При рыночном пути развития экономики удовлетворение потребностей членов общества достигается на рынке путем уравновешивания спроса и предложения. Причем данная сба- лансированность сопровождается установлением рыночнойцены и тенденции ее снижения за счет внедрения высоких тех- нологий и достижения оптимальных производственных про- цессов. Для нормального функционирования рынка и успешного развития экономики страны необходимо, чтобы при сформи- рованном и неизменном уровне цен на инвестиционные активы совокупное предложение на рынке было не меньше, чем сово- купный платежеспособный спрос, при условии, что предложе- ние товаров, работ и услуг по каждой номенклатурной единице должно быть не меньше спроса на нее. Так, например, если при прочих равных условиях спрос на книги удовлетворяется на 85%, а спрос на одежду удовлетво- ряется на 120%, то это является нарушением концепции сба- лансированности спроса и предложения, хотя совокупное предложение превышает совокупный спрос на 5%. Формализованное выражение данной концепции может быть представлено в следующем виде: Законы свободного конкурентного рынка обусловливают минимизацию излишка предложения по отношению к спросу, т.к. в противном случае операторы рынка терпят необоснован- ные издержки при замораживании капитала в невостребован- ных товарах. Таким образом, в идеале совокупный спрос на рынке будет равен совокупному предложению: 299Удовлетворение спроса может осуществляться различ- ными видами реализации: покупка за собственные средства, кредит, лизинг, аренда и другие виды, а также их смешанные формы. Объем товаров, работ и услуг по видам реализации может быть представлен как сумма произведений доли в реализуемых активов конкретных форм реализации на их количество по ка- ждой номенклатурной позиции, что может быть рассмотрено с помощью следующей формулы: Удельный вес любого варианта реализации инвестицион- ных активов в целом по экономическому региону можно рас- считать по следующей формуле: Обратимся к выявлению доли лизинга в общем объеме реализации инвестиционных активов на рынке, которая объек- 300Рис. 4.10. Структура объема товаров, работ, услуг по видам реализации С одной стороны, использование лизинга ограничено тре- бованиями нормативно-правовых документов к объекту лизин- га. Так, в Республике Беларусь объектом лизинга могут являть- ся основные средства, предназначенные для предприниматель- ских целей, что отражено в Положении «О лизинге на террито- рии Республики Беларусь» [8]. С другой стороны, субъектам хозяйствования привлечение ресурсов на условиях лизинга рационально лишь в тех случаях, когда лизинг экономически эффективен. Следовательно, критерием при определении границ рынка лизинговых услуг будет экономическая эффективность этой формы привлечения ресурсов при соблюдении законодатель- ных ограничений по отношению к объекту лизинга. Проведенный в разделе 4.1 анализ позволил выделить об- щие ограничения рынка лизинговых услуг (или сферы возмож- ной сравнительной экономической эффективности), которые соответствуют реализации возможностей точек экономического роста, когда рост уровня доходности товаров или услуг проис- ходит более высокими темпами, чем в среднем по отрасли. 301 тивно ограничена возможностями применения этой правовой конструкции.Для создания оптимальной структуры рынка лизинговых услуг в конкретном экономическом регионе должны присутст- вовать такие виды операторов и в таком количестве, чтобы удовлетворить весь спрос на этот вид услуг. Каждая лизинго- вая компания в зависимости от ее возможностей функциониру- ет на определенном сегменте рынка, определяющем ее част- ную миссию, и представляет собой конкретный вид операторов рынка исходя из оснований предложенной нами ранее класси- фикации (по целям создания операторов, концентрации и спе- циализации предлагаемых услуг). Совокупность операторов рынка должна обеспечить спрос на лизинговые услуги. Объем потребностей в лизинговых ус- лугах и структуру спроса на них можно наглядно представить с помощью пространственной модели (см. рис. 4.9). Интеграция методики расчета потребностей внутреннего рынка страны в реализации и привлечении активов посредст- вом различных схем лизинга и модели рынка лизинговых услуг позволяет представить аналоговую интерпретацию миссии ли- зинга в экономике с дифференциацией спроса по услугам каж- дой лизинговой компании (см. рис. 4.11). Аналоговая интерпретация миссии лизинга подчеркивает, что совокупный спрос в экономике не может быть удовлетворен только с помощью традиционного канала сбыта, которым явля- ется покупка инвестиционных активов за собственные средства. Необходимость достижения равновесия между предложением активов и спросом на них побуждает субъекты хозяйствования к поискам новых схем финансирования приобретений. В экономике создается набор каналов сбыта, на каждый из которых приходится своя доля в обеспечении совокупного спроса (это отображено в верхней части рис. 4.11). Доля лизин- га в общем объеме приобретаемых активов зависит от реализа- ции его миссии в правовых условиях конкретного экономиче- ского региона. С другой стороны, реализация миссии происходит путем ее дифференциации на составляющие (частные миссии отдель- ных операторов) с последующим синтезом на рынке лизинго- вых услуг. 302Рис. 4.11. Методология реализации миссии лизинга в экономике 303Интенсификация частной миссии, как правило, сопровож- дается углублением специализации и повышением концентра- ции однородных видов сделок. Это приводит к повышению квалификации персонала и снижению издержек на единицу сдаваемых в лизинг объектов. Таким образом, чем выше специализация частной миссии операторов, функционирующих на рынке, тем лучше будет соот- ношение результатов и затрат пользователей лизинговых услуг. Следовательно, размер внутреннего рынка лизинговых ус- луг определяется спросом на него в экономике, а его структура находится в прямой зависимости от потребностей и предпоч- тений пользователей (что и является реализацией миссии ли- зинга в данном месте и в данное время). Для реализации миссии лизинга в экономике Республики Беларусь необходимо подобрать такой набор лизинговых ком- паний (т.