Амер. Конституция (Статья I, разд. 8) безоговорочно возлагает на Конгресс право "...устанав- ливать единые законы по делам о Б. на всей территории США". Однако в течение длительного времени в стране не существовало сколько-нибудь постоянного федерального закона, поскольку пер- воначально федеральное законодательство в этой области было вре- менным и имело своей целью содействие урегулированию следую- щих депрессий. Первый закон о Б., принятый Конгрессом, был введен в действие в 1800 г. и отменен тремя годами позже. Его при- нятие было вызвано кризисом деловой активности, связанным с введением Англией и Францией ограничений на торговлю с Аме- рикой. Второй закон о Б., принятый в 1841 г., явился прямым ре- зультатом резкого упадка, возникшего после паники 1837 г. и про- должавшегося 18 месяцев. Следующий закон о Б. был введен в дей- ствие в 1867 г. и был отменен 11 лет спустя, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ (с ПОПРАВКАМИ) был принят в 1898 г., в отличие от сво- их предшественников он не был отменен, когда кризис, породив- ший его, миновал. Законодательство штатов применялось к отно- шениям по Б. постольку, поскольку отсутствовали соответствую- щие нормы федерального права. Однако поскольку федеральное право является преимущественным в этой области, дела о Б. рас- сматриваются исключительно федеральными окружными судами. С 1898 г. и вплоть до введения поправок в 1933 г. Нац. закон о Б. предусматривает только ликвидацию в качестве судебной защиты прав при Б.; в отсутствие правовых положений о реорганизации, о согласительных процедурах и о рассрочке долгов к подобным слу- чаям применялась процедура справедливого управления имуще- ством, являющимся предметом судебного спора, разработанная судами справедливости штатов. Вместе с тем указанная процедура управления имуществом требовала наличия вспомогательных кон- курсных управляющих имуществом в др. штатах. Никакое мини- мальное соотношение сил в пользу согласия на план реорганиза- ции не могло остановить расходящихся во мнении кредиторов, к-рым нужно было получить наличные суммы по своим искам по мере выполнения плана, что, как правило, сопровождается обра- щением взыскания на предмет залога и реализацией имущества должника. План реорганизации должен был разрабатываться спе- циальным комитетом по защите, поскольку это не входило в обя- занности конкурсного управляющего, к-рый не нес ответственно- сти за составление плана. Очень часто такие реорганизационные процедуры были мягкими, проводились под влиянием админис- Наиболее известные банкротства Год 1970 1982 1983 1985 1985 1987 1988 1989 1989 1989 1989 1990 Компания Пени Сетрал (Perm Central) Мэнвилл (Manville) Болдвин Юнайтед (Baldwin- United) Вилинг Питтсбург Стил (Wheeling- Pittsburg Steel) ЛТВ-Корп. (LTV Corp.) Тексако (Texaco) Файнэншл Корп. оф Америка (Financial Corp. of America) МКорп. (МСогр) Саутмарк (Southmark) Ломас Файнэншл (Lomas Financial) Америкэн Континентал (American Continental) Дрексел Бурнхэм Ламберт (Drexel Burnham Lambert) Год 1990 1990 1990 1990 1991 1991 1991 1991 1992 1992 1992 Компания Эллайд/Федерал (Allied/ Federal) Эймс Департмент Сторз (Ames Department Stores) Континентал Аирлайнз (Continental Airlines) Пан AM (Pan Am) Америка Вест Аирлайнз (America West Airlines) Орион Пикчерз (Orion Pictures) Максвелл Коммюни- кейшнз (Maxwell Communications) Картер Холи Хейл (Carter Hawley Hale) P. X. Мейсу (R. H. Macy) Цейл Корп. (Zale Corp.) T.B.A. (T.W.A.) Источник: Federal Deposit Insurance Corp. трации фирмы, что являлось результатом управления имуществом на основе дружественного соглашения, на условиях достигнутой ранее договоренности с кредиторами, действующими вне терри- тории штата, для обеспечения разнообразия гражданства в каче- стве основания для передачи дела в федеральный окружной суд в штате (к-рый, руководствуясь техническими преимуществами, применял в подобных делах доктрину штата). Справедливое управ- ление имуществом в настоящее время устарело в силу преимуществ использования различных видов реорганизации (санации) в каче- стве освобождения от уплаты долгов, к-рые были предусмотрены Законом о реформе процедур по Б. 1978 г. и предшествовавшими ему законами начиная с 1933 г. (включая Закон Чандлера 1938 г.). Неюридические, нестатутные средства выхода из фин. трудно- стей или Б. (продление кредита, компромиссное соглашение