Основан в 1800 г. и по- лучил офиц. разрешение на деятельность в 1803 г., когда еще не су- Ь т в о в а л о никаких др. французских банков, Б.Ф. более века оставался крупнейшим коммерческим Б.Ф., к-рый не только вы- полнял функции Центрального банка страны, но и непосредствен- но обслуживал клиентов через широкую сеть отделений и контор. В настоящее время он не осуществляет операции с частной торго- во-промышленной клиентурой, хотя до сих пор сохраняет обшир- ную сеть отделений по всей Франции. Реорганизация французской банковской системы в 40-е гг. Для истории Франции, начиная со времен королевских гобеленовых мануфактур и производства фарфора и кончая концессиями в пользу торгового и промышленного развития, характерно тради- ционное вмешательство гос-ва в экономику страны. Кроме того, Франция установила контроль над предприятиями, создала гос. сектор. В 1936-1937 гг. правительство Народного фронта приступило к выполнению программы национализации, затрагивающей неко- торые отрасли по производству оружия и авиацию, а также остав- шихся частных ж. д. В конце второй мировой войны одним из первых законов временного правительства, возглавляемого гене- ралом де Голлем, были законы о национализации угольных шахт (ныне Шарбонаж де Франс (Charbonnages de France), автомобиль-БАНК ФРАНЦИИ ной компании "Рено", Мотер Гном-э-Роне (Moteurs Gnome-et- Rhon) (авиационные моторы, сейчас это СНЕКМА (SNECMA), Havas (пресса, путешествия и реклама) и воздушных аэролиний (в настоящее время Эйр Франс (Air France). В 1945-1946 гг. последовала национализация центрального бан- ка (Banque de France), четырех ведущих коммерческих банков (на мдолю приходилось в то время 55% депозитов), 34 страховых ком- паний (аккумулировавших 62% премий) и частных электрических и газовых компаний (в настоящее время - Электрисити де Франс и Газде Франс (Electricite de France and Gaz de France). Национали- зированные предприятия, за некоторым исключением, продолжа- ли функционировать как частные и остались составной частью кон- курентоспособного сектора французской экономики. В соответствии с Законодательством 1945 г., на основании к-рого был национализирован Б.Ф., а также четыре крупнейших депозит- ных банка - Креди Лионне (Credit Lyonnais), Сосьете Женераль (Societe Generale), Банк Насьональ Пур ле Коммерс э Л'Эндюстри и Комтуар Насьональ д'Эсконт де Пари (Banque Nationale pour le Commerce et Г Industrie, and Comptoir National d'Escompte de Paris) (два последние банка слились в середине 1966 г. в Банк Насьональ де Пари (Banque National de Pari), был также создан Нац. кредит- ный совет (the National Credit Council). В его состав входили министр финансов (в качестве президента совета), управляющий Б.Ф. (председательствовал в совете при от- сутствии министра финансов) и 43 члена - представители фин. учреждений, предпринимателей и профсоюзов. Совет, первона- чально задуманный как консультативный орган, постепенно стал органом, вырабатывающим ден.-кредитную политику. Считалось, что фактически через своего управляющего Б.Ф. мог играть веду- щую роль в разработке кредитной политики. Фактически это не означало, что министр финансов не мог играть более влиятельную роль в совете, а также не означало, что ден.-кредитная политика играла доминирующую роль в экон. политике страны. В действи- тельности ден.-кредитная политика была подчинена бюдж. поли- тике и рассчитана на оказание помощи в реализации экон. планов и др. правительственных программ. Безусловно, управляющий Б.Ф. совместно с министром финансов мог давать рекомендации отно- сительно экон. политики. Управляющий Б.Ф. в силу занимаемой должности возглавил Банковскую контрольную комиссию, созданную в 1941 г. в каче- стве органа надзора и контроля за соблюдением банками и небан- ковскими фин. институтами установленных регулирующих норм. Нац. кредитный совет олицетворял законодательную ветвь ден. власти во французской ден.-кредитной системе; Б.