Если причиной товарных потерь в организации торговли стали какие-то чрезвычайные обстоятельства, например пожар, наводнение и тому подобное, то торговая фирма в соответствии со ст. 12 Закона N 129-ФЗ в обязательном порядке должна провести инвентаризацию имущества. Как уже было отмечено выше, инвентаризация проводится в порядке, установленном Методическими указаниями по проведению инвентаризации, с оформлением документов, унифицированные формы которых утверждены Постановлениями Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" и от 27 марта 2000 г. N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией". Как следует из п. 5.5 Методических указаний по проведению инвентаризации, результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности торговой организации того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Согласно п. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, расходы организации, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и тому подобного), признаются прочими расходами. Следовательно, товары, уничтоженные в результате чрезвычайных обстоятельств, по фактической себестоимости списываются в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а затем закрываются на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Обратите внимание! Несмотря на то что гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит прямой нормы о восстановлении суммы "входного" налога, ранее принятого к вычету по уничтоженным товарам, налоговые органы считают, что в такой ситуации налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС. В качестве аргумента они выдвигают положение о том, что уничтоженные товары не могут использоваться в налогооблагаемых операциях, следовательно, у налогоплательщика не выполняются все требования гл. 21 НК РФ для применения налогового вычета. Например, такая точка зрения изложена в Письмах Минфина России от 15.05.2008 N 03-07-11/194, от 14.08.2007 N 03-07-15/120, от 6 мая 2006 г. N 03-03-04/1/421 и других. Налог следует восстановить в налоговом периоде, когда недостающие товары списываются с учета, об этом сказано в Письме Минфина России от 14.08.2007 N 03-07-15/120. Однако, по мнению автора, такое требование контролирующих органов может быть и оспорено налогоплательщиком. Перечень случаев, когда налогоплательщик должен восстановить сумму налога, ранее принятого к вычету, содержится в п. 3 ст. 170 НК РФ, причем он закрытый и не подлежит расширению, а такая ситуация, как недостача товаров, там не упомянута. Товар, уничтоженный в результате наступления чрезвычайных обстоятельств, вообще не может использоваться торговой организацией ни в каких операциях (ни в облагаемых, ни в освобожденных от налогообложения), поэтому аргумент проверяющих органов, по мнению автора, не может являться доводом в пользу восстановления суммы налога. Однако, учитывая официальную позицию Минфина России, торговой организации, решившей не восстанавливать сумму "входного" налога по товарным потерям, связанным с различного рода стихийными бедствиями и авариями, нужно быть готовой отстаивать свою позицию в суде. Однако судебная практика содержит примеры того, что арбитры в такой ситуации считают точку зрения фискалов неправомерной. В качестве доказательства можно привести Постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 N КА-А40/12259-08 по делу N А40-1983/08-115-7. Аналогичные выводы содержатся и в Решении ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06 "О признании недействующим абзаца 13 раздела "В целях применения статьи 171 НК РФ" Приложения к Письму ФНС РФ от 19.10.2005 N ММ-6-03/886".
Если товары были застрахованы, то суммы, полученные торговой фирмой от страховых компаний в качестве компенсаций, признаются в составе прочих доходов организации. В налоговом учете потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, признаются внереализационными расходами налогоплательщика на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. Восстановленная налогоплательщиком сумма НДС (ранее принятая к вычету) по товарным потерям, уничтоженным в результате чрезвычайных обстоятельств, также может быть учтена на основании указанной нормы в составе внереализационных расходов. Такие разъяснения дает Минфин России в своем Письме от 6 мая 2006 г. N 03-03-04/1/421.
Пример. Предположим, что в марте текущего года на складе оптовой торговой организации "А" произошел пожар, уничтоживший товары общей стоимостью 500 000 руб. Лица, виновные в пожаре, отсутствуют. Уничтоженные товары застрахованы организацией, сумма страхового возмещения, установленная договором страхования, составляет 300 000 руб. Организация "А" - плательщик НДС решила не восстанавливать сумму НДС, ранее принятую к вычету по принятым к учету товарам. В учете эти операции отражены следующим образом: Дебет 94 Кредит 41 - 500 000 руб. - отражена стоимость товаров, уничтоженных в результате пожара; Дебет 91-2 Кредит 94 - 500 000 руб. - товарные потери списаны в состав прочих расходов; Дебет 76-1 Кредит 91-2 - 300 000 руб. - сумма страхового возмещения признана прочими доходами организации; Дебет 51 Кредит 76-1 - 300 000 руб. - получена сумма страхового возмещения от страховой организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аварийные товарные потери» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»