с кредиторами, управление комитетом кредиторов, распределение в пользу кредиторов) обладают основным преимуществом, позво- ляющим избежать затрат и проволочек, связанных с юр. процеду- рами, статутными или нестатутными. Трудность в отношении не- юридических, нестатутных средств заключается в необходимости 100-процентного согласия всех кредиторов на их применение. Кро- ме того, только при проведении мероприятий по Б. можно отбро- сить привилегии, выявить мошенничество и сокрытие активов, привлечь виновных к ответственности в рамках рассматриваемого дела, при этом должник может получить "приказ об освобождении от уплаты долгов", если суд определит таковое. Федеральный Закон о реформе процедур по банкротству 1978 г. Федеральный закон о реформе процедур по Б. 1978 г. (P. L. 95-598, 6 ноября 1978 г., вступил в силу с 1 октября 1979 г.) отменил Нац. закон о Б. 1898 г. с поправками и кодифицировал и ввел в действие федеральный Закон о Б. как Титул II Кодекса США, озаглавлен- ный "Б.". Явившись результатом всестороннего анализа и отчетов по предмету исследования, а также работы созданной Конгрессом Комиссии по разработке законодательства США по Б., закон внес кардинальные организационные, процедурные и материально-пра- вовые изменения в федеральное законодательство по Б. Фундаментальное организационное изменение создало основу для новой системы судов по делам о несостоятельности, обусло- вившей организацию в каждом федеральном юр. округе США суда по делам о несостоятельности в качестве составной части федераль- ного окружного суда и пользующегося исключительной юрисдик- 156БАНКРОТСТВО цией в отношении дел о Б. Однако закон пошел дальше, предоста- вив судьям по Б. в таких судах о несостоятельности обладать правом рассматривать и решать вопросы, "возникающие из дел о несостоя- тельности или связанных с ними". 28 июня 1982 г. Верховный суд США признал неконституционным (это решение вступало в силу после 4 октября 1982 г.) подобное право судей суда по делам о не- состоятельности решать вопросы по делу несостоятельных лиц, не связанные напрямую с процедурой по Б., в отношении несостоя- тельных лиц. Новый закон ввел ряд процедурных и материально-правовых из- менений в закон о Б., включая следующие. Заявление в суд об освобождении от уплаты долгов: в заявлении может испрашиваться ликвидация (глава 7) или реорганизация (глава 11). Подача заявления автоматически устанавливает соответ- ствующие действия против должника (новый термин, употребляе- мый вместо "банкрота"). Согласно главе 7, должником может быть лицо, если только оно не является следующим: 1) железной дорогой; 2) действующими внутри страны страховой компанией, банком, сберегательным банком, кооперативным банком, ссудосбере- гательной ассоциацией, ссудо-строительной ассоциацией, жи- лищной ассоциацией или кредитным союзом; 3) ин. страховой компанией, банком, сберегательным банком, кооперативным банком, ссудосберегательной ассоциацией, ссудно-строительной ассоциацией, жилищной ассоциацией, кредитным союзом, ведущими указанные дела в США. Только лицо, к-рое может быть должником в соответствии с гла- вой 7, за исключением акционера, товарного брокера или ж. д., может считаться должником на основании главы 11. Юр. лицо может считаться должником в соответствии с гла- вой 9, если, и только если, это лицо отвечает следующим требова- ниям: 1. Является муниципальной корпорацией. 2. Имеет общее разрешение являться должником в соответствии с этой главой по закону штата либо в соответствии с разреше- нием правительственного чиновника или организации, имею- щими право по закону штата давать разрешение такому лицу являться должником в соответствии с этой главой. 3. Является неплатежеспособным или не способным оплатить свои долги в срок их погашения. 