Согласно ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Традиционным способом распространения рекламы является дегустация выпускаемой продукции и раздача сувениров. При этом главным критерием отнесения таких затрат к рекламным расходам является предназначенность рекламы для неопределенного круга лиц. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в своем Письме от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624 разъяснила, что предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает лишь отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции и дегустации выпускаемой продукции, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена. То есть если дегустация выпускаемой продукции или распространение сувенирной продукции проводятся в магазинах, на ярмарках, на улице и в других аналогичных местах, то есть с целью ознакомления с этой продукцией неопределенного круга потребителей, то имеют место рекламные расходы. Если же такой круг лиц ограничен, например, при распространении сувенирной продукции (проведении дегустации) среди потенциальных покупателей организации, то речь идет не о расходах на рекламу, а о безвозмездной передаче имущества, стоимость которого в целях налогообложения не учитывается согласно п. 16 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Например, в Письме МНС России от 16 августа 2004 г. N 02-5-10/51 сказано, что сувенирная продукция, содержащая символику налогоплательщика, передаваемая конкретным лицам во время проведения деловых встреч с целью поддержания интереса к деятельности передающей стороны, в силу определенности круга получающих ее лиц не может быть квалифицирована в качестве рекламных расходов. Кроме того, по этому поводу существует и арбитражная практика. Так, например, в Постановлении от 25 февраля 2004 г. по делу N А21-3239/03-С1 ФАС Северо-Западного округа суд сделал вывод о том, что ручки и зажигалки, розданные работникам общества, не являются рекламой, поскольку их распространение было предназначено для ограниченного круга лиц и не способствовало реализации товаров, идей и начинаний, не формировало и не поддерживало интерес к юридическому лицу. Данная точка зрения контролирующих органов актуальна и до сих пор. Более того, подобного рода расходы классифицируются налоговыми органами чаще всего не как рекламные, а как представительские. На данную точку зрения указывает Письмо УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2008 г. N 20-12/041966.2. Позицию налоговых органов столицы подтверждает и арбитражная практика. В частности, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 мая 2008 г. по делу N А29-6646/2007, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2007 г. по делу N А33-11414/06, а также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 января 2007 г. по делу N А44-871/2006-15. Аналогичного мнения контролирующие органы придерживаются и в отношении расходов на дегустацию продукции. Так, в Письме Минфина России от 1 августа 2005 г. N 03-03-04/1/113 сказано, что деятельность налогоплательщика по проведению дегустации продукции с целью ознакомления неопределенного круга потребителей с этой продукцией, распространение рекламных образцов и рекламной продукции должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе, в частности, ориентации на неопределенный круг лиц. Такие же выводы содержатся в Письмах УФНС России по г. Москве от 19 ноября 2004 г. N 26-12/74944, УМНС России по г. Москве от 29 сентября 2004 г. N 26-12/62976, УМНС России по Московской области от 20 октября 2004 г. N 06-21/18767, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. по делу N А56-29688/2005, от 3 мая 2007 г. по делу N А13-16685/2005-21. Таким образом, затраты на проведение мероприятий, связанных с дегустацией продукции, либо распространением сувениров отвечают понятию рекламных расходов только в том случае, если эти мероприятия ориентированы на неопределенный круг потребителей. В налоговом учете расходы налогоплательщика по проведению дегустации своей продукции и раздачи сувениров во время массовых рекламных кампаний относятся к нормируемым расходам и принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы в размере, не превышающем 1 процента выручки (смотри Письма Минфина России от 1 августа 2005 г. N 03-03-04/1/113, от 16 августа 2005 г. N 03-04-11/205, Письмо УФНС России по г. Москве от 19 ноября 2004 г. N 26-12/74944).
Пример. В январе 2009 г. организация в рамках рекламной кампании провела дегустацию собственной продукции. Посетителям было роздано 1000 единиц готовой продукции, фактическая себестоимость которой за единицу составила 30 руб. Выручка от реализации продукции за первый квартал 2009 г. составила 4 000 000 руб., без учета НДС. Расходы на дегустацию составят 30 000 руб. (30 руб. x 1000 единиц). Предельный размер рекламных расходов за I квартала 2009 г. составит 40 000 руб. (4 000 000 руб. x 1%). Поскольку полученный в результате расчета предельный размер рекламных расходов меньше фактической суммы нормируемых расходов (30 000 руб. < 40 000 руб.), то такие расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в сумме фактически произведенных затрат. В бухгалтерском учете организации будет сделана проводка: Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу", Кредит счета 20 "Основное производство" - 30 000 руб. - списана стоимость готовой продукции, переданной в ходе рекламной акции.
