Товароснабжение — это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров. Существуют следующие формы товароснабжения: транзитная — поступление закупленных товаров в магазины непосредственно от поставщиков; складская — поступление закупленных товаров через склады оптовых посредников. Например, в магазины США поставку продуктов осуществляют следующим образом: овощи и фрукты — 87% со своих складов, 13% — непосредственно от изготовителей; молочные продукты — 34 и 66% соответственно; мясо и колбасные изделия — 77 и 23%; бакалейные товары — 74 и 26%; хлебобулочные изделия — 24 и 76%; непродовольственные товары — 35 и 65%. Товары, имеющие высокую скорость оборачиваемости и короткий срок хранения, доставляются в магазин в контейнерах на роликах (тара-оборудование). Доля товаров в контейнерах в общем объеме поставок составляет: фрукты и овощи — 69%, мясо и колбасные изделия — 66%, хлеб и хлебобулочные изделия — 47%, молочные продукты — 66%, бакалейные товары — 40%, непродовольственные товары — 34%. Кроме контейнеров на роликах в процессе доставки используют поддоны. Принципами товароснабжения являются: • планомерность — завоз товаров на основе плановых графиков завоза; • ритмичность — завоз товара через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта; • оперативность — осуществление процесса товароснабжения в зависимости от изменения спроса; • экономичность — минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на доставку товаров. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления рациональной звенности товародвижения; • централизация — товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков; • технологичность — использование индустриальной системы товароснабжения с использованием контейнеров. Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах: количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт; потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей); товар требует высокоспециализированного сервиса; объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер); у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений; происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем. На организацию товароснабжения оказывают влияние следующие факторы: • производственные (размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства); •транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта); •социальные (расселение населения, уровень денежных доходов); • торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формы и принципы товароснабжения» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»