4. Стремится осуществить план для урегулирования своих дол- гов. 5. а) Достигнуто согласие кредиторов, владеющих, по крайней мере, большинством предъявленных исков по каждому их классу, относительно намерения уменьшить собственный капитал в соответствии с планом в рамках судебной про- цедуры согласно соответствующей главе; или б) добросовестно вел переговоры с кредиторами и не смог за- ручиться согласием кредиторов, владеющих, по крайней мере, большинством предъявленных исков каждого клас- са, относительно намерения этого лица уменьшить соб- ственный капитал по плану в рамках судебной процедуры согласно соответствующей главе; или в) не способен вести переговоры с кредиторами, поскольку та- кие переговоры не имеют смысла; или г) разумно полагает, что кредитор может попытаться получить для себя преимущества. Должником в соответствии с главой 13 (урегулирование долгов частного лица с постоянным доходом) может быть только частное лицо с постоянным доходом, владеющее на день подачи заявления безусловными, четко определенными (оцененными), необеспечен- ными долговыми обязательствами на сумму менее 100000 дол. и безусловными, четко определенными (оцененными), обеспеченны- ми долговыми обязательствами на сумму менее 350000 дол.; или лицо с постоянным доходом и супруг(а) такого лица, за исключе- нием фондового или товарного брокеров, к-рые владеют на дату подачи заявления безусловными, четко определенными, необеспе- ченными долговыми обязательствами, а также безусловными, чет- ко определенными, обеспеченными долговыми обязательствами в размере, меньшем вышеуказанных сумм. В добровольном порядке производство по делу о Б. на основании какой-либо главы возбуж- дается путем самостоятельной подачи в суд по делам о несостоя- тельности заявления на основании соответствующей главы юр. лицом, к-рое может считаться должником на основании такой главы. В принудительном порядке производство по делу может быть возбуждено только на основании главы 7 или 11 и только против лица, не являющегося фермером или банковской, деловой либо торговой корпорацией, к-рое может быть должником по по- ложениям указанных глав. В принудительном порядке производ- ство по делу возбуждается путем подачи заявления в суд по делам о несостоятельности в соответствии с главой 7 или 11: 1. Двумя или более юр. лицами (определяемыми как лицо, владе- ние, траст или правительственное ведомство), каждое из к-рых либо имеет имущественное требование в отношении такого лица, к-рое не ограничено какими-либо условиями в отноше- нии обязательства, либо является опекуном по контракту, представляющим соответствующего заявителя, при условии, что все эти требования вместе составляют общую сумму, по крайней мере на 5000 дол. большую, чем стоимость любого предмета залога, обеспечивающего исполнение должником обязательств перед соответствующими заявителями. 2. В случае, если имеется менее 12 держателей исков, исключая любого служащего или инсайдера по отношению к указанно- му лицу, и любого получателя по трансферту, к-рый может быть оспорен на основании данного закона (см. ниже) одним или более из этих заявителей, к-рые владеют исками в сумме, по крайней мере, на 5000 дол. 3. Если такое лицо является товариществом: а) менее, чем всеми основными партнерами в таком товари- ществе; или б) если на основании закона было дано разрешение об осво- бождении от ответственности в отношении ко всем основ- ным партнерам в подобном товариществе, одним из основ- ных партнеров в товариществе, доверенным лицом такого основного партнера или держателем иска против указанно- го товарищества; или 4. Ин. представителем имущества в рамках процедуры, имеющей место за рубежом в отношении такого лица. Любое из приводимых ниже действий по банкротству, совершен- ных должником в течение четырех месяцев, предшествующих по- даче заявления, было исключено из обязательных предваритель- ных условий для подачи заявления, добровольного или принуди- тельного, при том, что прошение должно быть подано в течение четырех месяцев со дня совершения действия по Б. 1. Перевозка, перевод, сокрытие или удаление, а также допуще- ние сокрытия или удаления любой части имущества должни- ка с намерением создать помеху, отсрочить исполнение или обмануть своих кредиторов. В этом случае необязательно на- личие состояния неплатежеспособности. 2. Перевод в состояние неплатежеспособности любой части сво- его имущества одному или более из своих кредиторов с наме- рением дать преимущества этим кредиторам перед своими др. кредиторами. 3. Будучи несостоятельным, должник отдал или разрешил лю- бому кредитору удержать свое имущество за долги через су- дебное разбирательство, но не отказался и не передал своего права на имущество в течение 30 дней со дня принятия реше- ния или за 5 дней перед датой, назначенной для распродажи или другого распоряжения этим имуществом. 4. Сделал общее распоряжение в пользу кредиторов. В этом слу- чае состояние несостоятельности необязательно. 