ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Моделювання банківської діяльності

Управление ликвидностью
Риск ликвидности проявляется в том, что платеж, даже осуществленный целиком, может быть произведен несвоевременно. Тогда банк получит средства позднее, чем он рассчитывал, и это снизит его ликвидность. Например, в результате задержки в возврате кредита банк может быть временно лишен возможности выполнить поручение клиентов по оплате их счетов. Клиентам будет нанесен определенный экономический ущерб. Проблема ликвидности коммерческих банков обостряется по мере того, как нарастающий экономический спад подрывает возможности фирм выполнять свои обязательства.
Чтобы выявить проблемы банка в платежеспособности, надо знать точный вид зависимости активов и пассивов во времени, т. е. суметь предугадать не только сумму обязательств, которые могут лечь на банк через некоторый период времени, но и все активы, способные оказаться недействующими за этот же период времени.
Одним из методов управления ликвидностью банка, так же как и его собственным капиталом, является регулирование запаса ликвидных средств для покрытия текущих платежей. Величина запаса должна находиться в рамках установленных нормативных пропорций (например, ЦБР) с активами и обязательствами банка, с тем чтобы его динамика была пропорциональна динамике банка и зависела от качества обязательств и активов.
Ликвидность необходима банкам главным образом для того, чтобы быть готовыми к изъятию депозитов и удовлетворять спрос на кредиты. Неожиданные изменения кредитных и депозитных потоков создают для банков проблемы ликвидности. Банки могут либо накапливать ликвидность в своих балансах, либо приобретать ее на денежных рынках (т. е. управлять ликвидностью), либо использовать оба способа. В сравнении с транснациональными банками, которые для пополнения своих балансов прибегают в основном к покупке средств, местные или общинные банки больше зависят от накопленной ликвидности и сердцевидных депозитов (т. е. депозитов, собранных на местных рынках и обходящихся дешевле, чем покупные средства). В дополнение к этому банки занимаются продажей ликвидности и предоставлением услуг частным лицам, фирмам (включая другие банки).
Чтобы удовлетворить каждодневные требования ликвидности, банки должны держать некоторое количество активов в виде наличности или приравненных к ней средств. Эти активы, естественно, снижают банковскую прибыль, так как они неприбыльны или же низкодоходны. Следовательно, банки хотят минимизировать такие активы и все же быть в состоянии удовлетворять операционные потребности в наличности.
Ликвидность, приобретенная на рынке, используется в качестве альтернативы ликвидности, накапливаемой в балансе. Банк может попытаться создать ликвидность, используя свои пассивы. Этот метод, появившийся в начале 60-х гг. с развитием депозитных сертификатов, называется управлением пассивами. Идея состоит в том, чтобы приобретать средства для их рентабельного использования, особенно для удовлетворения спроса на кредиты.
При анализе ликвидности определяется, способен ли банк своевременно удовлетворить свои обязательства без принятия на себя убытка. Ликвидность в совокупности с платежеспособностью составляет ключевые аспекты при анализе финансовой состоятельности банков. Примерами ликвидных активов служат валюта, счета в Центральном или в других банках, а также правительственные ценные бумаги (при условии их быстрого обращения в наличность).
По установленному правилу актив должен быть равен пассиву даже на период менее одного месяца.
Стратегия и политика управления ликвидностью и резервами заключаются в следующем. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Это означает, что банк либо располагает необходимой суммой ликвидных средств, либо может быстро их получить с помощью займов или продажи активов.
Недавние исследования показали, что недостаточный уровень ликвидности является первым признаком наличия у банка серьезных финансовых затруднений. В такой ситуации он обычно начинает терять депозиты, что уменьшает его наличные средства. Другие банки с большой неохотой предоставляют банку, находящемуся на грани банкротства, займы без дополнительного залога или предоставляют их по высокой процентной ставке, что еще более сокращает его доходы.
Многие, видимо, считают, что ликвидные средства практически без ограничений можно получать через займы в любое время при возникновении необходимости в них. Компетентность управляющих ликвидностью банка является важным показателем эффективности процесса управления в достижении долгосрочных целей банка.
Сущность проблем управления ликвидными средствами банков может быть представлена двумя краткими утверждениями:
1. Спрос на ликвидные средства банка редко бывает равен их предложению в какой-либо момент времени. Банк постоянно имеет дело либо с дефицитом ликвидных средств, либо с их излишком.
2. Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая – для достижения желаемой прибыльности банка (при неизменных прочих факторах).
Таким образом, обеспечение оптимального уровня ликвидности является постоянной проблемой в управлении банком и всегда направлено на увеличение его прибыльности. Управленческие решения относительно величины ликвидных средств не могут быть отделены от иных видов услуг и деятельности других подразделений банка.
