ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Торгівля: енциклопедія

Претензии покупателя
При ведении бизнеса субъектам хозяйственной деятельности, в том числе и торговым организациям, довольно часто приходится сталкиваться с нарушением условий хозяйственных договоров, которые подчас заканчиваются встречей партнеров в суде. Однако прежде чем обращаться в суд сторона, права которой нарушены, должна попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. Тем более что в п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определено, что если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Поэтому если истец не попытался урегулировать спор в досудебном порядке, то арбитражный суд может оставить исковое заявление без рассмотрения, такое право ему предоставлено п. 2 ст. 148 АПК РФ.
Чаще всего досудебное урегулирование споров осуществляется путем направления контрагенту претензии, под которой в общепринятом смысле понимается требование, предъявляемое потерпевшей стороной к другой стороне договора о добровольном урегулировании спора, причиной которого является невыполнение контрагентом взятых на себя по условиям договора обязательств. Иначе говоря, предъявление претензии выступает одним из способов защиты имущественных прав и интересов субъекта хозяйственной деятельности.
Торговым организациям часто приходится сталкиваться с претензиями, причем это может быть как претензия, предъявляемая самой торговой фирмой своему поставщику при приобретении товара (претензия покупателя), так и претензия продавца, когда уже покупатель, приобретающий товар у торговой организации, нарушает договорные условия.
Практика торговой деятельности свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами выставления претензии покупателем являются: поставка товаров не в том количестве, которое определено договором, нарушение ассортимента поставленных товаров, поставка товаров ненадлежащего качества и так далее. Все вышеперечисленные причины свидетельствуют о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи продавцом и выявляются торговой организацией, как правило, при приемке товаров.
Как известно, основным видом хозяйственного договора, используемым торговыми организациями, является договор купли-продажи, регламентируемый гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Как следует из общих положений о договоре купли-продажи, основными обязанностями покупателя при приобретении товаров являются приемка товаров и их оплата. Договор поставки, используемый в оптовой торговле, является разновидностью договора купли-продажи. Принятию товаров покупателем при договоре поставки посвящена ст. 513 ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие поставленных товаров. Причем как указано в п. 2 ст. 513 ГК РФ, принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. В этот же срок покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. Если доставка товаров осуществляется силами транспортной организации, то покупатель обязан проверить соответствие поставленных товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Порядок приемки товаров в торговых организациях установлен Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации Роскомторга). В соответствии с п. 2.1.5 Методических рекомендаций Роскомторга порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и так далее.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и (или) расчетных документах, в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6 и ГК РФ, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Обращаем ваше внимание, что в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" указано, что порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7, может применяться покупателем только в случаях, когда это непосредственно предусмотрено договором поставки.
Если торговая организация получает товар на складе поставщика, то приемка товара материально ответственным лицом торговой организации осуществляется по доверенности. Унифицированные формы доверенностей N М-2 или N М-2а, используемые для этих целей, утверждены Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Вместе с доверенностью материально ответственное лицо торговой фирмы, получающее товары, обязано предъявить поставщику документ, удостоверяющий его личность.
Если товар находится в ненарушенной таре, то допускается приемка товара по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Причем если проверка фактического наличия товара в таре не проводится, то об этом делается соответствующая отметка в сопроводительном документе.
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на них организация-покупатель ставит свой штамп, что является подтверждением соответствия принятых товаров данным, указанным в сопроводительной документации. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее печатью торговой организации.
Если материально ответственное лицо получает товар от перевозчика - железной дороги, от организации водного или воздушного транспорта, то приемка товара производится на железнодорожной станции, пристани или в аэропорту. Приемка товара на станции назначения также осуществляется по доверенности, причем в первую очередь материально ответственное лицо, получившее на руки товаросопроводительные документы на товар, проверяет исправность вагона, контейнера или иной упаковки, в которой доставлен товар, и только потом, в присутствии представителей транспортной организации, товар проверяется по количеству мест, а в необходимых случаях - и по массе. Представитель станции назначения в соответствующей накладной должен сделать отметку об исправности вагона, контейнера или иной упаковки, в которой доставлен товар.
Если при приемке товара на станции назначения выявляются факты неисправности вагона, контейнера или упаковочной тары, то представитель торговой организации обязан потребовать от перевозчика, доставившего товар, составления коммерческого акта, копия которого должна быть передана торговой организации. В дальнейшем этот акт будет являться основанием для выставления претензии либо поставщику, либо перевозчику. Если транспортная организация отказывается составлять этот документ, то приемка товаров должна проводиться в присутствии представителя либо транспортной милиции, либо торгового отдела местной исполнительной власти, с последующим составлением акта приемки.

Обратите внимание! При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров, на это прямо указано в п. 2.1.6 Методических рекомендаций Роскомторга.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, торговая организация должна составить акт, который впоследствии будет являться юридическим основанием для предъявления претензии. В этом случае на сопроводительных документах к товару делается отметка об актировании.
Если количественные или качественные расхождения установлены по товару отечественного производства, то составляется акт формы N ТОРГ-2, если актируется импортный товар, то применяется форма N ТОРГ-3, унифицированные формы указанных актов утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.
Как следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132, формы N N ТОРГ-2 и ТОРГ-3 применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, и являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи.
Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.
Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Товары, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет".
Акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и так далее) передаются в бухгалтерию под расписку.
Обращаем ваше внимание, что акт по форме N ТОРГ-2 составляется в четырех экземплярах, а по форме N ТОРГ-3 - в пяти.
Если поставщиком товара является иностранное лицо, то условия приемки товаров по количеству и качеству должны определяться непосредственно в договоре. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в контракте, то при приемке необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г.
Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и (или) качества товара договору, составляется рекламационный акт. Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица покупателя, представителя иностранного поставщика (если поставщик согласен, то допускается составление акта при его отсутствии) и экспертов торгово-промышленной палаты (далее - ТПП). Если присутствие экспертов представителей ТПП невозможно, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Порядок и сроки составления рекламационных актов установлены в Инструкции о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г.
Следует иметь в виду, что оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).
Поступающие товары принимаются к учету в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Претензии покупателя» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о железном пруте
Торговля фиктивными товарами
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ


Категорія: Торгівля: енциклопедія | Додав: koljan (31.10.2011)
Переглядів: 812 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП