Пусть на рынке подержанных автомобилей существуют два вида товара: втомобиль типа А («персик») - высокого качества, автомобиль типа Б («лимон») - изкого качества. При этом максимальная готовность покупателей платить за товар типа А равна 600 долл., а за товар типа Б - 200 долл. В свою очередь, продавцы готовы продавать товар типа А не меньше, чем за 500 долл., а товар типа Б - не меньше, чем за 150 долл. Предположим далее, что на рынке 100 автомобилей типа А и 100 втомобилей типа Б.
Рассмотрим три варианта рыночного равновесия в зависимости от полноты и симметричности информации о качестве автомобилей. 1. Информация полная и симметричная. Если бы качество конкретного автомобиля было известно и продавцу, и покупателю, возникло бы два независимых рынка - рынок автомобилей типа А и рынок автомобилей типа Б. На первом равновесная цена установилась бы в интервале от 500 до 600 долл., на втором - в интервале от 150 до 200 долл. Объем продаж автомобилей составил бы 200 штук, выигрыш потребителей - (600 - Рр)100 + (200 – P1)100; выигрыш производителей -(Рр - 500)100 + ( Р1 - 150)100. 2. Информация неполная, но симметричная. Предположим, что ни покупателю, ни продавцу неизвестно качество выбранного наугад автомобиля. При этом и продавцы, и покупатели знают, что из 200 автомобилей половина - высокого качества. Вероятность ого, что выбранный наугад автомобиль - высокого качества, составляет 0,5. Тогда покупатель готов заплатить за автомобиль максимальную цену Pd= 600 х 0,5 + + 200 х 0,5 = 400 долл., а продавец готов продать автомобиль минимум за Ps = 500 х 0,5 + 150 х 0,5 = 325 долл. Цена установится в этих границах. Объем продаж автомобилей составит по-прежнему 200. Обратим внимание, что по сравнению с первым вариантом общественное благосостояние (сумма выигрышей покупателей и продавцов) не снизится. Часть покупателей понесет потери, заплатив за автомобиль низкого качества больше, чем их действительная готовность платить. Однако другая часть покупателей выиграет, заплатив за автомобиль высокого качества существенно меньше, чем были готовы. То же самое относится и к продавцам. 3. Информация неполная и асимметричная. Теперь предположим, что информация о качестве товара известна только продавцу этого товара. Максимальная цена спроса для выбранного наугад автомобиля составляет 400 долл. Однако если продавец знает, что его товар - высокого качества, он не захочет продавать его только за 400 долл., что ниже его минимальной цены продажи. В результате на рынке останутся только товары низкого качества. Объем продаж - 100 автомобилей. Асимметричная информация о качестве приведет к снижению общественного благосостояния. Проблемы, связанные с асимметричной информацией о качестве, имеют различное значение для рынков разного типа. Экономическая теория разграничивает товары следующим образом: • товары, качество которых легко определить до потребления («search goods»); • товары, качество которых можно определить только после потребления («experience goods»); • товары, качество которых затруднительно определить даже после потребления («credence goods»). Проблемы, связанные с асимметричной информацией - риск безответственного поведения и негативный отбор, - наиболее остро стоят на рынках товаров двух последних типов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель «рынка лимонов» Акерлофа» з дисципліни «Теорія організації галузевих ринків»