Налоговые органы считают, что при передаче в рекламных целях сувенирной продукции, продуктов питания для дегустации в рамках рекламной кампании происходит безвозмездная реализация товаров. Следовательно, возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в силу п. 1 ст. 146 НК РФ, но только при условии, что покупная стоимость или расходы на производство единицы сувениров превышают 100 руб. согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. Налоговую базу надо также определять исходя из рыночных цен. Официальная позиция по этому поводу выражена в Письме УФНС России по г. Москве от 26 октября 2007 г. N 20-12/102577.1 "О порядке налогообложения НДС безвозмездной передачи продукции в рекламных целях". Поэтому при передаче сувениров либо продуктов питания для дегустации стоимостью ниже 100 руб. НДС не начисляют, а сумму входного НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы организации. В данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не облагаемых НДС.
Пример. ООО "Мир" заключило договор с ООО "Заря" на поставку сувенирной продукции в количестве 1000 штук на общую сумму 50 000 руб., в том числе НДС - 7627 руб. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции. Расходы на покупку одного сувенира составят: 42 руб. ((50 000 руб. - 7627 руб.) / 1000 штук). Так как себестоимость одного сувенира не превышает 100 руб., то при их передаче в рекламных целях НДС начислять не нужно. При этом НДС, предъявленный поставщиком, следует отнести на расходы, поскольку реализация этих ручек освобождается от налогообложения. В бухгалтерском учете ООО "Мир" необходимо сделать следующие проводки: Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 42 373 руб. - приобретены сувениры для презентации. Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 7627 руб. - учтен НДС по приобретенным сувенирам. Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 50 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику сувениров. Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу", Кредит счета 20 "Материалы" - 42 373 руб. - списана стоимость сувениров, розданных во время рекламной акции. Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу", Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 7627 руб. - списан НДС по розданным сувенирам.
Если расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции превысят 100 руб., тогда налог нужно начислить в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной передаче товаров. При этом входной НДС, относящийся к розданной продукции (товарам, работам, услугам), принимается к вычету в общем порядке согласно Письму МНС России от 26 февраля 2004 г. N 03-1-08/528/18.
Пример. ООО "Салют" заключило договор с ООО "Орион" на поставку сувенирной продукции в количестве 100 штук на общую сумму 15 000 руб., в том числе НДС - 2288 руб. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции. Расходы на покупку одного сувенира составят 127,12 руб. ((15 000 руб. - 2288 руб.) / 100 штук). Так как себестоимость одного сувенира превышает 100 руб., то их стоимость подлежит обложению НДС. При начислении налога должна учитываться не фактическая себестоимость сувенира, а его рыночная цена. Предположим, что она соответствует цене покупки сувениров. Следовательно, с 1 сувенира ООО "Салют" надо начислить налог в сумме: 22,88 руб. (127,12 руб. x 18%). Тогда общая сумма начисленного НДС составит: 2288 руб. (22,88 руб. x 100 штук). В бухгалтерском учете ООО "Салют" необходимо сделать следующие проводки: Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 12 712 руб. - приобретены сувениры для презентации. Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 2288 руб. - учтен НДС по приобретенным сувенирам. Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 15 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику сувениров. Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС", Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2288 руб. - списана сумма НДС. Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу", Кредит счета 20 "Материалы" - 12 712 руб. - списана стоимость сувениров, розданных во время рекламной акции. Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу", Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2288 руб. - списан НДС по розданным сувенирам. Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 2288 руб. - начислен НДС по сувенирам.
Другую позицию заняли судьи. Они приводят множество аргументов в обоснование того, что расходы на дегустацию, бесплатную раздачу товаров и сувениров в рамках рекламной кампании не облагаются НДС. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 мая 2007 г. по делу N А13-16685/2005-21 указано, что передача продукции в рамках рекламной кампании является расходами на рекламу и не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Аналогичное мнение выражено в Постановлениях ФАС Московской области от 8 октября 2007 г. по делу N А40-63038/06-139-289, ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2007 г. по делу N А11-306/2007-К2-23/55, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2007 г. по делу N А33-11414/06-Ф02-1651/07, ФАС Центрального округа от 5 марта 2007 г. по делу N А14-15515/2005/631/34. В Постановлении ФАС Московской области от 9 ноября 2006 г. по делу N КА-А40/10964-06 также отмечено, что при распространении сувенирной продукции организация в качестве возмещения получает определенные экономические выгоды, связанные с привлечением внимания к его услугам, поддержанием интереса к нему и его деятельности, продвижением на рынке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дегустации и раздача сувениров» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»