Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ определяют расходы на рекламу в соответствии со ст. 264 НК РФ. Так, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Вышеуказанные рекламные расходы при определении налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения учитываются в полном объеме. Исключение составляют расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы. Такие расходы для целей налогообложения являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. На основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по единому налогу могут включать расходы на рекламу, но при условии, определенном в п. 2 ст. 346.17 НК РФ, то есть после их фактической оплаты. Кроме того, расходы на рекламу для плательщиков единого налога при применении упрощенной системы налогообложения должны соответствовать критериям, определенным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документом, подтверждающим факт осуществления рекламных расходов, является акт выполненных работ. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в целях исчисления единого налога могут признать рекламные расходы сразу после оплаты и подписания акта выполненных работ.
Пример. Торговая организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В январе 2009 г. организация заплатила за рекламу своих товаров на телевидении 20 000 руб., в том числе НДС - 3051 руб. 31 января 2009 г. был подписан акт выполненных работ, а сама реклама вышла в эфир только в феврале 2009 г. Когда организация должна учесть расходы на рекламу? Расходы на рекламу в этом случае следует принять к налоговому учету 31 января 2009 г. в целях соблюдения условий, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть произведена оплата таких расходов и имеется в наличии акт выполненных работ. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, в том числе по телевидению, при определении налоговой базы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения будут включаться в полном объеме. Следовательно, стоимость рекламных услуг от 31 января 2009 г. составит 20 000 руб., в том числе НДС - 3051 руб.
На практике существуют случаи, когда договор заключается не на разовую, а на годовую трансляцию рекламы своей продукции. В таком случае списание рекламных расходов будет зависеть от того, как составлены первичные документы. Если акты выполненных работ выдаются ежемесячно, то рекламные расходы списываются ежемесячно. Если в начале года была произведена предоплата и выдан один акт на общую сумму выполненных работ, но в нем не указано, что реклама будет выходить несколько раз в определенные периоды, то в расходы можно будет включать общую стоимость рекламы. Если же в договоре указаны конкретные даты трансляции рекламы, то рекламные расходы в этом случае придется учитывать по частям.
Пример. Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", разместила свою рекламу на радио. Стоимость услуги составила 15 000 руб., в том числе НДС - 2288 руб. Реклама была оплачена 10 января 2009 г., акт выполненных работ был получен 31 января 2009 г. на всю сумму. В акте выполненных работ указано, что реклама будет транслироваться в эфире в течение трех месяцев, то есть с января по март 2009 г. Как в этом случае необходимо правильно принять к учету рекламные расходы? На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в целях исчисления единого налога может признать рекламные расходы сразу после оплаты и подписания акта выполненных работ. Однако в акте выполненных работ указано, что реклама транслируется с января по март 2009 г., поэтому 31 января 2009 г. всю сумму рекламных расходов при исчислении единого налога включить нельзя. В таком случае можно: 1. Разделить всю стоимость рекламы по месяцам, то есть: - за январь 2009 г. - 5000 руб., в том числе НДС - 762 руб.; - за февраль 2009 г. - 5000 руб., в том числе НДС - 763 руб.; - за март 2009 г. - 5000 руб., в том числе НДС - 763 руб. 2. Поскольку все месяцы относятся к третьему кварталу, а авансовые платежи по единому налогу начисляются поквартально, то всю стоимость рекламы можно показать в расходах марта месяца.
Далее рассмотрим особенность отражения нормируемых расходов на рекламу в Книге доходов и расходов, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения". Обратите внимание, что в настоящее время действует новая форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма ее и Порядок заполнения утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения". При заполнении разд. I Книги "Доходы и расходы" налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, лучше всего записывать все нормируемые расходы в графу 6 "Расходы - всего" на дату их оплаты. По истечению отчетного периода налогоплательщикам необходимо рассчитать сумму доходов от реализации товаров (работ, услуг), потом взять 1% от этой суммы и в пределах полученной величины занести часть расходов на рекламу в графу 7 "В том числе расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". Оставшуюся часть рекламных расходов в течение налогового периода (года) переносить на следующие отчетные периоды (первый квартал, полугодие и девять месяцев).
Пример. Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", проводила рекламную акцию с розыгрышем призов. Их стоимость составила 30 000 руб. без НДС. Призы были куплены и оплачены 15 января 2009 г. Доходы от реализации за первый квартал 2009 г. составили 2 000 000 руб., за второй квартал 2009 г. - 2 500 000 руб. Прочих нормируемых расходов на рекламу за налоговый период у организации больше не было. Необходимо отразить выдачу призов в налоговом учете организации. Согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, относятся к нормируемым расходам. В целях исчисления налоговой базы по единому налогу такие расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. В первом квартале 2009 г. предел расходов на рекламу, подлежащий включению в налоговую базу по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения, составил: 20 000 руб. (2 000 000 руб. x 1%). По истечении первого квартала 2009 г. при заполнении разд. I Книги "Доходы и расходы" организации следует указать рекламные расходы в графе 6 "Расходы - всего" в сумме 30 000 руб., а в графе 7 "В том числе расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" - в сумме 20 000 руб. Оставшаяся часть рекламных расходов в сумме 10 000 руб. переносится на следующий отчетный период. Выручка от реализации определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 346.19 НК РФ является календарный год. Учитывая вышесказанное, рассчитаем предел расходов на рекламу, подлежащий включению в налоговую базу по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения по итогам полугодия 2009 г., который составит: 45 000 руб. [(2 000 000 руб. + 2 500 000 руб.) x 1%]. Следовательно, оставшуюся часть рекламных расходов в сумме 10 000 руб. можно включить в налоговую базу по итогам полугодия 2009 г. При заполнении разд. I Книги "Доходы и расходы" по итогам полугодия 2009 г. в графе 7 "В том числе расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" организации необходимо указать рекламные расходы в сумме 10 000 руб.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Реклама и УСН» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»