Ф. - исполни- тельный орган, а Банковская контрольная комиссия - судебный орган. Т. о., банковская система включала: 1. Депозитные банки, к-рые принимают вклады до востребова- ния и срочные депозиты на срок не более двух лет; сумма при- влеченных ими срочных и сберегательных депозитов очень не- большая (менее 10% всех депозитов); среди срочных депози- тов преобладают срочные депозиты предпринимателей, часто в форме обращающихся депозитных сертификатов со сроком погашения до 24 месяцев. Среди депозитных банков преобла- дали гос. депозитные банки, упомянутые выше. Кроме того, к депозитным относились три в тот момент ненационализиро- ванных банка: Креди Коммерсьяль де Франс (Credit Commercial de France), Креди Эндюстриэль э Коммерсьяль (Credit Industriel et Commercial) и Сосьете Женераль (Societe Centrale de Banque), а также парижские депозитные банки (активно кредитуют внешнюю торговлю, осуществляют валют- ные операции и операции на рынке золота), к-рые в 1945 г. решили зарегистрироваться как депозитные в отличие от др. парижских банков, к-рые были зарегистрированы как дело- вые банки (инвестиционные банки); региональные банки и местные банки. Крупные депозитные банки сочетают операции коммерче- ских и инвестиционных банков (покупка, андеррайтинг и про- дажа ценных бумаг; прямые инвестиции в предприятия нефи- нансового характера в размере до 10% (с 1966-1967 гг. - 20%. - Прим. науч. ред.) акционерного капитала этих предприятий, или до 75% собственного капитала банка (с 1966-1967 гг. - 100%. - Прим. науч. ред.), а также в др. банках и фин. институтах, при условии обоснования их необходимости; деятельность в каче- стве дилеров и брокеров как членов Парижской биржи; кон- сультативные услуги и функции депозитария для инвестици- онных компаний и т. д.). 2. Деловые банки (инвестиционные банковские фирмы, к-рые в 1945 г. предпочли зарегистрироваться в качестве таковых и подчиняться соответствующему регулированию), к-рые, кро- ме инвестиционных банковских функций (приобретение, ан- деррайтинг и реализация ценных бумаг), осуществляют по- стоянные инвестиции (участие в капиталах и управлении пред- приятиями), а также принимают краткосрочные депозиты от этих фирм, в к-рых инвестиционные банки владеют не менее 15% разрешенного к выпуску акционерного капитала. В каж- дый регулируемый деловой банк назначается правительствен- ный комиссар, к-рый может делать рекомендации по полити- ке банка и обладает правом наложить вето на решения, к-рые противоречат общей экон. политике. Это вето можно опроте- стовать в Нац. кредитном совете. Т. о., инвестиционные бан- ки, хотя и ненационализированы, находятся под пристальным надзором. 3. Гос. и полугосударственные фин. институты, каждый из к-рых специализируется на определенном виде фин. операций. а. Крупнейшая Кэсс де Депо э Консиньясьон (Caisse des Depots et Consignations), созданная в 1816 г. в качестве депозита- рия средств сберегательных банков, за исключением налич- ности в расходной кассе (с 1950 г. сберегательные банки могут по их желанию использовать до 50% привлеченных депозитов для покупки ценных бумаг местных органов власти), плюс пенсионные фонды системы социального страхования и др. сберегательные фонды, включая частные страховые компании. Приблизительно равная по размеру четырем национализированным депозитным банкам, Кэсс размещает более половины своих активов в среднесрочные векселя, связанные с кредитованием предприятия, строи- тельства и оборудования; большая часть этих векселей учи- тывается банками и акцептуется специализированными гос. и полугосударственными институтами и переучитывается в Кэсс. В свою очередь Кэсс может переучитывать некоторые из этих векселей в Б.Ф. Важнейшими функциями Кэсс яв- ляются: кредитование Казначейства и инвестирование в гос. ценные бумаги; покупка необеспеченных облигаций полу- государственных институтов (Креди Насьональ (Credit National), Креди Фонсье (Credit Fonder) и Кэсс де Креди Агриколь (Caisse de Credit Agricole); торговля казначейски- ми векселями и покупка долгосрочных гос. ценных бумаг у населения по цене поддержки этих бумаг; периодическое предоставление однодневных ссуд учетным домам на фран- цузском ден. рынке. б. Банк Креди Насьональ (Credit National) создан в 1919 г. для кредитования восстановления экономики путем непосред- ственного предоставления средне- и долгосрочных креди- тов промышленности и торговле. Он играет важную роль в предоставлении среднесрочных кредитов сроком до пяти лет, особенно мелкому и среднему бизнесу с целью покуп- ки оборудования и строительства; векселя по этим креди- там он может учитывать или индоссировать, делая, т. о., их приемлемыми для переучета в Кэсс де Депо (Caisse des Depots) (упомянутой выше). 