Пунктом 2 ст. 154 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Обращаем ваше внимание на то, что в НК РФ не уточнено, какие суммы субсидий не включаются в налоговую базу налогоплательщика. Однако, по мнению чиновников Минфина России, изложенному в Письме от 6 сентября 2007 г. N 03-07-11/389, в налогооблагаемую базу налогоплательщика не включаются только суммы бюджетных средств, полученных налогоплательщиком на покрытие убытков, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Если же суммы получены из бюджета на оплату подлежащих обложению НДС товаров (работ, услуг), то они на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ включаются в налоговую базу налогоплательщика НДС. Аналогичного подхода придерживается, в основном, и правоприменительная практика, о чем свидетельствуют, например, Постановление ФАС Уральского округа от 5 марта 2007 г. N Ф09-1134/07-С2 по делу N А50-15308/06, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 августа 2007 г. по делу N А29-7607/2006-2э и другие. Вместе с тем имеются и примеры судебных решений (смотрите Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 января 2006 г. по делу N А05-7120/05-12), в которых арбитры признали, что суммы субсидий не включаются в налоговую базу по НДС независимо от того, на какие цели они направлены. Нужно сказать, что на сегодняшний день, по мнению автора, такой подход представляется очень рискованным, ведь такая точка зрения неизбежно приведет налогоплательщика в суд и еще неизвестно, какое решение примут арбитры. Позиция Министерства финансов Российской Федерации в 2009 г., в частности, в лице Лермонтова М.Ю. остается такой, что суммы субсидий не подлежат включению в налоговую базу по НДС. Свою точку зрения сотрудник финансового ведомства объясняет тем, что п. 2 ст. 154 НК РФ является специальной нормой и именно ее следует применять в данном случае. Такая позиция чиновника подтверждается и широкой арбитражной практикой. Примером может служить Постановление ФАС Уральского округа от 24 марта 2008 г. N Ф09-1935/08-С2. Однако до сих пор не все суды соглашаются с позицией Минфина России. В связи с этим интересны примеры судебных решений, в частности, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2009 по делу N А28-10955/2008-452/21.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Налог на добавленную стоимость» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»