е. создать такую структуру рынка лизинговых услуг), который бы обеспечивал максимальное удовлетворение пла- тежеспособного спроса на лизинговые услуги при минималь- ных совокупных затратах. В общем виде данную концепцию можно представить в виде следующей целевой функции: В качестве эффекта от лизинговой деятельности прини- мают: -для пользователей (лизингополучателей) - увеличение акти вов и доходов от их деятельности, в этом случае затраты бу дут равны стоимости лизинговых соглашений; -для инвесторов (лизингодателей) - чистый доход от лизинго вой деятельности, в этом случае затраты будут равны себе стоимости предоставления лизинговых услуг; -для государства - увеличение благосостояния населения за счет лизинговой деятельности, а также доходы, связанные с поступлением налогов от деятельности операторов рынка лизинговых услуг и лизингополучателей в части объектов лизинга, в этом случае затраты будут равны общим расходам 304по созданию и обеспечению нормального функционирования рынка лизинговых услуг. Величина эффекта зависит от спроса на лизинговые услуги в экономическом регионе. Спрос на лизинговые услуги являет- ся прямой зависимостью от сфер сравнительной эффективно- сти лизинга. В долгосрочном периоде государство может регу- лировать спрос на лизинговые услуги путем предоставления определенных налоговых льгот или, наоборот, ужесточения законодательной системы. Однако для целей определения оп- тимальной структуры сбалансированного рынка лизинговых услуг совокупный спрос на лизинговые услуги является факто- ром, неизменным при существующем уровне экономического развития региона, что может быть формализовано следующим образом: АА = const. В таком случае (при реализации целей настоящего иссле- дования) критерием для решения оптимизационной задачи яв- ляется минимум совокупных затрат по лизинговым услугам, а целевая функция преобразуется следующим образом: F = C->min. (4.17) В качестве совокупных затрат будем использовать сум- марную величину лизинговых платежей, которая представляет собой общий объем лизинговых соглашений в денежном вы- ражении, осуществленных на всех сегментах рынка лизинго- вых услуг данного экономического региона за определенный временной интервал (например, отчетный период). Как следует из теоретических и практических разработок ведущих экономических школ мира, рынок является саморегу- лирующейся системой. Таким образом, проблема решения це- левой функции и, соответственно, определения оптимальной структуры рынка лизинговых услуг решится при взаимодейст- вии спроса и предложения. Однако основным условием для этого является наличие на рынке свободной конкурентной сре- ды, что характеризуется выполнением следующих требований (признаков свободного рынка): -свобода участников рынка; -неограниченное количество участников; -полная информированность участников о состоянии рынка; 305- подвижность, способность к быстрому перемещению мате- риальных, трудовых и финансовых ресурсов [48, с. 85-89]. Рис. 4.12. Интерпретация информационно-координационного центра 306С целью снижения количества итераций при формирова- нии свободной конкурентной среды на рынке лизинговых ус- луг предлагаем создание информационно-координационного центра (см. рис. 4.12), основной функцией которого будет обеспечение равных возможностей участникам рынка путем предоставления объективной и полной информации по рынку лизинговых услуг всем субъектам лизинговых отношений. Помощь информационно-координационного центра при реализации частной миссии лизинговых компаний будет заклю- чаться в выполнении аналитических задач, включающих сбор и обработку информации по рынку лизинговых услуг. Схематич- ное отображение работ центра представлено на рисунке 4.12. Для практического осуществления задач информационно- координационного центра и намеченных работ необходимо привлечь специалистов высокой квалификации, имеющих опыт деятельности на рынке лизинговых услуг. Предлагаемый информационно-координационный центр должен обеспечить методологическую и организационную по- мощь конкретным субъектам рынка лизинговых услуг, а также создать предпосылки для формирования рациональной струк- туры рынка. Для организации работы центра на начальном этапе по- требуются инвестиции государства, необходимые для приоб- ретения или привлечения на условиях аренды офиса, офисной мебели, современной компьютерной техники и расходов по выплате заработной платы работникам центра в течение перво- го года функционирования. По завершении первого года функ- ционирования центра планируется поступление доходов от реализации ряда сопутствующих достижению основной задачи центра услуг: оценки проектов, составления бизнес-планов, разработки планов стратегического развития лизинговых ком- паний, проведения тендеров. Используя созданную базу данных, можно получать до- полнительный доход от участия в венчурных проектах путем предоставления в виде вклада права пользования интеллекту- альной собственностью. Прогнозируется возможность посте- пенного сокращения размера государственного финансирова- ния и плавного перехода на самофинансирование. 307Выводы. Создание оптимальной структуры и балансиро- вание рынка лизинговых услуг возможно только при условии рационального развития последнего, что требует осознания миссии лизинга в экономике и реализацию этой миссии через рыночные механизмы и централизованную систему информа- ционной, методологической и организационной поддержки лизинговых компаний и их клиентов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методология формирования рынка лизинговых услуг» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»