Кредиты, предоставляемые Соединенными Штатами странам-союзникам на военные нужды. Первая мировая война. По данным доклада Госдепартамента, первоначальная задолженность Соединенным Штатам после пер- вой мировой войны составляла всего 12,4 млрд дол.; к апрелю 1979 г. непогашенные долги и проценты превысили 28 млрд дол. Эти долги представляют собой особую проблему. Правительства большинства стран-должников не отрицают законность долгов, но заявляют, что их погашение зависит от получения ими репараций от Германии в связи с первой мировой войной. Лондонское согла- шение по внешним долгам Германии 1953 г., ратифицированное Сенатом США и имеющее статус договора, отсрочило решение по правительственным претензиям к Германии, связанным с войной, "до полного и окончательного урегулирования этой проблемы". Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обя- зательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репара- ционными претензиями к Германии, такая связь является реаль- ностью. Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхс- марок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Сое- диненным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга спо- собствовало репарационным выплатам Германией др. странам- союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало вы- платам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одного- дичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Ло- заннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке меж- дународных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. 13 апреля 1934 г. вступил в силу Закон Джонсона о невыполне- нии обязательств по В.д., запрещавший фин. операции с правитель- ствами любых зарубежных стран, не осуществляющих платежи по своим В.д. 10 марта 1941 г. был утвержден Закон о ленд-лизе, в соответствии с к-рым в последующие годы предоставлялась основ- ная часть военных кредитов на нужды второй мировой войны. Общая современная ситуация. Согласно докладу Госдепартамен- та от апреля 1979 г., на 30 сентября 1978 г. требования Соединен- ных Штатов, включая долги, связанные с первой мировой войной, составляют 45,7 млрд дол. Среди основных направлений форми- рования этого долга можно указать следующие: 1. Поставки военных материалов США союзникам во время вто- рой мировой войны. 2. Затраты на восстановления в Европе после второй мировой войны. 3. Поставки излишков продовольственных товаров развиваю- щимся странам. 4. Кредиты в рамках помощи развивающимся странам. 5. Кредиты ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОГО БАНКА, направленные на под- держку экспорта США. Примерно 54% долга приходилось на страны, не экспортирую- щие нефть; 25% - на западные индустриальные страны (включая Грецию и Турцию); 9% - на Израиль; 7% - на членов Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК); примерно 5% - на СССР (быв- ший) и страны Восточной Европы. 18,4 млрд дол. (более 40%) долга приходится на шесть стран: Израиль - 4,2 млрд дол.; Индию - 3,5 млрд дол.; Великобританию - 3,2 млрд дол.; Пакистан - 2,6 млрд дол.; Корею - 2,5 млрд дол.; Бразилию - 2,4 млрд дол. Семь др. стран - Индонезия, Турция, Египет, СССР (бывший), Тайвань, Испания и Чили - должны США более 1 млрд дол. каждая. На 30 сентября 1978 г. задолженность 13 стран - членов ОПЕК правительству США по долгосрочным кредитам составила 3,3 млрд дол. Из этой суммы почти 60% приходится на долю Индонезии. При доходе на душу населения 415 дол. (1981 г.) эта страна про- должает получать помощь в виде концессии. Выплата основного долга и процентов странами - членами ОПЕК осуществлялась свое- временно, за исключением 37 млн дол. долга Ирана. Сумма про- сроченных обязательств Ирана за 1945 и 1948 гг., включая два соглашения о собственности, превышающей установленные лими- ты, подписанные в эти годы (с 1975 г. увязанные Ираном с фин. урегулированием претензий к США в связи с разрушением иран- ских ж. д. войсками союзников во время второй мировой войны), составляла относительно небольшую величину по сравнению с пре- тензиями к Ирану со стороны США и амер. граждан, к-рые, одна- ко, стали предметом рассмотрения Трибунала по разбору взаимных притязаний Ирана и США; в 1982 г. это рассмотрение, а также пе- реговоры о захвате заложников и связанных с этим проблемах еще не были завершены. Долгосрочная задолженность СССР (по основному долгу) со- ставляла 1,1 млрд дол.: 443 млн дол. приходилось по кредитам Экс- портно-импортного банка, направленным на поддержание экспор- та США, а остальная сумма - по соглашению 1972 г. между США и СССР по ЛЕНД-ЛИЗУ. В соответствии с этим договором, СССР осу- ществил три безоговорочных платежа на сумму 48 млн дол. Пога- шение оставшихся обязательств по ленд-лизу в сумме 674 млн дол. 334было увязано с предоставлением США режима наибольшего бла- гоприятствования по экспорту из СССР в соответствии с Торго- вым соглашением 1972 г. между США и СССР, к-рое до 1982 г. в силу не вступило. По данным Госдепартамента США, кредитные учреждения США уделяют должное внимание защите прав США на возврат долгов, и большая часть долгов возвращается вовремя. Сумма погашенных долгосрочных кредитов (включая проценты), предоставленных с 1940 г., к апрелю 1979 г. превысила 50 млрд дол., а в 1978 фин. го- ду - примерно 4 млрд дол. Для сравнения: сумма невыплаченных долгов, включая основную сумму и проценты, просроченных на 90 дней и более, на 30 сентября 1978 г. составила 612 млн дол. По данным Госдепартамента, неплатежи могут быть обусловлены различными обстоятельствами, что осложняет процесс взимания долгов. Напр., примерно одна треть невозвращенных долгов свя- зана с претензиями материально-технического характера во время военного конфликта в Корее, справедливость к-рых до конца не выяснена. Другая треть приходится на долги Китая, Кубы, Кам- боджи и Вьетнама. Оставшаяся часть неплатежей распределена среди многих стран и является следствием многочисленных про- грамм займов и кредитов, осуществляемых различными учрежде- ниями США. По данным Госдепартамента, в большинстве случаев неплатежи связаны скорее с техническими проблемами, а не с со- знательным уклонением правительств зарубежных стран от упла- ты долгов. Законодательство, на основе к-рого осуществляются правитель- ственные программы кредитования, предусматривает возможность пересмотра условий погашения кредита, "поскольку изменившие- ся обстоятельства могут потребовать изменения сроков возврата кредитов". "Мы полагаем, - утверждается в докладе Госдепартамента, - что в исключительных ситуациях, требующих урегулирования долга в целях обеспечения его погашения, проблемы должны быть эффек- тивно и справедливо разрешены на многосторонней основе", по- скольку при этом все страны-кредиторы смогут разделить бремя любого урегулирования долга". "Не менее важно, - указывается также Госдепартаментом, - чтобы урегулирование долга было увя- зано с готовностью стран-должников осуществлять радикальные экон. программы для выравнивания своего платежного баланса". С 1956 г. было проведено ок. сорока многосторонних перегово- ров с участием 12 стран-должников, причем США участвовали в принятии большинства соглашений. Хотя в последнее время мно- гие страны столкнулись с серьезными экон. трудностями, сфера действия многосторонних переговоров по урегулированию долга остается незначительной. В апреле 1979 г. представители Госдепар- тамента сообщили, что за предыдущие три года было заключено пять многосторонних соглашений, причем США участвовали в со- глашениях, касающихся Заира, Турции и Перу. Резюме. Приведенные в докладе Госдепартамента США суммы задолженности правительству США связаны с экон. и военной по- мощью др. странам, за исключением долгов периода первой миро- вой войны. Совместное предоставление экон. и военной помощи отражает тесную взаимосвязь двух видов помощи во время второй мировой войны и в последующие годы "холодной" войны.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДОЛГИ ВОЕННЫЕ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»