Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами параграфа 4 гл. 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Пунктом 1 ст. 527 ГК РФ определено, что государственный или муниципальный контракт (далее - госконтракт) заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время основным нормативным документом, в соответствии с которым осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Обращаем внимание, что особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами (п. 3 ст. 1 Закона N 94-ФЗ). Выполнение требований Закона N 94-ФЗ по размещению заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд играет немаловажную роль при заключении госконтрактов, потому как нарушение требований законодательства о порядке размещения заказа может привести к тому, что заключенный контракт будет признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об этом свидетельствует и правоприменительная практика, в качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июня 2007 г. N Ф04-2458/2007(33634-А03-30) по делу N А03-12874/2006-2, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2007 г. по делу N А82-14604/2006-45 и другие. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение порядка размещения заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд более подробно. Статьей 5 Закона N 94-ФЗ указано, что под размещением заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - заказов на поставки товаров) понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия государственных и муниципальных заказчиков (далее - заказчики), уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров. Статьей 4 Закона N 94-ФЗ установлено, что в качестве заказчиков могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения федерального уровня. Бюджетным учреждениям регионального и местного уровня такие полномочия должны быть делегированы уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Обращаем ваше внимание, что автономные учреждения не вправе выступать в качестве заказчиков на размещение заказов на поставку товаров, такие разъяснения приведены в Письме Минэкономразвития России от 18 января 2008 г. N Д04-90 "По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ". Пунктом 2 ст. 4 Закона N 94-ФЗ указано, что функции по размещению заказов на поставку товаров могут осуществлять органы исполнительной власти (федеральный, региональный или местный), уполномоченные на осуществление таких функций по размещению заказов на поставку товаров для заказчиков. Однако контракт в этом случае подписывается самим заказчиком. Порядок взаимодействия уполномоченных органов устанавливается решением о создании соответствующего уполномоченного органа. Статьей 8 Закона N 94-ФЗ определено, что участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Причем участником размещения заказа могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Обращаем ваше внимание, что участники размещения заказа должны отвечать обязательным требованиям, установленным ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться: - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Способ размещения заказа определяется заказчиком. При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее - комиссия). Причем решение о ее создании принимается заказчиком до опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе. Он же определяет и состав комиссии (не более 5 человек), порядок ее работы, а также назначает председателя. Статьей 7 Закона N 94-ФЗ предусмотрено три вида комиссий: конкурсная, котировочная и аукционная, хотя заказчик вправе создать и единую комиссию, которая будет совмещать в себе функции всех перечисленных видов комиссий, такое право ему предоставлено п. 9 ст. 7 Закона N 94-ФЗ. Согласно п. 6 ст. 7 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, ведет отбор участников конкурса, рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе, определяет победителя конкурса, а также ведет соответствующие протоколы. Аукционная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведет протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы об отказе от заключения контракта. Функции котировочной комиссии перечислены в п. 8 ст. 7 Закона N 94-ФЗ, к ним относятся предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, протокола об отказе от заключения контракта. В рамках одной статьи не представляется возможным подробно рассмотреть, как производится размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд всеми возможными способами, поэтому сделаем это на примере размещения заказа путем проведения конкурса. Как определено ст. 20 Закона N 94-ФЗ, под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения госконтракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Конкурс может быть открытым и закрытым. Проведение закрытого конкурса возможно только в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта. Особенности проведения закрытого конкурса установлены ст. 30 Закона N 94-ФЗ. Обращаем ваше внимание, что при проведении конкурса заказчик может установить требование о денежном обеспечении заявки на участие в конкурсе, размер которого ограничен 5% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Если требование об обеспечении установлено, то оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и в обязательном порядке указывается в конкурсной документации. При проведении открытого конкурса на размещение заказа на поставку товаров заказчик не менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе должен опубликовать в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте извещение о его проведении. В извещении о проведении конкурса указываются сведения, перечисленные в п. 4 ст. 21 Закона N 94-ФЗ, а именно: - форма торгов; - наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; - предмет контракта с указанием количества поставляемого товара; - место поставки товара; - начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); - срок, место и порядок представления конкурсной документации, официальный сайт, на котором она размещена, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление конкурсной документации, если такая плата установлена; - место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса; - преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком. При невозможности размещения извещения в официальном печатном издании или на официальном сайте заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных, на это указано в п. 3 ст. 21 Закона N 94-ФЗ. Для проведения конкурса заказчиком разрабатывается конкурсная документация, в которой указываются все требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности и потребительским свойствам, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Обращаем ваше внимание, что запрещено включать в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ. Кроме того, запрещено включать в конкурсную документацию информацию о товарных знаках, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя и другую любую, которая может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа на поставку товара. Согласно п. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать: - требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа; - требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его потребительских свойств, а также его количественных и качественных характеристик; - требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на его эксплуатацию (при необходимости); - место, условия и сроки (периоды) поставки товара; - начальную (максимальную) цену контракта (цену лота); - форму, сроки и порядок оплаты товара; - источник финансирования заказа; - порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); - сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями); - порядок применения курса иностранной валюты к рублю, установленного Центральным банком Российской Федерации при оплате заключенного государственного или муниципального контракта; - сведения о возможности заказчика изменить предусмотренное контрактом количество товаров; - порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; - требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ; - порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки; - формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации; - место, порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе; - критерии оценки заявок на участие в конкурсе; - порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; - размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком требования обеспечения заявки на участие в конкурсе; - размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта; - срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней. Обращаем ваше внимание, что сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса. К конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (п. 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ). Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Порядок подачи заявки, а также сведения, указываемые в ней, установлены ст. 25 Закона N 94-ФЗ. Получив заявку на участие в конкурсе, конкурсная комиссия проверяет ее на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и принимает решение о том, будет участник размещения заказа участвовать в конкурсе или нет. Затем, в целях выявления лучших условий исполнения госконтракта в соответствии с критериями и в порядке, установленном конкурсной документацией, конкурсная комиссия производит оценку и сопоставление заявок, поданных участниками размещения и допущенных к конкурсу. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; расходы на эксплуатацию товара; расходы на техническое обслуживание товара; сроки (периоды) поставки товара; срок предоставления гарантии качества товара; объем предоставления гарантий качества товара. Как следует из п. 8 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер. Номера присваиваются по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок, содержащих аналогичные условия. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. С победителем конкурса заказчик в порядке, предусмотренном ст. 528 ГК РФ, заключает государственный или муниципальный контракт.
Обратите внимание! В п. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ приведен перечень случаев, когда заказчик обязан отказаться от заключения госконтракта, к таковым относятся случаи, когда: - победитель конкурса находится в стадии ликвидации или признан банкротом; - деятельность победителя конкурса приостановлена в административном порядке; - участник указал в заявке на участие в конкурсе заведомо ложные сведения; - имущество победителя конкурса по решению суда находится под арестом; - у победителя конкурса имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основания заключения государственного контракта» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»