157БАНКРОТСТВО 5. Будучи неплатежеспособным или неспособным оплатить свои долги в срок, обеспечил, позволил или согласился доброволь- но или принудительно на назначение ликвидатора или опе- куна для опеки своего имущества. 6. Признал в письменной форме свою неспособность платить по своим долговым обязательствам в срок и свое желание быть признанным банкротом. Вместо ранее действовавших предварительных условий для по- дачи заявления о принудительном возбуждении процедуры Б., как указано выше, новый закон предусматривает разрешение на осво- бождение от обязательств для должника в рамках принудительной процедуры: 1) если должник в целом не выплачивает своих долгов в сроки их погашения; 2) если в течение 120 дней со дня подачи заявления был назначен хранитель (определяемый как ликвидатор или опекун над любым имуществом должника, назначаемый в рам- ках судебного разбирательства или же процедуры, не подпадающей под действие закона; управляющий конкурсной массой в соответ- ствии с общим распоряжением в пользу кредиторов должника; или доверенное лицо, управляющий по доверенности или агент, назна- ченный или уполномоченный распоряжаться имуществом долж- ника с целью принудительного исполнения права получения этого имущества за долги, или с целью общего управления таким иму- ществом в интересах кредиторов должника) по всей или большей части имущества должника. Преференции (преимущественные права). Действие полномочий опекуна по предотвращению любого перевода имущества должника на счет предшествующего долга в период его несостоятельности кредитору или в его пользу было сокращено с четырех месяцев, предшествующих подаче заявления по предыдущему законодатель- ству, до 90 дней, или на срок от 90 дней до одного года, если по- добный кредитор в момент передачи ему имущества являлся ин- сайдером и имел все разумные основания полагать, что должник был несостоятелен в момент такой передачи. Правило полного преимущества. Правило полного преимуще- ства, записанное в главе X Федерального закона о Б., было заме- нено соответствующим охранительным принципом в новом кодек- се о Б., к-рый позволяет кредиторам по обеспеченным застрахо- ванным обязательствам осуществить незамедлительную защиту через уполномоченных лиц их права получения имущества за дол- ги путем оплаты наличностью, переразмещения залоговых прав или др. методами, к-рые "приведут к превращению в деньги каждым лицом неоспоримого эквивалента доли этого лица в таком имуще- стве". Право зачета требований. Как и в бывшем Федеральном законе о Б., кредитор имеет право произвести зачет взаимного долга, к-рый кредитор должен должнику и к-рый был сделан до заведе- ния дела по иску такого кредитора против должника и к-рый имеется до начала разбирательства. Однако это право зачета тре- бований не может быть применено, если иск такого кредитора против должника был отклонен; или если такой иск был передан кредитору другим, не являющимся должником, юр. лицом: 1) после возбуждения производства по делу; или 2) по истечении 90 дней до даты подачи заявления в период несостоятельности должника; или если долг кредитора должнику был принят на себя кредито- ром по истечении 90 дней до даты подачи заявления в то время, пока должник был несостоятелен, с целью получения права зачета требований. Как и в случае с подвижными залогами по описи и де- биторской задолженности, зачеты также подлежат проверке по- средством теста на "улучшение положения". Если кредитор осуще- ствляет зачет взаимных требований в течение 90 дней до подачи прошения, кредитор должен передать доверенному лицу право на любое улучшение его положения. Подобный тест на "улучшение положения" не был включен в положения предыдущего Закона о Б. Исключения. Новый кодекс обеспечивает либерализованные ис- ключения для должников и позволяет им выбирать между исклю- чениями в соответствии с федеральным правом и исключениями, существующими в штатных законах. Однако кодекс также преду- сматривает, что штаты могут отказать своим жителям в праве вы- бора в пользу федеральных исключений, как это делали в свое время штаты Флорида, Виргиния и Нью-Йорк и вместо этого уре- зали либеральный подход к ограничениям с тем, чтобы свести до минимума относительную притягательность объявления Б.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БАНКРОТСТВО» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»