Соглашение между независимыми принад- лежащими разным владельцам компаниями какой-либо отрасли производства или торговли, заключаемое с целью договора между собой по некоторым аспектам конкуренции. Картельные соглаше- ния обычно используются для установления цен, рационализации производства и поддержания т. о. цен на перенасыщенном вслед- ствие избыточного производства товаров рынке, а также для раз- дела рынка сбыта. Во многих регионах мира К. использовались для содействия экспорту. Картельное соглашение может быть обяза- тельным для компаний-членов с применением штрафов за нару- шения. В США К. запрещены законом, по крайней мере по вопросам ценообразования, на том основании, что они не способствуют эф- фективности рынка. Слово "cartel" - англизированная форма не- мецкого термина "kartell", к-рый близок, если не идентичен, по значению амер. "industrial combination" (промышленное монопо- листическое объединение) или "trust" (траст). До первой мировой войны создание К. в Германии шло высокими темпами. Несмотря на обстановку, сложившуюся в этой стране, созданию картельных объединений в Германии способствовало законодательство. Цель поддержки германского картельного движения заключалась в уве- личении экспорта. Развивая дешевое и эффективное массовое производство готовой продукции, К. часто могли продавать ее де- шевле, чем их ин. конкуренты. Хотя К. был довольно хорошо известным экон. явлением в Ев- ропе и до первой мировой войны, но, возобновив свою деятель- ность с новым размахом в послевоенные годы, картельное движе- ние, в сочетании с равной ему по значимости тенденцией к слия- нию и объединению промышленных компаний, стало фактором огромной экон. важности. Американец склонен рассматривать ев- ропейский К. с точки зрения его возможного влияния на амер. тор- говлю. В глазах же европейца К. были прежде всего путем к вос- становлению промышленности на континенте и только во вторую очередь - средством проникновения на внешние рынки, занятые другими. Большой слабостью европейской промышленности было несо- ответствие между производственными возможностями и потреб- лением. В целом промышленность в Европе была хорошо оснаще- на отчасти благодаря стимулу, существовавшему в годы войны. Однако задавленное чрезмерными налогами и обнищавшее насе- ление не обеспечивало адекватного рынка. К. были продуктом мас- сового производства, и его задачей было ограничение конкурен-КАРТОТЕКА ВЕКСЕЛЕЙ СРОЧНАЯ ции. Сделать это он мог тремя способами: путем раздела рынков сбыта, установления цен на товары или фактического ограничения производства. Чтобы международный К. был эффективным, необ- ходима высокая степень организации промышленного производ- ства в странах, представленных в К. Поэтому в Европе наблюда- лась ярко выраженная тенденция к росту крупных монополисти- ческих корпораций. В основном это происходило в отраслях промышленности, свя- занных с производством сырьевых материалов или использованием патентов на сырьевые материалы (химические продукты), т. е. с те- ми производствами, к-рые естественным образом вписывались в систему строгого контроля в рамках объединения компаний. Большинство крупных корпораций Европы занимали ведущее положение в одной из этих двух областей, напр., компания Ферай- нигте Штальверке (Vereinigte Stahlwerke) (объединение сталелитей- ных заводов) в Германии, занимавшая второе место в мире и кон- тролировавшая 50% производства стали в Германии; И. Г. Фирбен- индустри (I. G. Farbenindustrie), одна из крупнейших корпораций мира, выпускавшая широкий ассортимент продукции, главным образом химической; Кортаулдз Инк. (Courtaulds, Inc.) в Велико- британии в производстве вискозы; Империал Кемикалз Лтд. (Imperial Chemicals Ltd.); Алюминьо Франсэз (Aluminum Francaise) во Франции. Мировое производство алюминия почти полностью контролировалось одной амер. компанией, одной британской, одной французской и одним германским гос. предприятием. Эти примеры свидетельствуют, что в подобных отраслях промышлен- ности господствуют одна-две компании, контролирующие соответ- ствующее производство в своей стране. Наличие таких организаций в отдельных странах стало базой для заключения картельных соглашений между целыми отраслями про- мышленности разных стран. По существующим оценкам, к нача- лу второй мировой войны более 200 международных К. контроли- ровали свыше 30% международной торговли, в частности каучуком, оловом, сталью, химическими продуктами и хинином. Большинство из этих К. были связаны с производством какого-то сырьевого материала, как, напр., стали или химического продук- та, на к-рый требовался патент, как, напр., линолеум и вискоза. Германия была членом практически каждого из этих картельных объединений, в то время как США входили лишь в отдельные К., преследуя, очевидно, главным образом одну цель - развитие внеш- ней торговли. Доминирующее положение Германии в картельном движении соответствовало огромному превосходству, к-рое эта страна имела на Европейском континенте в области промышленного развития, а также было связано с упомянутой тенденцией к слиянию про- мышленных предприятий. Ни в одной стране мира промышлен- ность не была так высоко организована и не контролировалась так строго, как в Германии. Франция, Бельгия и Швейцария следова- ли примеру Германии, хотя им и не хватало такой же высокой сте- пени организации промышленного производства. Великобритания также была участницей картельных соглашений континентальной Европы. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН - ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) является ярким примером современного К. Многие страны - крупные экспортеры нефти участвуют в ОПЕК. К. пытается установить единую миро- вую цену на экспортируемую нефть, к-рая поддерживалась бы по- средством экспортных квот, определяемых для его членов. Интересно также отметить: 1. Закон о К., принятый в Западной Германии в 1957 г., в соот- ветствии с к-рым было создано Управление по К. (Cartel Authority), обязанностью к-рого было лицензировать К. и осу- ществлять над ними контроль в целях предупреждения воз- можных злоупотреблений; в Федеральном картельном управ- лении был создан Картельный регистр для регистрации всех К., за исключением получивших лицензию в качестве "чисто экспортных картелей"; были отменены ранее существовавшие законы о К., включая Указ о контроле над ценами от 23 нояб- ря 1940 г. и законы о декартелизации, изданные оккупацион- ными властями. Для концепции, лежащей в основе закона, характерно, что федеральный министр экономики, независи- мо от Управления по К., может разрешить создание любого К., если интересы всеобщего благосостояния, в силу чрезвы- чайной необходимости, потребуют ограничения конкуренции. 2. Английские антитрестовские законы (Закон о монополиях и ограничительной их деятельности (обследование и контроль) 1948 г., исправленный в 1956 г., и Закон об ограничениях в торговле 1956 г.), в соответствии с к-рыми была создана Ко- миссия по монополиям, наделенная полномочием проводить по заданию Министерства торговли расследование и давать рекомендации по законодательству, а также суд по рассмот- рению ограничительной деятельности, в к-ром, в соответствии с приоритетами, установленными Министерством торговли, регистратор ограничительных торговых соглашений может возбудить дело по зарегистрированным торговым соглашениям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАРТЕЛЬ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»