127БАНК ФРАНЦИИ в. Креди Фонсье (Credit Fonder) основан в 1852 г., выдает ипо- течные ссуды под залог имущества и ссуды местным орга- нам власти, а через свой филиал предоставляет среднесроч- ные ссуды для строительства. г. Система с.-х. кредита включает местные кредитные ассо- циации, объединенные в региональные ассоциации, к-рые в свою очередь являются членами Кэсс Насьональ де Кре- ди Агриколь (Caisse Nationale de Credit Agricole); это глав- ное учреждение Центрального с.-х. кредита пользуется льготами при переучете векселей в Б.Ф.; предоставляет крат- ко-, средне- и долгосрочные с.-х. кредиты. д. Популярные банки (городские кредитные кооперативы) предоставляют через Центральную кассу кооперативного кредита банковские услуги мелким местным фирмам, об- ществам взаимных гарантий и ассоциациям, обслуживаю- щим рыболовство и добычу морских продуктов. Денежная политика. Б.Ф. обладает обычными правами централь- ного банка, но их применение имеет специфику с учетом француз- ской институциональной системы. Операции на открытом рынке имеют относительно небольшое значение как средство ден. контроля, за исключением последнего времени, когда они стали применяться для выравнивания спроса и предложения и оказания помощи банкам, имеющим соглашения об обратной покупке ценных бумаг по краткосрочным сделкам. Кэсс де Депо, гос. и полугосударственные кредитные институты обеспечивают спрос и поддержку долгосрочных гос. ценных бумаг. Учетная операция всегда являлась преобладающей функцией Б.Ф., однако она обычно осуществлялась в сочетании с качествен- ными показателями, такими, как лимит переучета и селективное предоставление кредита, а также система множественных учетных ставок, включая штрафные ставки, применявшиеся при переуче- те, сверх установленного "потолка", в целях обеспечения гибкости. Кроме того, произошли изменения в стандартах приемлемых к уче- ту бумаг, а переучетные ставки остались номинально постоянными. Реорганизация французской банковской системы в 80-е гг. Цент- ральным положением избирательной программы, к-рая позволи- ла М. Франсуа Миттерану стать французским президентом 10 мая 1981 г., было обещание того, что социалистическое правительство будет стремиться к национализации отдельных дополнительных от- раслей нац. экономики и фин. учреждений. Стремление Франции сохранить свое место среди лидеров промышленно развитых стран опиралось на расширение гос. сектора. Предвыборное обещание Миттерана стало реальностью в 1982 г. 11 февраля 1982 г. был окончательно утвержден план национали- зации пяти промышленных групп, 39 банков и двух фин. учрежде- ний. Решение о проведении национализации основывалось на трех основных принципах администрации Миттерана. Первое: некото- рые секторы французской экономики, в силу характера своей де- ятельности, должны служить общественным интересам, чтобы по- мочь Франции преодолеть экон. кризис. Второе: в эру ускоренных технологических преобразований крупные производства должны использовать свои ноу-хау для разработок нововведений, к-рые могут быть использованы на благо всех. Третье: национализиро- ванные предприятия могут служить примером новых взаимоотно- шений между рабочим и его рабочим местом. Новые французские лидеры считали, что теперь перед ними стоя- ла задача укрепления экономики "не только для того, чтобы вы- стоять в конкуренции на современном мировом рынке, но также чтобы не отставать от технологических новшеств, одновременно обеспечивая экон. и социальное развитие нации". Отрасли, к-рые были национализированы в 1982 г., соответство- вали экон. целям правительства Миттерана. Некоторые из них ли- дировали в сфере телекоммуникаций, компьютеров и аэрокосми- ческих исследований, где, как считала администрация, технологи- ческая независимость Франции была поставлена под угрозу в наи- большей степени. Другие, такие, как сталелитейные и химические фирмы, представляли собой основу процесса производства и по-1 этому являлись определяющими для всей производственной цепоч* j ки. Наконец, среди национализированных были компании, чы] деятельность в таких областях, как здравоохранение и фармацев-1 тика, непосредственно касалась благополучия французского народа.] Был также расширен гос. сектор кредита, в силу "уверенноста) правительства в том, что оно не сможет приступить к осуществле-1 нию новой индустриальной политики без эффективного контроля \ над фин. ресурсами Франции. Правительство