Решение проблем ликвидности сопряжено для банка с реальными и потенциальными расходами, включающими процентные выплаты по займам, затраты времени и денег на изыскание ликвидных средств, альтернативную стоимость активов, равную будущим доходам, которая должна быть известна, когда приносящие доход активы продаются. Управление ликвидностью банка сопряжено с риском изменения процентных ставок (процентный риск) и риском недоступности ликвидных средств в объеме, необходимом банку. Если процентные ставки растут, стоимость финансовых активов, которые банк предполагает продать, чтобы получить ликвидные средства (такие, как правительственные облигации), уменьшается, и отдельные активы должны быть проданы в убыток. В этом случае банк не только приобретет меньше ликвидных средств от продажи активов, но и снизит свои доходы из-за вынужденных потерь. Кроме того, с ростом процентных ставок получение ликвидных средств с помощью займов будет обходиться дороже и некоторые виды займов ликвидных средств станут недоступными банку. Если кредиторы ликвидных средств поймут, что банк подвержен большему риску, чем прежде, он, чтобы сделать заем ликвидных средств, будет вынужден платить более высокие процентные ставки, а отдельные кредиторы вообще откажутся предоставлять ликвидные средства.
Другим источником потенциальных проблем ликвидности является чувствительность банков к изменениям процентных ставок. Когда происходит рост процентных ставок, некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей в других местах. Многие клиенты, взявшие ссуды, могут приостановить подачу заявок на новые кредиты или ускорить использование кредитных линий, еще имеющих низкие процентные ставки. Таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе клиентов и на депозиты, и на кредиты, что оказывает сильное влияние на уровень ликвидности банка. Более того, изменение процентных ставок влияет на рыночную стоимость активов, продажа которых может потребоваться банку для получения дополнительных ликвидных средств, и оказывает непосредственное влияние на стоимость займов на денежном рынке.
За годы практики менеджеры по управлению ликвидностью разработали несколько общих подходов к решению проблем ликвидности банков: 1) обеспечение ликвидности за счет активов (управление ликвидностью через управление активами); 2) использование главным образом заемных ликвидных средств для удовлетворения спроса на денежные средства (управление пассивами); 3) сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами).
Стратегия управления ликвидностью осуществляется через управление активами (или трансформацию активов). В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов, главным образом денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства. Эту стратегию управления ликвидностью часто называют трансформацией активов, поскольку ликвидные средства поступают за счет превращения неденежных активов в наличные средства.
Наиболее распространенными ликвидными активами для банков являются векселя Казначейства, займы из федеральных фондов, депозиты в других банках, облигации муниципальных властей, ценные бумаги федеральных ведомств, акцепты банков, займы в евровалюте.
Однако к займам прибегают, чтобы избежать накопления слишком большого объема незадействованных ликвидных средств в активах. Если спрос на ликвидные средства превышает его первоначально ожидаемый уровень, банк будет поднимать предполагаемую им ставку (цену займа) до тех пор, пока не получит необходимую сумму быстрореализуемых средств.
Заем ликвидных средств является наиболее рисковым способом решения банком проблем ликвидности (но он дает более высокую ожидаемую прибыль) из-за изменчивости процентных ставок денежного рынка и доступности кредита. Стратегия сбалансированного управления ликвидностью (активами и пассивами) заключается в следующем. Из-за риска, присущего стратегии управления заемными ликвидными средствами, и высокой стоимости хранения ликвидных средств в активах многие банки выбирают компромиссную стратегию управления ликвидностью — управление и активами, и пассивами.
Подход к оценке будущих вкладов и ссуд состоит в разделении прогнозируемого роста депозитов и кредитов на три основных компонента:
1. Трендовый компонент, который банк может определять с помощью построения тренда (постоянно возрастающей кривой). Точками кривой могут быть вклады и кредиты на конец года, за квартал, месяц, по крайней мере, за последние 10 лет (или в течение другого базового периода, достаточно продолжительного, чтобы можно было выявить тенденцию или долгосрочный средний темп роста).
2. Сезонный компонент определяет, какие изменения в состоянии вкладов и кредитов в течение какой-либо недели или месяца в сравнении с их уровнем на конец последнего года вызваны сезонными факторами.
3. Циклический компонент представляет собой положительное или отрицательное отклонение от совокупного уровня ожидаемых вкладов и кредитов, вычисляемое как сумма трендового и сезонного компонентов, и зависит от состояния экономики в текущем году.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Управление ликвидностью» з дисципліни «Моделювання банківської діяльності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Класифікація голосних і приголосних звуків
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
ТЕНДЕРНІ УГОДИ
Способи залучення капіталу
Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту


Категорія: Моделювання банківської діяльності | Додав: koljan (09.11.2011)
Переглядів: 1097 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП