настоящем и будущем или же подтвердить или скорректировать прежние ожидания. Ценность обратной связи (Feedback value). Качество информации, позволяющее пользователям подтверждать или корректировать прежние предположения. Источник: FASB, Accounting Standards: Statement of Financial Accounting Concepts 1-6. McGraw-Hill Book Company, New York, N.Y., 1986. Иерархический порядок используется для демонстрации опре- деленных связей между качественными характеристиками. Он по- казывает наиболее важную информацию с точки зрения принятия решений. Наиболее существенными следует назвать уместность и надежность учетной информации. Если эти два качества отсут- ствуют, то информация не может быть полезной. Чтобы быть уместной, она должна быть своевременной, а также иметь пред- сказуемость и обладать ценностью обратной связи. Чтобы быть на- дежной, информация должна обладать истинностью отображения, а также быть проверяемой и нейтральной. Сравнимость, включая последовательность, является вторичным качеством, взаимодей- ствующим с уместностью и надежностью, и также вносит вклад в повышение общего уровня полезности информации. На схеме показаны два ограничения: "выгоды должны превышать издержки" и "существенность". Для того, чтобы информация была полезной и стоила расходов на ее получение, выгоды, ею прино- симые, должны перекрывать связанные с ней издержки. Все вы- шеописанные качества подчиняются требованию порога суще- ственности. Существенность означает, повлияет ли допущенная степень опущения деталей или возможных погрешностей в учет- ной информации на суждения благоразумного пользователя, по- лагающегося на эту информацию. Информация, представленная в фин. отчетности, должна быть доступной тем, кто разбирается в экон. и предпринимательской деятельности и желает достаточно внимательно изучить эту инфор- мацию. Иерархия качественных характеристик вовсе не означает их ран- жирования. Если информация должна быть полезной, все эти ха- рактеристики должны присутствовать хотя бы в минимальной сте- пени. При определенных обстоятельствах в отдельные моменты возможен конфликт между качествами информации (в этом слу- чае часто необходим или приемлем компромисс между ними). Напр., весьма уместная информация окажется трудной для пони- мания, или легко воспринимаемая информация может оказаться не вполне уместной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»