надеется, что эти бан- ки будут лучше служить нации после изменений в их системах кре- дитования и стратегии". Раздел III Закона о национализации разрешил национализацию двух фин. учреждений, Компани Финансьер де Пари э де Пэи-Ба (Compagnie Financiere de Paris et des Pays-Bas), известной под на- званием Париба (Paribas), и Компани Финансьер де Суэз (Compagnie Financiere de Suez). Обе эти холдинговые компании осуществляли деятельность в области промышленности, банковс- кого дела, страхования и недвижимости. Обе являлись крупными акционерами пяти национализированных промышленных групп, напр., Суэз (Suez) и ее филиалы контролировали 20,3% капитала Сэн-Гобэн (Saint-Gobain). Известный Сэн-Гобэн был основан по приказу Людовика XIV в 1665 г. для обеспечения оконным стек- лом королевского дворца в Версале. В современных условиях эта группа расширила свой контроль над производством разнообразно- го промышленного стекла путем приобретения компании Пон-а- Муссон (Pont-a-Mousson), и в 1968 г. она стала называться Сэн- Гобэн-Пон а Муссон (Saint-Gobain-Point-a-Mousson) и распро- странила свое влияние на строительство и упаковочные материа- лы. Она контролирует 51 % Компани дэ Машин Бюлль (Compaignie des Machines Bull), к-рая, в свою очередь, является владельцем 53% производства компьютеров C.I.I.-Honeywell-Bull. Закон о национализации обеспечил передачу правительству ма- теринских компаний указанных промышленных групп и фин. учреждений путем перехода их акций из частных рук правитель- ству. Это в значительной степени отличалось от предыдущих национализации шахт, электрических и газовых коммунальных предприятий и "Рено", когда правительство взяло под свой конт- роль, кроме акций, также и имущество. Как заявил премьер-министр Пьер Моруа 8 июля 1982 г., "ком- пенсация для акционеров осуществляется по закону и справедли- во в фин. отношении". Закон установил, что компенсация, выпла- чиваемая за акции каждой национализированной компании, за исключением банков, к-рые не были допущены к торгам на бирже 1 октября 1980 г., будет равна самому высокому среднемесячному курсу акций компании на бирже в течение шести месяцев с октяб- ря по март 1981 г., скорректированному для отражения изменений в капитале в течение этого периода, по дополнительному дивиденду за 1981 г., равному дивиденду, выплаченному в 1980 г. и увеличен- ному на 14% с учетом обесценения денег. Для банков, не ведущих операции на бирже, срок национализации был продлен до 1 июля 1982 г. Общая сумма компенсации, выплачиваемая компаниям, чьи ак- ции продавались на бирже, значительно превышала совокупную рыночную стоимость этих акций на период, непосредственно пред- шествующий выборам в мае 1981 г., а также совокупную среднюю рыночную стоимость таких акций в течение предшествующих ше- сти- и двенадцатимесячных периодов. Администрация Миттерана заявила о своей уверенности в том, что участие правительства в национализированных компаниях должно быть минимальным, а Закон об управлении национализи- рованными компаниями отражал эту философию. Фраза "управ- ление по типу "Рено" применялась для отражения намерения ад- министрации передать текущее ведение дел в руки руководства компании так же, как это осуществлялось в отношении национа- лизированных автомобильных заводов. Каждая компания должна была определять свои собственные долгосрочные цели. Контрак- ты между национализированной компанией и правительством от- 128ражают стремление правительства реализовать комплексную про- мышленную политику. Министр промышленности изложил новые отношения между правительством и гос. сектором в письме к пре- зидентам нац. компаний. Официально заявлено, что Закон о национализации никаким образом не влияет на права иностранцев создавать банки во Фран- ции, о чем и гласит Закон от 10 июля 1975 г. Запросы на открытие новых ин. банков во Франции, либо в форме отделений, либо че- рез мажоритарное участие в учреждении, созданном по француз- ским законам, будут и далее рассматриваться в соответствии с теми же критериями, к-рые преобладали в прошлом, а именно "в духе либерализма, к-рый исключает любую дискриминацию на почве национализма". То же положение верно в отношении условий, на к-рых эти банки ведут свою деятельность во Франции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БАНК ФРАНЦИИ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»